№ 2-104(1)/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2017 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Викторовой И.В.
при секретаре Соловьевой Е.В.
с участием истца Сидорова А.А.,
представителя истца Лопоухова В.Ю.,
представителя ответчика Орловой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сидорова АА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Сидоров А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области (далее ГУ-УПФР в Пугачевском районе) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и назначении страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что в периоды работы в Пугачевском нефтегазодобывающем управлении АООТ «Саратовнефтегаз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «Правобережное управление технологического транспорта» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им был приобретен требуемый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по нормам п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением ГУ-УПФР в Пугачевском районе от ДД.ММ.ГГГГ <Номер> ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, установлено наличие 35 лет 11 месяцев 5 дней страхового стажа работы. Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 в разделе Х11 подраздел 2. «Добыча нефти, газа и газового конденсата», подраздел 3. «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца», позиция 02а-19217 указана должность «транспортировщики», дающая право на льготное пенсионное обеспечение. Указывая, что в спорные периоды его работа была связана с транспортировкой нефти на автоцистерне Камаз – 43101 от места нефтяного промысла к цистернам сборного пункта для последующий отправки железнодорожным составом на перерабатывающий завод, истец считал, что его работа в должности водителя занятого на транспортировке нефти продолжительностью 12 лет 06 месяцев является работой с тяжелыми условиями труда, что является основанием для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В связи с этим, просил признать незаконным решение ГУ-УПФР в Пугачевском районе от ДД.ММ.ГГГГ <Номер> об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных условиях периоды его работы в Пугачевском нефтегазодобывающем управлении АООТ «Саратовнефтегаз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «Правобережное управление технологического транспорта» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автомобиля, занятого в транспортировке нефти, и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Сидоров А.А. исковые требования поддержал. Пояснил, что в спорные периоды работал водителем нефтевоза Камаз – 43101 в опасных и вредных условиях труда. В его обязанности входила перевозка в цистерне нефти от скважины на базу в сопровождении оператора, который с его помощью заливал нефть в цистерны. Полагал, что об особых условиях его труда свидетельствуют предоставление дополнительного отпуска, ежегодное прохождение комиссии на допуск к работе, выдача молочных продуктов. Поскольку он как водитель нефтевоза занимался перевозкой нефти, что тождественно выполнению работ транспортировщика, участвовал в технологическом процессе добычи и переработки нефти, истец считал, что приобрел право на досрочное назначение пенсии.
Представитель истца адвокат Лопоухов В.Ю. исковые требования поддержал.
Представитель ГУ-УПФР в Пугачевском районе Орлова Е.М. иск не признала по тем основаниям, что в спорные периоды истец работал водителем 1 класса в транспортном цехе, но должность водителя не предусмотрена ни Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, ни Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10. Документального подтверждения выполнения истцом работ в качестве транспортировщика не имеется. В системе персонифицированного учета период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указаны без кода особых условий труда.
Третье лицо открытое акционерное общество «Саратовнефтегаз» о времени и месте судебного заседания извещено, представитель в суд не явился.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01.01.2015 г.), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п. 2 ч. 1, чч. 2, 3 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно подп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 1991 года.);
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список № 2 от 1956 года).
Согласно разъяснениям, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
Как следует из материалов дела, Сидоров А.А. в возрасте 55 лет ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ-УПФР в Пугачевском районе с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Решением ГУ-УПФР в Пугачевском районе от ДД.ММ.ГГГГ <Номер> ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Указанным решением пенсионный орган установил наличие у Сидорова А.А. страхового стажа работы – 35 лет 11 месяцев 5 дней и отсутствие стажа на соответствующих видах работ (т.1, л.д.7).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19п утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законами «О трудовых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 названого Закона, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Запись в трудовой книжке является одним из доказательств факта работы с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 5 указанного выше Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии.
Согласно записям в трудовой книжке Сидорова А.А. 20.11.1996 он был принят в Пугачевское нефтегазодобывающее управление АООТ «Саратовнефтегаз» в транспортный цех на должность водителя автомобиля 1 класса, 31.12.2002 уволен в порядке перевода в ООО «Правобережное управление технологического транспорта», 01.01.2003 принят в ООО «Правобережное управление технологического транспорта» в автотранспортный цех № 3 водителем 1 класса, 26.05.2009 уволен по п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ по сокращению штата (т.1, л.д.8-19).
В приказах по личному составу Пугачевского НГДУ АООТ «Саратовнефтегаз» за 1996-2002 годы истец указан – водитель автомобиля 1 класса, по личной карточке – водитель автомобиля Камаз 43101 нефт., в табелях учета рабочего времени – водитель, в приказе <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ о вводе в действие условий оплаты труда и в приказе <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении автомобилей, занятых перевозкой опасных грузов, Сидоров А.А. значится в транспортном цехе как водитель Камаза 43101, для начисления заработной платы на Сидорова А.А. заполнялась карточка шофера (т.1, л.д.132-169).
В приказах по личному составу ООО «Правобережное управление технологического транспорта» за 2002- 2009 годы, в личной карточке формы Т-2 истец указан – водитель 1 класса, автотранспортный цех <Номер> (т.2, л.д.37-44).
Записи в трудовой книжке, приказы о приеме в качестве водителя истцом не оспорены в установленном порядке.
Таким образом, установлено, что истец в спорные периоды работал водителем 1 класса в транспортном цехе Пугачевского НГДУ АООТ «Саратовнефтегаз» и автотранспортном цехе <Номер> ООО «Правобережное управление технологического транспорта».
Водитель не указан в разделе Х11 «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
Как следует из архивной справки областного государственного учреждения «Государственный архив новейшей истории Саратовской области» от ДД.ММ.ГГГГ № С-641, сообщения от ДД.ММ.ГГГГ № С-116, в документах архивного фонда ООО «Правобережное управление технологического транспорта» имеются Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту в соответствии со статьей 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (по Спискам № 1 и № 2 и «малым» Спискам) за 2003, 2004 и 2008 года, в которых сведений о Сидорове А.А. не имеется, должность водителя не значится (т.1, л.д.21, т.2 л.д.27).
В Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту в соответствии со статьей 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (по Спискам № 1 и № 2 и «малым» Спискам) Пугачевского НГДУ ОАО «Саратовнефтегаз» за 1999 год должность водителя не поименована (т. 2, л.д.12-19).
По смыслу ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования являются основанием для оценки пенсионных прав граждан. Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, имеющейся в отказном пенсионном деле Сидорова А.А., периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации застрахованного лица в системе персонифицированного учета – ДД.ММ.ГГГГ) указаны без кода особых условий труда (т.1 л.д.236-243).
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и законодательство, суд пришел к выводу, что у истца отсутствует необходимый стаж работы для назначения досрочной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, поэтому решение ГУ-УПФР в Пугачевском районе от ДД.ММ.ГГГГ <Номер> об отказе истцу в назначении льготной пенсии по старости является законным и оснований для его отмены не имеется.
Доводы истца о том, что как водитель нефтевоза он занимался перевозкой нефти, что тождественно выполнению работ транспортировщика, не могут быть приняты во внимание, поскольку в указанные периоды не были внесены изменения в наименование его должности.
Из характеристик работ транспортировщика, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ <Номер> «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР», раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» следует, что к должностным функциям транспортировщика относятся: переноска вручную и перевозка на тележках, вагонетках и других транспортных средствах на рабочие места различных производственных грузов: сырья, полуфабрикатов, деталей, изделий, инструмента, приборов и т.п., требующих осторожности; вредных, пожаро- и взрывоопасных веществ согласно сменному заданию. Доставка и сдача на склад и ОТК указанных грузов с соответствующим оформлением приемо-сдаточных и сопроводительных документов (3разряд) (т.1 л.д.20).
Доказательств в подтверждение выполнения таких работ истцом, который в силу ст. 56 ГПК РФ обязан был доказать соответствующие обстоятельства, не представлено. Между тем, штатным расписанием Пугачевского НГДУ АООТ «Саратовнефтегаз» за 1999 г., штатными расписаниями и тарификацией за 2003-2009 гг. ООО «Правобережное управление технологического транспорта» не предусматривалась должность транспортировщика (т.2 л.д.7-10,45-61).
Более того, согласно разъяснениям, данным в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2013 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Доводы Сидорова А.А. о том, что об особых условиях его труда свидетельствуют предоставление дополнительного отпуска (о чем указано в коллективном договоре ОАО «Саратовнефтегаз» на 1995-1997 гг., приказе от 22.01.1998 № 7-к (т.1, л.д.133, 170-182), ежегодное прохождение комиссии на допуск к работе, выдача молочных продуктов суд находит несостоятельными, поскольку такие льготы не могут являться бесспорным доказательством выполнения им работ в условиях, предусмотренных Списком № 2 от 1991 года.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что требования Сидорова А.А. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы в должности водителя автомобиля, занятого в транспортировке нефти, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Сидорова АА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и назначении страховой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия
решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 06.03.2017.
Судья