РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Жердевка Тамбовской области 07 апреля 2014г.
Жердевский районный суд в составе:
председательствующего судьи Кобозева Е.В.
при секретаре Кондауровой О.М.
с участием сторон: истца Косаревой Лидии Михайловны.
ответчика: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Жердевском районе Тамбовской области – по доверенности Рябова Алексея Петровича, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косаревой Лидии Михайловны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Жердевском районе Тамбовской области о включении периода трудовой деятельности в общий трудовой стаж, перерасчете назначенной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
С 25.06.2003г. Косаревой Л.М. назначена пенсия по старости пожизненно – л.д. 98.
11.12.2013г. Косарева Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Жердевском районе о перерасчете назначенной пенсии. В обоснование заявления указано, что в ноябре 2013г. при разговоре с работниками ГУ УПФ РФ в Жердевском районе стало известно, что ей недоплачивается пенсия. Со своим пенсионным делом она не может ознакомиться.
В дополнительном исковом заявлении Косарева Л.М. обосновывает свои требования тем, что при подсчете стажевого коэффициента была допущена ошибка, не включен в стаж трудовой деятельности период с 1997г. по 2003г. Взносы уплачивались ей своевременно, с момента создания пенсионного фонда. Просит суд увеличить стажевой коэффициент до 0.68, обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии с 25.06.2003г. с учетом индексаций и корректировок, которые были произведены за истекший период времени.
В судебном заседании Косарева Л.М. настаивает на удовлетворении иска, просит суд включить в общий трудовой стаж период трудовой деятельности с 12.01.1999г. по 31.12.2001г., который не засчитан ответчиком в стаж работы по причине отсутствия данных об уплате страховых взносов за этот период времени. Произвести перерасчет пенсии с момента назначения, с учетом индексации и оплатить разницу недополученной пенсии.
Представитель ответчика Рябов А.П. иск не признал по основаниям, изложенные в возражении на иск. В возражении указано, что истец указывает, что при подсчете стажевого коэффициента, УПФР была допущена ошибка, не включен в ее стаж период трудовой деятельности с 1997г. по 2003г. Данный довод не соответствует действительности.
Статьей 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее ФЗ № 173-Ф3) определены Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа:
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Косарева JI.M. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования - 12 января 1999г. То есть с этой даты ее периоды работы должны быть подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изменениями и дополнениями):
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в частности следующие сведения:
сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В ходе проверки правильности назначения пенсии по старости Косаревой JI.M., УПФР в Жердевском районе Тамбовской области 25 мая 2010г. был сделан перерасчет ее трудовой пенсии по старости, с учетом вышеуказанных норм законодательства (в страховой стаж был включен период работы с 01.01.1998г. по 11.01.1999г., т.е. по день регистрации истца в качестве застрахованного лица).
Перерасчет был произведен с 26.06.2003г. по 31.05.2010г. с учетом всех индексаций за данный период. Данный факт подтверждает информация о выплате, которая находиться в пенсионном деле на л. 37 - 40 оборот.
При этом стажевый коэффициент, который учитывается при расчете размера трудовой пенсии, у Косаревой JI.M. составляет 0,65 (общий трудовой стаж 20 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-Ф3) (л. 35 пенсионного дела).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ № 173-Ф3 в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по установленной форме.
С 1 января 2002г. при расчете суммы пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии, учитывается сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поэтому, спорным является период с 12.01.1999г. по 31.12.2001г.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета (в т.ч. сведения о трудовом стаже, о заработке (вознаграждении), доходе и сумме начисленных страховых взносов) за данный период страхователем «Юридическая консультация», per. ном. в ПФР: 079-003-000193, на застрахованное лицо Косареву Л.M. не представлены.
Страхователь «Юридическая консультация» (Косарева J1.M. являлась заведующей данной юридической консультации и лично представляла в Управление расчетные ведомости по страховым взносам, подписанные ею как руководитель Юридической консультации):
за 1999г.-2000г. представлял в УПФР в Жердевском районе сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц;
за 2001г. данные сведения страхователь в УПФР в Жердевском районе не представлял, уплату страховых взносов не производил.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ № 173-Ф3 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поэтому Управление считает, что законные основания для включения периода работы истца с 12.01.1999г. по 31.12.2001г. в общий трудовой стаж, отсутствуют.
Требование Косаревой JI.M. о возложении обязанности на УПФР в Жердевском районе Тамбовской области увеличить стажевый коэффициент, для расчета ее пенсии по старости до 0,68 считают не законными (не корректным), т.к. стажевый коэффициент рассчитывается исходя из общего трудового стажа (до 1 января 2002г.).
Ссылку истца, на то, что в материалах дела имеется бланк заявления, исполненный типографским способом, ею не подписанный, для сообщения сведений о персонифицированном учете, считают так же не обоснованной. Данный документ, является внутренним документом Управления, содержащиеся в нем сведения необходимы для назначения пенсии по старости. Так как индивидуальные сведения на Косареву JI.M. отсутствовали, то в данной форме указано: нет инд. свед. (л. 9 пенсионного дела).
Об отсутствии сведений индивидуального (персонифицированного) учета (в частности в 2003г.) Управление извещало граждан, подавших заявление о назначении пенсии, устно и предлагало обратиться к работодателю (страхователю), что бы страхователь представил данные сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ФЗ № 173-Ф3 перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п. 2 ст. 20 ФЗ № 17Э-ФЗ).
Следовательно, требования истца о возложении обязанности на УПФР в Жердевском районе Тамбовской области произвести перерасчет назначенной ей пенсии по старости со дня обращения, т.е. с 25.06.2003г. с учетом индексаций, не законны. По настоящее время необходимые для такого перерасчета документы не представлены.
Помимо установленных ФЗ № 173-Ф3 сроков перерасчета размера трудовой пенсии, п. 1 ст. 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности, который составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Выслушав стороны, пояснения специалистов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, имеющейся в материалах дела (л.д. 131), Косарева Л.М. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 12 января 1999г.
Учитывая, что спорный период с 12 января 1999 г. по 31 декабря 2001 г. приходится на периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" он подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Статьями 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учёта) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов.
Вместе с тем, принимая во внимание положения статьи 30 названого Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3, при исчислении расчётного размера трудовой пенсии спорный период Косаревой Л.М. в Жердевской юридической консультации может быть засчитан и в общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. Доказательствами, подтверждающими общий трудовой стаж, в таком случае являются трудовая книжка и другие документы, выданные с места работы (либо вышестоящей организацией) или архивным учреждением, а также свидетельские показания при отсутствии документов.
Как усматривается из материалов дела, выписки из трудовой книжки л.д. 9, Косарева Л.М. с 1.03.1979г. и по настоящее время работает адвокатом в Тамбовской областной коллегии адвокатов.
Согласно справки от 2.04.2013г, выданной НО «Тамбовская областная коллегия адвокатов» - л.д. 172, имеются данные о периодах работы Косаревой Л.М. с 12.01.1999г. по 31.12.2001г., за который учитывался заработок – л.д. 172об.
Так же в материалах дела на л.д. 140-144 имеются данные, что за 1999 – 2000 г. Жердевская юридическая консультация уплачивала страховые взносы.
При таких обстоятельствах довод ответчика об отказе включить в общий трудовой стаж период работы с 12.01.1999г. по 31.12.2001г. не соответствует положениям действующего законодательства и содержащимся в деле доказательствам.
Доводы ответчика о применении к данным правоотношениям срока исковой давности, не основано на положениях ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Правоотношения, возникшие между сторонами по делу (истцом и ответчиком - ГУУПФ РФ в Жердевском районе) вытекают из законодательства о пенсионном обеспечении и носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, касающиеся исковой давности, к этим правоотношениям применению не подлежат.
Таким образом, спорный период трудовой деятельности Косаревой Л.М. с 12.01.1999г. по 31.12.2001г. должен быть включен в общий трудовой стаж. Так как трудовой стаж Косаревой Л.М. увеличивается по сравнению с тем, который подсчитан ответчиком, на ответчика необходимо возложить обязанность по перерасчету размера назначенной трудовой пенсии с 25.06.2003г., применить индексацию и произвести выплату, которая была недоплачена ответчиком в связи с не правильным применением законодательства, на момент назначения пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, СУД
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 12.01.1999░. ░░ 31.12.2001░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ 25.06.2003░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.04.2014░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░