Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-393/2019 ~ М-334/2019 от 04.10.2019

Дело № 2-393/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2019 года г. Кириллов

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующий судья Веденина Е.В.,

при секретаре Васильевой Е.А.,

с участием помощника Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкина Н.М.,

представителей ответчиков Кузнецовой И.В., Парамоновой А.В., Вишняк Н.Н.,

рассмотрев исковое заявление Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Липовское Кирилловского района Вологодской области, ООО «Липовское ЖКХ», администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов,

УСТАНОВИЛ:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Липовское Кирилловского района, ООО «Липовское ЖКХ» и администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области, в котором с учетом уточнения просит возложить на администрацию Кирилловского муниципального района Вологодской области, администрацию сельского поселения Липовское Кирилловского района и ООО «Липовское ЖКХ» обязанность в срок до 31 декабря 2022 года разработать в установленном порядке проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, сельское поселение Липовское, п. Косино; возложить на ответчиков обязанность в срок до 31 декабря 2023 года провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, сельское поселение Липовское, п. Косино, в порядке, установленном проектом рекультивации данного земельного участка, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В обоснование заявленных требований указал, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка по фактам несанкционированного размещения отходов на территории сельского поселения Липовское Кирилловского района. В ходе проверки было установлено, что должностными лицами администрации Кирилловского муниципального района, администрации сельского поселения Липовское и ООО «Липовское ЖКХ» не в полной мере исполняются требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку на территории сельского поселения Липовское, а именно на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, с/п Липовское, п. Косино, предоставленном постановлением администрации Кирилловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в аренду ООО «Липовское ЖКХ», находится несанкционированная свалка отходов, не внесенная в Государственный реестр объектов размещения отходов. Использование земельного участка для несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, осуществляемого с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, может создать реальную угрозу загрязнения атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, а также ухудшения среды обитания человека. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель, обязаны обеспечить их рекультивацию.

В судебном заседании помощник Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкин Н.М. на удовлетворении заявленных требований настаивал по тем же основаниям.

Представитель ответчика – администрации сельского поселения Липовское Кирилловского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области Кузнецова И.В. решение вопроса оставила на усмотрение суда, пояснив, что предложенные прокурором сроки проведения работ являются достаточными, в настоящее время решается вопрос финансирования. Вопрос о рекультивации объекта решался и до обращения прокуратуры в суд. Разработана Программа рекультивации свалки, поэтому виновного бездействия администрации района нет.

Представитель ответчика - администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области Парамонова А.В. суду пояснила, что администрация района намерена разработать техническую документацию и рекультивировать свалку. Могут возникнуть проблемы с прохождением экологической экспертизы.

Представитель ответчика ООО «Липовское ЖКХ» Вишняк Н.Н. возражал против удовлетворения иска в отношении Общества.

Представитель третьего лица ООО «Чистый след» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, представил письменный отзыв, в котором указал, что информация о местах несанкционированного размещения отходов, в том числе о несанкционированной свалке на территории сельского поселения Липовское Кирилловского района, включена в территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области, утвержденную приказом Департамента ТЭК и ТР области 29.12.2016 №174. Мероприятия, необходимые для реализации территориальной схемы, в том числе перечень несанкционированных свалок, подлежащих ликвидации, и сроки их рекультивации содержатся в региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства области от 22.10.2018 №941. Срок ликвидации указанной несанкционированной свалки – 2023 год.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные природоохранным прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ч.1 ст.22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 6 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно ч.4 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пп.24 п.1).

В соответствии со ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурорской проверки, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, с/п Липовское, п. Косино, расположена свалка твердых бытовых отходов.

Земельный участок, на котором располагается свалка твердых бытовых отходов, постановлением администрации Кирилловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду ООО «Липовское ЖКХ» во временное пользование на срок 5 лет для хранения и захоронения отходов.

Администрацией Кирилловского муниципального района с ООО «Липовское ЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, с/п Липовское, п. Косино. Действие договора прекращено в 2018 году. Согласно данному договору ООО «Липовское ЖКХ» на указанном земельном участке в период 2013 – 2018 г. осуществляло размещение отходов, образованных жителями Липовского сельского поселения. С 2018 года на данном земельном участке деятельность по размещению отходов не осуществляется, земельный участок огорожен, доступ на него ограничен.

Согласно информации Северного межрегионального Управления Росприроднадзора свалка отходов, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером не была включена и в настоящее время не включена как объект размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области, утвержденной приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области от 29.12.2016 №174 (далее – Территориальная схема), указанная свалка является объектом несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и должна быть ликвидирована и рекультивирована.

Частью 6 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой Порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее – Порядок рекультивации).

Согласно части 3 Порядка рекультивации, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Исходя из п.3.5.42 Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16.11.2015 №958, к полномочиям Департамента относится разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

В соответствии с территориальной схемой в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Вологодской области, утвержденной приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 29.12.2016 №174, а также региональной программой в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2018 №941 указанная свалка подлежит рекультивации в 2023 году.

Согласно ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I – V классов опасности, являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Разрешая спор, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░/░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░/░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░

2-393/2019 ~ М-334/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Кирилловского муниципального района
Администрация сельского поселения Липовское
ООО "Липовское ЖКХ"
Другие
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ООО "Чистый след"
Суд
Кирилловский районный суд Вологодской области
Судья
Веденина Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kirillovsky--vld.sudrf.ru
04.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2019Передача материалов судье
07.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Судебное заседание
23.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее