Судья Паншин Д.А. Дело № 21-871/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев 11 октября 2017 года в г. Сыктывкаре жалобу председателя правления СНТ "Коммунальник-2" на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 августа 2017 года, которым
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору Немчинова В.Н. <Номер обезличен> от 07 июня 2017 года о привлечении СНТ "Коммунальник-2" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба СНТ "Коммунальник-2" - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору Немчинова В.Н. <Номер обезличен> от 07 июня 2017 года СНТ "Коммунальник-2" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, СНТ "Коммунальник-2" обратилось с жалобой в суд.
По результатам рассмотрения жалобы судьёй городского суда принято указанное выше решение.
В жалобе СНТ "Коммунальник-2" ставится вопрос об отмене решения судьи районного суда по доводам в ней изложенным.
Заслушав председателя правления СНТ "Коммунипльник-2" К.., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении С.., проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3-8 данной статьи.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со статьёй 1 приведённого Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
К нормативным документам названной нормой отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании требований статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности" с учётом положений статьей 38 приведённого Закона требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, являются обязательными к исполнению и обязанность их соблюдения возлагается на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", положениями статьи 1, требования настоящего Закона обязательны для исполнения, в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом облуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно части 2 статьи 69 названного Федерального закона пожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков).
В силу требований пункта 78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Согласно пункту 72(3) названных Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.В соответствии с пунктом 4.7 СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. СНиП 30-02-97, расстояние от застройки на территории садоводческих объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности по адресу: ... СНТ "Коммунальник-2" выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в необеспечении расстояния от южных границ участков <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> до лесных массивов смешанных пород не менее 25 метров (фактическое расстояние от южных границ участков <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> составляет от 2 до 10 метров), чем нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 69, части 4 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.14 СП 4.13130.2013.
Указанные обстоятельства явились основанием составления в отношении СНТ "Коммунальник-2" протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемых постановления должностного лица и судебного решения.
Давая оценку обжалуемому постановлению по жалобе заявителя, суд, руководствуясь требованиями закона, исходил из доказанности факта нарушения Обществом требований пожарной безопасности в результате необеспечения соблюдения расстояния границ садоводческих участков до лесных массивов смешанных пород.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Данные обстоятельства должны подтверждаться совокупностью собранных по делу доказательств, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Вместе с тем, доказательств совершения СНТ "Коммунальник-2" вмененного правонарушения материалы дела не содержат.
Должностное лицо Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара, составившее протокол об административном правонарушении, - С. пояснил, что расстояние от границ садоводческих участков до лесных массивов должностным лицом было определено визуально, при установлении расстояния проведение замеров средствами измерения не производилось, соответствующих актов не составлялось.
При указанных обстоятельствах вывод о несоблюдении ответственным лицом требований пожарной безопасности при эксплуатации садовых участков является преждевременным, необходимыми доказательствами не подтверждён.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В данном случае, с учётом вышеназванных положений закона в отсутствие безусловных и необходимых доказательств необеспечения Обществом требований пожарной безопасности привлечение СНТ "Коммунальник - 2" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в необеспечении соблюдения расстояния границ садоводческих участков до лесных массивов смешанных пород нельзя признать правомерным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных частями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
С учётом изложенного, обжалуемое решение и постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору Немчинова В.Н. <Номер обезличен> от 07 июня 2017 года, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 августа 2017 года, вынесенные в отношении СНТ "Коммунальник - 2" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить,
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием в действиях СНТ "Коммунальник - 2" состава административного правонарушения.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья В.М. Соболев