Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2017 г. с.Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Ахадаевой С.А., с участием представителя истца Маркова Б.В., представителя ответчика Прибайкальской районной администрации Лукьяненко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации, МУП «Ильинка», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства,
установил:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Малханов В.Е. обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации, МУП «Ильинка», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия с требованиями о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства, просит суд (с учетом уточнения исковых требований) обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке и утверждению проектной документации на объект коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес> в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством; обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее по тексту также - Министерство строительства), Прибайкальскую районную администрацию принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес>; обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес> <адрес> обязать Прибайкальскую районную администрацию, МУП «Ильинка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений <адрес> в реку Таловка с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Таловка, до окончания строительства и ввода в эксплуатацию новых очистных сооружений <адрес>; обязать Прибайкальскую районную администрацию, МУП «Ильинка» устранить нарушения требований природоохранного законодательства до окончания строительства и ввода в эксплуатацию новых очистных сооружений <адрес> путем: - разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Таловка при сбросе сточных вод с очистных сооружений <адрес>; - обеспечения соблюдения режима обеззараживания сточных вод; - проведения в постоянном режиме производственного контроля; - проведения в постоянном режиме профилактических, в том числе дезинвазионных мероприятий.
Свои требования истец мотивировал тем, что проведенной проверкой совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по РБ, Байкальского управления Росприроднадзора, лабораторий ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ» соблюдения законодательства при эксплуатации очистных сооружений на Байкальской природной территории озера Байкал установлено, что очистные сооружения <адрес> расположены в водоохранной зоне реки Таловка, в границах Байкальской природной территории озера Байкал. Биологические очистные сооружения проектной мощностью 1000 м?/сутки эксплуатируются с ДД.ММ.ГГГГ. Состав сооружений: приемник-гаситель напора, горизонтальная песколовка- 2 шт., двухъярусный отстойник - 2 шт., приемный резервуар с хлораторной, биофильтр - 2 секции, вторичные отстойники, иловые карты - 4 шт. Сброс сточных вод производится по железобетонному лотку закрытого типа, выпуск сосредоточенный, береговой длиной № м до береговой черты, контрольный створ в № м от выпуска в <адрес>, фон - выше № м. Прибайкальская районная администрация осуществляет эксплуатацию очистных сооружений в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, то есть допускается самовольное использование водного объекта р.Таловка для сброса сточных вод без разрешительных документов, в отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов вводные объекты, что является нарушением п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ, ч.4 ст.23, ч.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ.
Кроме того, сброс химических веществ в р.Таловка ведется в отсутствие разрешения, выдаваемого органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (Росприроднадзор), что является нарушением ч. 4 ст.23, ч.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
При проведении проверки специалистами филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» отобраны пробы, в том числе: сточных вод (до очистки и после проведения технологического цикла очистки); природной воды р. Таловка. Результаты испытаний сточных вод свидетельствуют о превышении допустимого содержания веществ в сточных водах при их сбросе в водные объекты в пределах центральной и буферной экологических зон Байкальской природной территории, утверждённых приказом Минприроды России от 05 марта 2010 г. № 63, а именно: превышение ПДК по взвешенным веществам в № раза, аммоний-иону в № раз, анионным поверхностно-активным веществам в № раза, хлорид-иону в № раза, сульфат-иону в № раза, фосфат-иону в № раз, нефтепродуктам в № раза, железу общему в № раза.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. №552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, к которым относится р. Таловка. В контрольном створе р.Таловка по сравнению с фоном отмечается влияние сброса сточных вод на состояние водного объекта по аммоний-иону в № раз, нитрит-иону в № раза, нитрат-иону в № раза, хлорид-иону, в № раза, сульфат-иону в № раза, фосфат-иону в № раза, нефтепродуктам в № раза, по БПК5 в № раза. При этом концентрация в контрольном створе превышают ПДК рыбохозяйственного водного объекта по аммоний-иону в № раз, нитрит-иону в № раз, фосфат-иону в № раза. Качественный состав природной воды в фоновом створе превышает ПДК рыбохозяйственного водного объекта по иону аммония, нитрит-иону и фосфат-иону. Изложенное повлекло загрязнение окружающей среды - реки Таловка и озера Байкал, как водосборного объекта в целом.
В соответствии с Нормативами предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умерено опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, утверждёнными Приказом Минприроды России от 05 марта 2010 г. №63, к категории «высокоопасные» относятся нефтепродукты, АПАВ; к категории «умеренно опасные» относятся нитрит-анион, нитрат-анион, фосфат-анион, железо, хлориды, сульфаты.
Таким образом, Прибайкальская районная администрация и МУП «Ильинка» при осуществлении хозяйственной деятельности по эксплуатации очистных сооружений, предусматривающей очистку загрязненных сточных вод, в состав которых входят экологически опасные вещества, допускается сброс недостаточно очищенных сточных вод с концентрацией, превышающей допустимое содержание веществ в сточных водах при их сбросе в водные объекты в пределах центральной и буферной экологических зон Байкальской природной территории, утверждённых приказом Минприроды России от 05 марта 2010 г. № 63. Кроме того, наблюдается химическое изменение качества воды поверхностного водного объекта, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу состоянию растительного и животного мира в природном водном объекте.
В нарушение ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; п. 6.11 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22 июня 2000 г. (далее - СанПиН 2.1.5.980-00) не согласован с органами Роспотребнадзора проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект для очистных сооружений <адрес>.
В нарушение п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 не соблюдается режим обеззараживания сточных вод.
В нарушение п. 6.12, 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00, п.п. 4.2., 5.5, 5.8 МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» (далее МУ 2.1.5.800-99) не в полном объеме проводился производственный контроль за эффективностью работы очистных сооружений.
В нарушение п. 16.2. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50, не проводятся профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия, на очистных сооружениях непрерывно, допускается сброс не обеззараженных от возбудителей паразитарных заболеваний сточных вод в поверхностные водоемы, обезвреживание сточных вод и осадков от возбудителей паразитозов не проводится.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В ходе натурного осмотра очистных сооружений <адрес> установлено, что их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. №168 (далее -ПТЭ), что создает угрозу причинения вреда окружающей среды в виде загрязнения воды в реке Таловка, загрязнения подземных вод и почвы недостаточно очищенными сточными водами.
В нарушение требований законодательства, пункта 1.1.28 ПТЭ, регламента работы узлов сооружений установлено, что техническое состояние узлов очистных сооружений крайне неудовлетворительное, вследствие чего эксплуатация узлов очистных сооружений не производится.
При натурном осмотре узлов очистных сооружений установлено, что все здания узлов очистных сооружений: песколовок, первичных отстойников, биофильтров находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют ремонта - стены, потолки, полы разрушаются, отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, металлические ограждения подвержены коррозии; подводящие и отводящие лотки в горизонтальных песколовках, первичных и вторичных отстойниках, переливные бортики в первичных и вторичных отстойниках разрушены, требуют ремонта; трубопровод для удаления осадка из вторичных отстойников находится в нерабочем состоянии, насос для откачки осадка также в нерабочем состоянии; на биофильтрах 50% сплинклерных головок для орошения тела биофильтра находятся в нерабочем состоянии; бачок Мюллера и лестница подвержены коррозии. Эксплуатация биологических очистных сооружений не осуществляется, подводящие и отводящие лотки в горизонтальных песколовках, первичных и вторичных отстойниках загрязненные, не производится их очистка; во вторичных отстойниках не обеспечивается равномерность перелива сточных вод, зеркало воды во вторичном отстойнике загрязненное, на поверхности сточных вод наблюдаются скопления ила, что приводит к его выносу из вторичных отстойников в водный объект - р. Таловка; во вторичных отстойниках не производится удаление осадка; тело биофильтра орошается не полностью, присутствуют застойные зоны, тело не штыкуется.
Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника.
Сброс недостаточно-очищенных сточных вод загрязняет реку Таловка, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, поскольку очистные сооружения расположены на водосборной площади озера Байкал. Таким образом, эксплуатация технически неисправных очистных сооружений <адрес>, результатом чего является сброс недостаточно-очищенных сточных вод в реку Таловка, приводит к загрязнению водного объекта, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке и озере Байкал, окружающей природной среде.
Непринятие мер Прибайкальской районной администрацией как собственником очистных сооружений и МУП «Ильинка» как эксплуатирующей организации мер по строительству новых очистных сооружений существенным образом нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в <адрес> вблизи реки, в том числе использующих эту воду для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, иных личных целей.
Кроме того, истец полагает, что Министерство строительства, являясь органом исполнительной власти Республики Бурятия, ответственным за финансирование проектирования и строительства очистных сооружений, не обеспечило своевременное финансирование и строительство объектов коммунальной инфраструктуры <адрес> в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 -2020 годы», что не соответствует целям вышеназванной программы.
В судебном заседании представитель истца Марков Б.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Лукьяненко А.С. исковые требования не признала, поскольку в настоящее время очистные сооружения <адрес> эксплуатируются МУП «Ильинка» по договору, у МО «Прибайкальский район» нет средств для строительства новых очистных сооружений, вместе с тем ответчик результаты проверки прокуратуры и выявленные нарушения не оспаривает, поэтому Прибайкальская районная администрация готова выполнить все необходимые действия для устранения указанных в иске нарушений за счет финансирования в рамках Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал», но в 2016-2017 г. письма администрации в адрес Министерства строительства о включении в ФЦП очистных сооружений <адрес> остались без ответа.
Представитель ответчика МУП «Ильинка» Галямов Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, направил заявление о согласии с иском.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Цырендоржиев А.В., Марактаев З.В., Байкальского управления Росприроднадзора Ганжурова Т.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, требования истца поддержали.
Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие в связи со служебной занятостью.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В письменном отзыве представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. просит отказать в удовлетворении исковых требований, указала, что заявляя требования о понуждении Министерства принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству очистных сооружений <адрес>, прокурор не обосновывает, в силу каких обстоятельств возникла необходимость понуждать Министерство к совершению определенных действиям, в силу каких норм законодательства (а не Положения о Министерстве) на Министерство может быть возложена данная обязанность, и какая имеется причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Министерства и наступившими последствиями в виде нарушения прав неопределенного круга лиц. Истцом не учтен установленный Порядок предоставления субсидий, положения ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальское природной территории на 2012-2010 годы», в том числе Приложение № 5 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных ФЦП. Финансирование мероприятий по проектированию и строительству очистных сооружений действительно возможно в порядке предоставления субсидии из республиканского бюджета. При этом обязанности по своей инициативе предоставить финансовые средства на разработку проектной документации и строительство очистных сооружений у Министерства нет. Такая обязанность появляется при определенных условиях, при инициировании муниципальным образованием определенной законодательством процедуры обращения к Министерству, установленной Постановлением Правительства РБ от 08 октября 2014 г. №490, при условии, в том числе, наличия разработанной проектно-сметной документации объекта строительства (реконструкции, технического перевооружения, в том числе с элементами реставрации), наличия положительной государственной экспертизы сметной стоимости, наличия заключения о достоверности определения сметной стоимости, и выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество. Проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают за счет средств местного бюджета. Исходя из положений п. 2.4 Порядка предоставления субсидий, ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (согласно которой организация в границах поселения водоотведения отнесена к вопросам местного значения городского поселения), муниципальное образование может самостоятельно разработать проектную документацию и построить очистные сооружения. При отсутствии финансовой возможности муниципальное образование вправе обратиться за включением мероприятий по строительству очистных сооружений в ФЦП «Охрана озера Байкал», а также за финансированием мероприятий по проектированию и строительству очистных сооружений с приложением финансово-экономического обоснования данного мероприятия согласно Порядку предоставления субсидии. Субсидии предоставляются главными распорядителями средств республиканского бюджета (к которым относится и Министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на основании закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период и соглашения о предоставлении субсидий, заключенного между главным распорядителем средств республиканского бюджета и муниципальным образованием. Процедура по обращению в Министерство с бюджетной заявкой Прибайкальской администрацией не начата, в связи с чем оснований для возложения на Министерство обязанности по финансированию объекта нет. Кроме того, считает, что при отсутствии требования прокурора о строительстве очистных сооружений и обоснования такой необходимости, требования о финансировании проектирования и строительства удовлетворены быть не могут.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно части 4 указанной нормы закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации сооружений, а именно: юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;
Приказом Минприроды РФ от 05 марта 2010 г. № 63 утверждены нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, в том числе на поверхностные водные объекты, имеющие постоянную или временную гидравлическую связь с озером Байкал, к которым относится река Таловка.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. №552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, к которым относится р. Таловка.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, вопросы организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются вопросами местного значения муниципальных районов.
При рассмотрении дела установлено, что очистные сооружения по адресу: <адрес> (далее по тексту - очистные сооружения <адрес>) расположены в водоохранной зоне реки Таловка, в границах Байкальской природной территории озера Байкал, на его водосборной площади, эксплуатируются с ДД.ММ.ГГГГ г., находятся в собственности МО «Прибайкальский район» на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, по договору от ДД.ММ.ГГГГ переданы в безвозмездное пользование МО «Ильинское» СП на срок № дней с правом пролонгации, по договору от ДД.ММ.ГГГГ закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Ильинка» на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Проведенной проверкой прокуратуры совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по РБ, Байкальского управления Росприроднадзора, лаборатории ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ» выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений <адрес>, установлено, что их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. №168 (далее - ПТЭ), техническое состояние узлов очистных сооружений крайне неудовлетворительное, результатом эксплуатации технически неисправных очистных сооружений <адрес> является сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Таловка, что приводит к загрязнению водных объектов - реки Таловка, которая является притоком реки Селенга и озера Байкал, нанося непоправимый ущерб его экосистеме, подземных вод и почвы, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реках Таловка, Селенга и озере Байкал, окружающей природной среде.
В нарушение ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 6.11 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22 июня 2000 г. (далее - СанПиН 2.1.5.980-00) не согласован с органами Роспотребнадзора проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект для очистных сооружений <адрес>. В нарушение п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 не соблюдается режим обеззараживания сточных вод. В нарушение п. 6.12, 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00, п.п. 4.2, 5.5, 5.8 МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» (далее МУ 2.1.5.800-99) не в полном объеме проводился производственный контроль за эффективностью работы очистных сооружений. В нарушение п. 16.2. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50, не проводятся профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия, на очистных сооружениях непрерывно допускается сброс не обеззараженных от возбудителей паразитарных заболеваний сточных вод в поверхностные водоемы, обезвреживание сточных вод и осадков от возбудителей паразитозов не проводится.
Учитывая крайне неудовлетворительное техническое состояние действующих очистных сооружений <адрес>, в настоящее время необходимо строительство и ввод в эксплуатацию новых очистных сооружений, а до их ввода в эксплуатацию на действующих очистных сооружениях как собственником объекта, так и эксплуатирующей организацией должны соблюдаться требования действующего природоохранного законодательства.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами дела, подтверждаются справками Байкальского управления Росприроднадзора, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, в том числе в части превышения допустимого содержания веществ в сточных водах при их сбросе в водные объекты и в контрольном створе реки в пределах центральной и буферной экологических зон Байкальской природной территории, утвержденных приказом Минприроды России от 05 марта 2010 г. №63, приказом Минсельхоза от 13 декабря 2016 г. №552. Ответчиками какие-либо доказательства в опровержение указанных доводов истца суду не представлены.
Кроме того, суд учитывает, что ранее неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при работе очистных сооружений <адрес> было предметом судебного разбирательства по иску Управления Роспотребнадзора в Республике Бурятия к Комитету по управлению муниципальным хозяйством МО «Прибайкальский район», <данные изъяты>» (предыдущая эксплуатирующая организация), сведения об исполнении решения <данные изъяты> районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ответчиками также не представлены.
Непринятие мер Прибайкальской районной администрацией как исполнительного органа собственника и МУП «Ильинка» как эксплуатирующей организации мер по поддержанию надлежащего технического состояния действующих очистных сооружений <адрес> и строительству новых очистных сооружений нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в <адрес> вблизи реки, в том числе использующих эту воду для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, иных личных целей.
Учитывая указанное, а также отнесение озера Байкал к объектам федерального значения и участкам всемирного природного наследия (решение XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию 1996 г.), необходимость сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, суд находит обоснованным обращение в суд Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Разрешая заявленные требования к ответчику Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее по тексту – Министерство строительства), суд исходит из установленных законодательством полномочий Министерства строительства по финансированию проектирования и строительства капитальных объектов жилищно-коммунального комплекса, к которым относятся очистные сооружений <адрес>.
Так, Министерство строительства в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 апреля 2009 г. №131, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности. (п. 1.1)
Основными задачами Министерства строительства являются, среди прочего, обеспечение функционирования жилищно-коммунального комплекса; развитие и совершенствование территории республики путем строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения; определение и обеспечение реализации приоритетных направлений модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса. (п. 2.2, 2.4)
К полномочиям Министерства строительства относится: разработка предложений по формированию федеральных целевых программ и государственных программ Республики Бурятия, разработка концепций стратегий государственных программ Республики Бурятия и ведомственных программ; организация работы с федеральными органами государственной власти по финансированию объектов капитального строительства; разработка предложений по формированию перечня объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия; внесение в Министерство финансов Республики Бурятия предложений по формированию республиканского бюджета и финансированию подведомственных министерству учреждений; осуществление полномочий получателя средств федерального бюджета, главного распорядителя, главного администратора средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций и обеспечение деятельности Министерства; осуществление функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства жилищно-коммунального назначения. (п. 3.5, 3.10-3.14)
В силу п. 1.4 указанного Положения Министерство строительства осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе, с органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. №847 утверждена федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» (далее по тексту также - федеральная целевая программа), целью которой является охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов, одной из задач программы является сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории.
В соответствии с п.2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» (Приложение № 5 к Федеральной целевой программе) субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, в том числе на строительство (реконструкцию, модернизацию) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и (или) предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование соответствующих объектов капитального строительства муниципальной собственности; на осуществление природоохранных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации и (или) предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование соответствующих мероприятий.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 08 октября 2014 г. №490, решение о предоставлении субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, принимается в форме распоряжения Правительства Республики Бурятия (п. 1.3);
главными распорядителями бюджетных средств при предоставлении субсидий выступают исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, ответственные за распределение объемов финансирования мероприятий государственной программы (подпрограммы), в рамках которых планируется предоставление субсидий, в пределах полномочий, определенных в установленной сфере ведения, в части строительства (реконструкции, технического перевооружения, в том числе с элементами реставрации) объектов капитального строительства - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (п. 1.4);
проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают за счет средств местного бюджета, за исключением объектов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и на территориях Прибайкальского, Иволгинского, Тарбагатайского, Селенгинского и Кяхтинского районов Республики Бурятия, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» (п. 2.4).
Таким образом, Министерство строительства в целях создания безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения, обеспечения повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения наделено полномочиями по участию в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции и модернизации капитальных объектов жилищно-коммунального комплекса на территории Прибайкальского района Республики Бурятия в рамках указанной федеральной целевой программы.
Учитывая письма Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства строительства о необходимых мероприятий по ремонту очистных сооружений <адрес>, в том числе в рамках федеральной целевой программы, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство строительства и Прибайкальскую районную администрацию обязанности по участию в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству очистных сооружений <адрес> в пределах предоставленных полномочий.
По вышеизложенным основаниям суд не принимает доводы возражений представителя ответчика Министерства строительства, изложенные в письменном отзыве, как не основанные на нормах действующего законодательства и не соответствующие обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск прокурора заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении сроков в случае, если действия по устранению нарушений должны быть совершены ответчиком, суд принимает предложенные истцом сроки исполнения заявленных требований как разумные и достаточные для выполнения необходимых мероприятий, учитывая, что ответчиками каких-либо доказательств обратного не представлено. При этом согласно положениям ст. 203 ГПК РФ не исключается право ответчиков при возникновении в ходе исполнения требований уважительных причин обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации, МУП «Ильинка», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке и утверждению проектной документации на объект коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес> в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством;
Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Прибайкальскую районную администрацию принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес>;
Обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес>;
Обязать Прибайкальскую районную администрацию, МУП «Ильинка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений <адрес> в реку Таловка с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Таловка до окончания строительства и ввода в эксплуатацию новых очистных сооружений <адрес>;
Обязать Прибайкальскую районную администрацию, МУП «Ильинка» устранить нарушения требований природоохранного законодательства до окончания строительства и ввода в эксплуатацию новых очистных сооружений <адрес> путем:
- разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Таловка при сбросе сточных вод с очистных сооружений <адрес>
- обеспечения соблюдения режима обеззараживания сточных вод;
- проведения в постоянном режиме производственного контроля;
- проведения в постоянном режиме профилактических, в том числе дезинвазионных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.
Судья С.В. Горковенко