дело № 2а-3656/2023
73RS0002-01-2023-004762-96
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Ульяновск 01 сентября 2023 года
Засвияжский районный суд в составе
председательствующего судьи Анципович Т.В.,
при секретаре Круглове Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести работы по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести работы по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного требования, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией города Ульяновска не выполняются обязанности по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии остановки общественного транспорта напротив дома №42 по ул.Автозаводская в г.Ульяновске, которая не соответствует п.5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», на остановке отсутствуют автопавильон (навес), скамья и урна для мусора.
Ранее прокуратурой района Главе города Ульяновска Болдакину А.Е. ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении вышеназванных нарушений закона. Согласно полученному ответу администрации ответчик не оспаривает отсутствие элементов благоустройства. Однако остановочный пункт на данный момент установить невозможно из-за зеленых насаждений, требуется глубокая обрезка деревьев (двух тополей). После выполнения МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению <адрес>» работ по обрезке деревьев, работы по установке остановочного павильона будут запланированы при наличии финансирования. До настоящего времени достаточные меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
Просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> по необеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в не обустройстве в соответствии с требованиями п.5.3.3.1 ФИО652766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» остановки общественного транспорта напротив <адрес> в <адрес>. Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ Привести в соответствии с требованиями п.5.3.3.1 ФИО652766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» остановку общественного транспорта напротив <адрес> в <адрес> путем установки на ней автопавильона (навеса), скамьи и урны для мусора.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации <адрес>, МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению <адрес>», Управление по благоустройству администрации <адрес>, МБУ «Дорремстрой».
Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика администрации города Ульяновска по доверенности Данилушкина А.В., являющаяся одновременно по доверенности представителем заинтересованного лица - Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ранее в ходе рассмотрения дела исковые требования не признавала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что факт отсутствия элементов благоустройства остановочного пункта напротив дома №42 по ул.Автозаводская в г.Ульяновске не оспаривает. В настоящее время деревья на остановочном пункте не обрезаны, что препятствует установке остановочного пункта. Обрезать деревья в отсутствие проекта благоустройства остановки общественного транспорта и порубочного билета невозможно.
Представители заинтересованных лиц МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска», Управление по благоустройству администрации г.Ульяновска, МБУ «Дорремстрой» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела судом извещались надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно подп.5 п.1 ст.14, подп.5 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу требований ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
В соответствии со ст. 3 данного Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1); элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения (п.8).
В силу ч.9 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6); информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения (п.10); осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (п.12).
Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст.17 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.2 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасных условий движения транспортных средств по автомобильным дорогам, предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.
В силу пунктов 1, 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся, в том числе остановочные пункты, пешеходные дорожки; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 названного Федерального закона).
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007), которым помимо прочего предусмотрено, что остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; переходно-скоростные полосы; заездной "карман" (при размещении остановки в зоне переходно-скоростной полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон; скамьи; туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м) (пункт 5.3.2.1)
Все требования стандартов являются обязательными к соблюдению согласно Федеральному закону №184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом регулировании» и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора <адрес> на основании ст.21 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», принял решение о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым решил провести с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверку в отношении администрации <адрес> с целью проверки доводов публикации о ненадлежащем содержании дорог на территории <адрес>. Поручение проверки поручено помощнику прокурора <адрес> ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ в период с 17.00 ч. до 17:45 ч. помощником прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Никитиным Р.А. проведен осмотр остановочного пункта дороги, проходящей по <адрес> в районе <адрес>.
В ходе проведенной проверки прокуратурой <адрес> было установлено, что в нарушение п.5.3.3.1 ФИО652766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на указанной выше остановке отсутствуют автопавильон (навес), скамья и урна для мусора.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам указанной проверки прокурором <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона (исх.№), в котором прокурор потребовал безотлагательно с участием представителя прокуратуры <адрес> рассмотреть данное представление, принять конкретные меры по устранению отмеченных нарушений, причин и условий, им способствующих.
Глава города Ульяновска письмом от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев представление прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, сообщил ему о том, что Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска сообщил, что специалистами Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд на остановку общественного транспорта напротив <адрес>. В ходе выезда по <адрес> установлено, что для приведения остановки общественного транспорта по указанному адресу в нормативное состояние требуется снос зеленых насаждений (тополей) в количестве 3 штук. При принятии решения о возможности сноса зеленых насаждений силами подведомственных учреждений будут проведены работы по устройству асфальто-бетонного покрытия на остановке общественного транспорта, а также установке павильона со скамьей и урной, устройству наружного освещения.
Согласно информации, представленной МБУ «Дорремстрой» какие-либо работы на остановке общественного транспорта напротив <адрес> не проводились.
Как следует из административного искового заявления, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, администрация <адрес> меры для устранения выявленных нарушений до настоящего времени не приняла.
Факт нарушения администрацией <адрес> законодательства о безопасности дорожного движения, а также ненадлежащего исполнения возложенной на нее обязанности по содержанию автомобильных дорог, нашел своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, в том числе данные нарушения зафиксированы в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленном должностным лицом прокуратуры <адрес>.
Учитывая, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения и что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, поскольку полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, то как собственник своего имущества, Муниципальное образование «<адрес>» обязано содержать принадлежащие ему участки автомобильных дорог.
Бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении возложенных на него обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии остановки общественного транспорта напротив <адрес> в <адрес>, влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, создает угрозу безопасности дорожного движения в целом.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемого прокурором бездействия административного ответчика либо о наличии каких-либо непреодолимых препятствий к выполнению возложенных на него обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по указанным адресам, суду не представил. Доказательств того, что административным ответчиком в указанный период были приняты реальные меры к исполнению требований норм вышеприведенного законодательства в части обеспечения надлежащего эксплуатационного состояния остановки общественного транспорта напротив <адрес> в <адрес>, не представлено.
Оценивая все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, принимая во внимание, что административный ответчик ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии остановки общественного транспорта по указанному адресу, суд находит заявленные в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска подлежащими удовлетворению.
Поскольку администрация города Ульяновска не устранила нарушения государственных стандартов, выявленные прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска, на административного ответчика должна быть возложена обязанность по их устранению.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом положений ст. 187 КАС РФ, с учетом характера требований, суд полагает разумным срок для устранения выявленных нарушений в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска по необеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в не обустройстве в соответствии с требованиями п.5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» остановки общественного транспорта напротив <адрес> в <адрес>.
Обязать администрацию города Ульяновска в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с требованиями п.5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» остановку общественного транспорта напротив дома № по ул. Автозаводская в г.Ульяновске путем установки на ней автопавильона (навеса), скамьи и урны для мусора.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В.Анципович
Дата изготовления мотивированного решения – 11.09.2023 г.