Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Каширский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи ФИО4
при секретаре ФИО1
с участием прокурора ФИО2,
главы Боевского сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения
установил:
Прокурор Каширского района Воронежской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> (далее администрация сельского поселения) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование своих требований сослался на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части соблюдения порядка рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения. В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения создан и функционирует официальный сайт в сети «Интернет». Однако в нарушение действующего законодательства на нём не размещена информация о деятельности администрации сельского поселения, предусмотренной п.125 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», о порядке подачи обращений потребителей по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов, что ограничивает доступ граждан к получению необходимой информации в указной сфере и может привести к несвоевременному рассмотрению обращений по вопросам обеспечения теплоснабжения в период отопительного сезона, а также несвоевременному принятию мер, направленных на устранение аварийных ситуаций, возникающих в процессе теплоснабжения. Ссылаясь на то, что указанным обстоятельством нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на получение информации законным способом, прокурор обратился с настоящим заявлением в суд в защиту их прав, свобод и законных интересов и просил признать бездействие администрации сельского поселения по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности, предусмотренной п.125 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным и обязать администрацию сельского поселения устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» информации о порядке подачи обращений по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, подтвердив изложенные обстоятельства.
Глава сельского поселения требования прокурора признал, пояснив, что предусмотренная нормативными правовыми актами информация в ближайшее время будет размещена на официальном сайте поселения.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В силу ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Согласно ч.1 ст.10 названного Федерального закона, государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В силу ст.11 Федерального закона от 09.02.200г. №8-ФЗ, одними из основных требований при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.
Согласно ч.1 и ч.9 ст.18 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ, пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом, в том числе с использованием сети «Интернет».
В силу ч.1 ст.23 указанного Федерального закона, решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд.
При этом согласно ч.3 ст.24 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ, надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами названного Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с п.10 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» п.1 ч.1 ст.3 закреплено, что общими принципами организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно п.п. 1, 2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
К вопросам местного значения Устав <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> относит организацию в границах сельского поселения теплоснабжения населения. (<данные изъяты>).
В соответствии Федеральным законом «О теплоснабжении», Правительством Российской Федерации Утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Согласно п.125 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений, городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода - круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей. Для информирования потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов указанная информация должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений.
Прокуратурой Каширского района Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в части соблюдения порядка рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения создан и функционирует официальный сайт в сети «Интернет». Однако информация, предусмотренная вышеуказанными нормативными правовыми актами, на официальном сайте сельского поселения не размещена. <данные изъяты> Данное обстоятельство признано и представителем органа местного самоуправления.
Таким образом, бездействие администрации сельского поселения по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности, предусмотренной п.125 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808, ограничивает доступ граждан к получению необходимой информации в указной сфере и может привести к несвоевременному рассмотрению обращений по вопросам обеспечения теплоснабжения в период отопительного сезона, а также несвоевременному принятию мер, направленных на устранение аварийных ситуаций, возникающих в процессе теплоснабжения. Указанным обстоятельством нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на получение информации законным способом.
При таких обстоятельствах администрация сельского поселения обязана устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» вышеуказанной информации о порядке подачи обращений по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При установленных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора: признать бездействие администрации сельского поселения по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности, предусмотренной п.125 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808, незаконным и обязать администрацию сельского поселения устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» информации о порядке подачи обращений по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Каширского района Воронежской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности, предусмотренной п.125 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», незаконным.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» информации о порядке подачи обращений по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Каширский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного судебного решения, которое будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное судебное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья Н.Н.Шушлебина
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Каширский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи ФИО4
при секретаре ФИО1
с участием прокурора ФИО2,
главы Боевского сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения
установил:
Прокурор Каширского района Воронежской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> (далее администрация сельского поселения) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование своих требований сослался на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части соблюдения порядка рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения. В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения создан и функционирует официальный сайт в сети «Интернет». Однако в нарушение действующего законодательства на нём не размещена информация о деятельности администрации сельского поселения, предусмотренной п.125 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», о порядке подачи обращений потребителей по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов, что ограничивает доступ граждан к получению необходимой информации в указной сфере и может привести к несвоевременному рассмотрению обращений по вопросам обеспечения теплоснабжения в период отопительного сезона, а также несвоевременному принятию мер, направленных на устранение аварийных ситуаций, возникающих в процессе теплоснабжения. Ссылаясь на то, что указанным обстоятельством нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на получение информации законным способом, прокурор обратился с настоящим заявлением в суд в защиту их прав, свобод и законных интересов и просил признать бездействие администрации сельского поселения по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности, предусмотренной п.125 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным и обязать администрацию сельского поселения устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» информации о порядке подачи обращений по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, подтвердив изложенные обстоятельства.
Глава сельского поселения требования прокурора признал, пояснив, что предусмотренная нормативными правовыми актами информация в ближайшее время будет размещена на официальном сайте поселения.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В силу ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Согласно ч.1 ст.10 названного Федерального закона, государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В силу ст.11 Федерального закона от 09.02.200г. №8-ФЗ, одними из основных требований при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.
Согласно ч.1 и ч.9 ст.18 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ, пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом, в том числе с использованием сети «Интернет».
В силу ч.1 ст.23 указанного Федерального закона, решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд.
При этом согласно ч.3 ст.24 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ, надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами названного Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с п.10 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» п.1 ч.1 ст.3 закреплено, что общими принципами организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно п.п. 1, 2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
К вопросам местного значения Устав <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> относит организацию в границах сельского поселения теплоснабжения населения. (<данные изъяты>).
В соответствии Федеральным законом «О теплоснабжении», Правительством Российской Федерации Утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Согласно п.125 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений, городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода - круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей. Для информирования потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов указанная информация должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений.
Прокуратурой Каширского района Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в части соблюдения порядка рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения создан и функционирует официальный сайт в сети «Интернет». Однако информация, предусмотренная вышеуказанными нормативными правовыми актами, на официальном сайте сельского поселения не размещена. <данные изъяты> Данное обстоятельство признано и представителем органа местного самоуправления.
Таким образом, бездействие администрации сельского поселения по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности, предусмотренной п.125 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808, ограничивает доступ граждан к получению необходимой информации в указной сфере и может привести к несвоевременному рассмотрению обращений по вопросам обеспечения теплоснабжения в период отопительного сезона, а также несвоевременному принятию мер, направленных на устранение аварийных ситуаций, возникающих в процессе теплоснабжения. Указанным обстоятельством нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на получение информации законным способом.
При таких обстоятельствах администрация сельского поселения обязана устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» вышеуказанной информации о порядке подачи обращений по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При установленных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора: признать бездействие администрации сельского поселения по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности, предусмотренной п.125 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808, незаконным и обязать администрацию сельского поселения устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» информации о порядке подачи обращений по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Каширского района Воронежской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности, предусмотренной п.125 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», незаконным.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» информации о порядке подачи обращений по вопросам теплоснабжения и перечне необходимых документов в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Каширский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного судебного решения, которое будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное судебное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья Н.Н.Шушлебина