Дело № 2-275/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
При секретаре судебного заседания Мершеевой Р.А.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махнева В.М. к в/ч 03340, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству Обороны РФ о включении в список военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в соответствии с датой постановки в качестве нуждающегося,
УСТАНОВИЛ:
Истец Махнев В.М. обратился в суд с иском к войсковой части 03340, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, в котором с учетом уточненных требований, просит обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ включить его в список военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по состоянию на 2011г. под № 19, согласно списка, сформированного по программе «Государственный Жилищный сертификат» в\ч 03340.
Свои требования мотивирует тем, что приказом командира в/ч 03340 от <дата> он был уволен в запас из рядов в/ч 10205 в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы в отношении военнослужащего. С <дата> его включили в списки на получение Государственного Жилищного сертификата. Номер очереди не сохранился, т.к. данные по очередникам 1999-2004гг. были утеряны. В ноябре 2005г. в в/ч 03340 составляли новые списки на получение ГЖС по подпрограмме «Государственные Жилищные сертификаты» 2004-2010гг. и ему снова пришлось готовить документы, которые в настоящее время должны находиться в жилищной группе Управления Космических войск. Ежегодно в/ч 03340 составляет списки на получение ГЖС и отправляет в КЭЧ, дивизию, в армию и жилищную группу Управления Космических войск. В январе 2009г. ему снова предложили переписать заявление с другой формулировкой, не объяснив причины. За все годы очерёдность выдачи ГЖС в в/ч 03340 нарушалась, за 2009 и 2010 гг., на его очередь никакого жилья не предоставлялось. При обращении в Главную военную прокуратуру и проведенной проверки военной прокуратурой в/ч 30642 его жалобы списки очередников (согласно п. 25 Постановления Правительства № 153 от 21.03.06г.) вывешиваются, но военнослужащих уволенных до 2000г. в этих списках нет. На это его обращение из в/ч 30642 поступил ответ, что в действиях должностных лиц в/ч 03340 нарушений не выявлено. А в ответе из прокуратуры в Тимоновскую КЭЧ района говориться, что в 2003г.в списках очередников на отселения майор запаса Махнев В.М. значиться под № 85, а в списках граждан - получателей ГЖС в 2009 г. под № 93. При обращении в КЭУ 198 КЭЧ района дан ответ, что его нет в автоматизированной системе учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Тогда как в/ч 03340 утверждаются эти списки, ежегодно предоставляются в КЭУ 198 КЭЧ района. В конце 2007г. и в апреле 2008г. он лично обращался в 198 КЭЧ района за справкой о его очереди, в выдаче которой было отказано, со ссылкой на то, что у них нет этого списка. При последнем обращении в в/ч 03340 от <дата> вх. <номер> о внесении истца в список военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянной жилой площади в соответствии с Постановлением Правительства №153 от 21.03.2006г. ему было отказано.
Истец Махнев В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца (по доверенности Махнева Л.Н.) в судебном заседании поддержала требования, заявленные истцом, и просила их удовлетворить с учетом уточнения, пояснив, что с октября 1999г. истец стоял на учете. После, все документы у ответчика в/ч 03340 были утеряны, но после проведенной проверки военной прокуратурой, было выяснено, что истец стоит в списках под № 19 по состоянию на 2011г..
Представитель истца (по ордеру адвокат Зараменских П.Г.) в судебном заседании поддержала требования доверителя, и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика войсковой части 03340 в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен. В деле имеется заявление представителя в/ч 03340 (по доверенности К.) о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 75), а также письменные возражения, из которых следует, что истец за весь период состояния в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата заявление (рапорт) о признании его нуждающимся в получения жилья по избранному месту жительства и внесении его в связи с этим в компьютерную базу «Учет» в войсковую часть 03340 не подавал. На жилищной комиссии войсковой части 03340 вопрос о признании Махнева В.М. нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту не рассматривался. В период работы жилищной комиссии воинской части Закон не обязывал данный жилищный орган самостоятельно, без заявления (рапорта) военнослужащего-гражданина, принимать решения о признании их нуждающимися в получении жилого помещения для постоянного проживания. Из Постановления Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 760 «О предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» следует, что обязанность по обеспечению военнослужащих, уволенных в запас, возложено на Министерство регионального развития Российской Федерации, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. На основании положений приказа Минобороны РФ № 80 от 15.02.2000 года «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ», жилищная комиссия войсковой части 03340 осуществляла постановку военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства для постоянного проживания при наличии на то законных оснований. В соответствии с Приказом Минобороны РФ № 1297 от 30.09.2010 года «О признании утратившими силу приказов Министра обороны Российской Федерации» Приказ Минобороны РФ № 80 от 15.02.2000 года утратил силу, в связи с чем, деятельность жилищной комиссии войсковой части 03340 была упразднена. Исходя из положений Приказа Минобороны РФ № 1550 от 18.11.2010 года следует, что Департамент жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации. В свою очередь последний координирует деятельность данного органа по обеспечению жильем военнослужащих. Войсковая часть 03340 в настоящий момент не компетентна принимать решения о признании военнослужащих, уволенных в запас, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства, а также вносить в реестр по данному какие-либо изменения, то по настоящему гражданскому делу она является не надлежащим ответчиком, в связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требованиях Махнева В.М. к в ч 03340 просит отказать в полном объеме.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Возражений по иску не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей истца, проверив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из копии выписки из приказа командира в/ч 03366 <номер> от <дата> Махнев В.М. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы в отношении военнослужащего (ст.51 п.3 пп. «а» Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») (л.д.9).
Согласно справке в/ч 03340 от <дата> <номер>, Махнев В.М. состоит в списках на получение Государственных жилищных сертификатов с 1999г. В списках граждан получателей государственных жилищных сертификатов на 2008г. числится под порядковым номером 96. Состав семьи 5 человек (л.д.10).
Согласно справке в/ч 03340 от <дата> <номер>, Махнев В.М. состоит в списках на получение Государственных жилищных сертификатов по Куриловскому гарнизону (в/ч 03340) с 1999г. (на 2009г. порядковый номер 93) состав семьи 5 человек (л.д.11).
Из сообщения командира в/ч 03340 от <дата> <номер> усматривается, что на 2010г.Махнев В.М. зарегистрирован под № 93 в списке граждан получателей государственных жилищных сертификатов электронной базы данных 198 КЭЧ МО РФ. В 2008г. в/ч 03340 было выделено 10 государственных жилищных сертификатов. В 2009г. государственных жилищных сертификатов в/ч 03340 не выделялось (л.д.14).
Из сообщения военного прокурора в/ч 30642 от <дата> <номер> видно, что данные по очередникам 1999-2004 годов не утеряны, а имеются в жилищной комиссии в/ч 03340, при этом в первичных списках Махнев В.М. значится под порядковым номером 240. В 2003г. в Тимоновскую КЭЧ района отправлялись соответствующие списки, в которых Махнев В.М. значится под номером 85. Согласно списков граждан получателей государственных жилищных сертификатов в 2009г. по в/ч 03340 Махнев В.М. и члены его семьи значатся под порядковым номером 93. Согласно списков на 2010г. он и члены его семьи значатся под порядковым номером 20. По мере поступления государственных жилищных сертификатов в довольствующие квартирно-эксплуатационные органы сертификат будет выделен Махневу В.М. с учетом состава его семьи в порядке очередности. В действиях должностных лиц и должностных лиц жилищной комиссии в/ч 03340 нарушений действующего законодательства не выявлено (л.д.16-18).
Из сообщения ВрИО начальника инженерно-технического управления Космических войск от <дата> усматривается, что по линии Министерства обороны РФ в 2009-2010 гг. оформление сертификатов на отселение граждан из закрытого военного городка Серпухов-15 не производилось (л.д.20).
Из сообщения начальника ФГ КЭУ «198 КЭЧ района» Минобороны России от <дата> <номер> усматривается, что Махнев В.М. в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) не состоит (л.д.21).
Из сообщения командира в/ч 0340 от <дата> <номер> следует, что Махнев В.М. состоит в списках граждан получателей государственных жилищных сертификатов на 2011г. под порядковым номером 19. за период с января по сентябрь 2010г. в/ч 03340 ни одного государственного жилищного сертификата получено не было (л.д.22).
В материалы дела представлены списки кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по закрытому военному городку Серпухов-15 (Куриловский гарнизон) на 2000, 2003, 2004, 2005, 2009, 2011 (л.д.40-48).
Согласно списка граждан получателей государственных жилищных сертификатов по Космическим войскам в 2010г.под номером 43 включен Махнев В.М. с составом семьи из пяти человек (л.д.34-36, 69-71).
Согласно части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, на основании пункта 6 статьи 12 ЖК РФ отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, оно осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.
Согласно пункту 1 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года N 215, настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
В соответствии с пунктами 28,29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года №80 военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила), право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "б" пункте 5 настоящих Правил вместо выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) предоставляют справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка).
В соответствии с пунктом 24 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список таких граждан формируется с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Кроме того, согласно пункту 31 Правил порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки.
Во исполнение предписаний названного Постановления Министр обороны Российской Федерации в абзацах 3 и 4 пункта 4 Порядка указал, что список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой были зарегистрированы заявления (рапорты) на участие в подпрограмме граждан - участников подпрограммы, подлежащих переселению из закрытых военных городков. При этом граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещениях в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.
Анализируя собранные данные, а именно: наличие сведений о том, что Махнев В.М. с составом семьи из пяти человек включен в список граждан - участников подпрограммы, изъявивший желание получить сертификат, а также принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что действия ответчиков по формированию списка граждан – участников подпрограммы действующему законодательству не противоречат и прав заявителя по сравнению с другими категориями граждан на получение жилищного сертификата не нарушают.
В судебном заседании стороной истца не представлено доказательств того, что не соблюдалась очередность предоставления жилья гражданам, изъявившим желание реализовать свое право на получение ГЖС с учетом граждан, имеющих право на получение сертификата в первую очередь, в связи с чем, ссылки заявителя в указанной части суд находит необоснованными.
Ссылки истца на то, что его не ставили в известность об изменении очередности граждан – участников подпрограммы, суд находит несостоятельными как не имеющими правового значения при разрешении возникших спорных правоотношений исходя из существа заявленных требований.
Также суд не может согласиться с доводами истца о том, что намеренно были утеряны списки очередников на получение ГЖС по состоянию на 1999-2004г., для того, чтобы скрыть незаконную выдачу сертификатов, поскольку они противоречат доказательствам, представленным в/ч 03340, из которых видно, что по состоянию на 2000г. имелся список кандидатов на получение сертификатов, в котором Махнёв В.М. числится под номером 204.
При этом, суд обращает внимание, что истцом не представлено, и в ходе судебного разбирательства не добыто доказательств того, что Махнёв В.М. подавал заявление (рапорт) о признании его нуждающимся в получения жилья по избранному месту жительства и внесении его, в связи с этим, в компьютерную базу «Учет» в войсковую часть 03340, а также, что жилищной комиссией войсковой части 03340 рассматривался вопрос о признании Махнёва В.М. нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, с учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца, заявленных к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и Министерству Обороны РФ.
Не имеется и оснований для удовлетворения требований истца, заявленных к в/ч 03340, поскольку последняя, в рамках своей компетенции с учетом норм действующего законодательства, не может нести по отношению к истцу обязанности при решении вопроса об изменении очередности предоставления ГЖС и о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Махнева В.М. к в/ч 03340, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о включении в список военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в соответствии с датой постановки в качестве нуждающегося, отклонить.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: