Дело № 2-4075/15
Мотивированное решение
изготовлено 17.07.2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2015 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи О.О.Ясинской
при секретаре М.С.Кузевановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дронова В.С. об оспаривании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата. в части установления срока аренды земельного участка, установления на земельном участке ограничения прав арендатора,
УСТАНОВИЛ:
Дронов В.С. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование требований указал, что дата он обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту Департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду сроком на 49 лет. дата письмом № Департаментом сообщено о публикации в СМИ информации о предоставлении земельного участка: расположенного по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м, в аренду Дронову В.С., разрешенное использование: для размещения сада (без права вырубки зеленых насаждений). Торги по предоставлению земельного участка с кадастровым номером № Департаментом не проводились. дата Департаментом издано распоряжение № «О предоставлении Дронову В.С. земельного участка по адресу: <адрес>». В соответствии с пунктом 1 указанного распоряжения, земельный участок с кадастровым номером № предоставляется Дронову В.С. в аренду сроком не на 49 лет, а на 3 года. Также, в соответствии с указанным пунктом распоряжения, Департаментом на Дронова В.С. возложено ограничение прав арендатора в использовании предоставляемого земельного участка в виде установления на всем земельном участке площадью <...> кв.м свободного доступа на участок неограниченного круга лиц. Просит признать незаконным пункт. 1 распоряжения Департамента от 11.03.2015г. №25-вр «О предоставлении Дронову В.С. земельного участка по адресу <адрес> в части установления срока аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью <...> кв.м местоположение: <адрес>, согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата. № разрешенное использование: сады, скверы, парки, бульвары; цель предоставления- для целей, не связанных со строительством: для размещения сада (без права уничтожения зеленых насаждений. Признать незаконным пункт 1 распоряжения Департамента от дата. № «О предоставлении Дронову В.С. земельного участка по адресу: <адрес>» в части установления на всем земельном участке площадью <...> кв.м ограничения прав арендатора в виде обеспечения арендатором свободного доступа на участок неограниченного круга лиц. Возложить на Департамент обязанность внести изменения в пункт 1 распоряжения Департамента от дата № «О предоставлении Дронову В.С. земельного участка по адресу: <адрес>» установив срок аренды, выбранный Дроновым В С. в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка, в течении месяца с момента вступления в законную силу судебного решения.
Дронов В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности С в судебном заседании поддержал требования по доводам, указанным в жалобе, полагал, что Департамент превысил свои полномочия, установив публичный сервитут на испрашиваемом земельном участке, через три года участок может быть передан другому лицу, между тем, сад предполагает посадку культур, растущих более трех лет.
Представитель заявителя по доверенности С в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснив, что земельный участок предоставлялся на основании ст.34 ЗК РФ, действующей до 01.03.2015г., вид разрешенного использования – сады, парки, скверы, цель использования для размещения сада, и позволяет установить срок аренды до 49 лет. Предоставление земельного участка в аренду на три года, а так же установление публичного сервитута нарушает право заявителя на использование земельного участка в соответствии с целью его предоставления, организовать доступ к земельному участку внутри других земельных участков не представляется возможным.
Представитель Департамента по доверенности Е возражала против заявленных требований, представила письменные возражения, пояснив, в силу ст.34 ЗК РФ Департамент может предоставить земельный участок в аренду на тот срок, который указывает заявитель, до 49 лет, так же Департамент сервитуты не устанавливал, согласно Правилам землепользования и застройки, вид разрешенного использования на испрашиваемом земельном участке сады, парки, скверы, что предполагает свободный доступ граждан на указанный земельный участок.
Выслушав представителей заявителя, представителя Департамента, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ заинтересованное лицо должно доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на заявителе лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
В силу ст.7 Закона Приморского края от 29.12.2003г.№90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского каря (г.Владивосток) осуществляются государственным органом исполнительной власти Приморского края, которым в настоящее время является Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
На Департамент возложена функция по заключению, изменению, расторжению договоров аренды земельных участков, безвозмездного срочного пользования земельными участками и контролю по исполнению их условий.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, установлены статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Администрации Приморского края от 16 февраля 2007 №43-па «Об утверждении положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей не связанных со строительством».
Согласно п.2.7.1. постановления Администрации Приморского края от 17.12.2014года №528-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 16.02.2007 года № 43-па», в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, уполномоченный орган в течение семи дней со дня поступления заявления публикует информацию о предоставлении такого земельного участка в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Далее, лица заинтересованные в предоставлении земельного участка, указанного в информационном сообщении, в течение десяти дней со дня публикации обращаются в уполномоченный орган с заявлениями.
В случае отсутствия иных заявлений уполномоченный орган в 20-дневный срок со дня поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
дата Дронов В.С. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., местоположение: <адрес> разрешенное использование: сады, скверы, парки, бульвары; цель предоставления – для целей, не связанных со строительством: для размещения сада (без права уничтожения зеленых насаждений) в аренду сроком на <...> лет.
дата письмом № Департаментом направлено сообщение о публикации в СМИ информации о предоставлении земельного участка: расположенного по адресу: Приморский <адрес>, площадью <...> кв.м, в аренду Дронову В.С., разрешенное использование: для размещения сада (без права вырубки зеленых насаждений).
дата Департаментом издано распоряжение № «О предоставлении Дронову В.С. земельного участка по адресу: <адрес>. Согласно п.1 распоряжения Дронову В.С. предоставлен на 3 года из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., местоположение: <адрес> согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельного участка от дата №, разрешенное использование: сады, скверы, парки, бульвары; цель предоставления – для целей не связанных со строительством: для размещения сада (без права уничтожения зеленых насаждений). Установлены на всем земельном участке площадью <...> кв.м ограничения прав арендатора в виде обеспечения арендатором свободного доступа на участок неограниченного круга лиц.
С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 ФЗ от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Дронов В.С. обратился в Департамент в порядке ст.34 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015г.) с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, вид разрешенного использования: сады, скверы, парки, бульвары; цель предоставления: для размещения сада (без права уничтожения зеленых насаждений).
Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные).
В соответствии со ст. 262 ГК РФ, ст.85 ЗК РФ, к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Из анализа указанных норм следует, что размещение садов, скверов, бульваров возможно только на территории общего пользования; они должны быть общедоступны и принадлежать публичному образованию, организация садов, скверов и бульваров по существу представляет собой благоустройство территории общего пользования.
В соответствии со ст.25.2 «Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» от 07.04.2010 №462 зона городских парков скверов жилых территорий, является территорией общего пользования и определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации отдыха и включает территории, занятые городскими парками и скверами, а также другими объектами, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны. В указанной зоне запрещается осуществление деятельности, не совместимой с целевым назначением и полезной функцией парков и скверов.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что пунктом 1 распоряжения Департамента от дата № законно на всем земельном участке установлены ограничения прав арендатора в виде обеспечения свободного доступа на участок неограниченного круга лиц, поскольку спорный земельный участок предоставлен для размещения сада, следовательно, он является территорией общего пользования.
Кроме того, суд приходит к убеждению, что вопреки доводам заявителя, исходя из п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ, предусмотренных законом оснований требовать от Департамента предоставления земельного участка на срок больший, чем определено арендодателем, то есть Департаментом, у заявителя не имеется. Земельный кодекс РФ позволяет арендодателю установить срок аренды от 1 года до 49 лет. Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в связи с установлением срока аренды в три года не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что распоряжение Департамента № от дата. «О предоставлении Дронову В.С. земельного участка по адресу: <адрес>» является законным и не нарушает права заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░