Судья Юров А.Е. Дело № 2-16/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2020 года № 33-2071/2020
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Медведчикова Е.Г.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Сямженского районного суда Вологодской области от 12 февраля 2020 года, которым исковые требования прокурора Сямженского района, действующего в интересах Черепанова В.П., к Департаменту здравоохранения Вологодской области и бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Сямженская центральная районная больница» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично.
Взысканы с Департамента здравоохранения Вологодской области в пользу Черепанова В.П. денежные средства, в счет компенсации причиненного морального вреда, в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Взысканы с бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Сямженская центральная районная больница» в пользу Черепанова В.П. денежные средства, в счет компенсации причиненного морального вреда, в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части исковых требований – отказано.
Взыскана с бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Сямженская центральная районная больница» в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Рогозина А.Н.,, представителя Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Бучук А.П., судебная коллегия
установила:
прокурор прокуратуры Сямженского района, действуя в интересах Черепанова В.П., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Вологодской области, бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Сямженская центральная районная больница» (далее – БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ») о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование требований указал, что Черепанов В.П. является инвалидом №... группы, в связи с заболеванием «...)» ему назначена помповая инсулинотерапия в базис-болюсном режиме путем непрерывной инфузии аналога инсулина человека ультракороткого действия, при этом смена инфузионных систем должна происходить каждые 2-3 дня, резервуара – каждые 3-6 дней. В Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, включены инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе.
Из ответа Департамента здравоохранения Вологодской области от 16 мая 2019 года следует, что приобретение расходных материалов для инсулиновых помп будет возможно после получения экономии от проведения конкурсных процедур по закупке изделий медицинского назначения.
Кроме того, в период с января по март 2019 года рецепты на инфузионные системы и резервуары для инсулиновой помпы по решению врачебной комиссии БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» Черепанову В.П. в БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» не выписывались, причины отказа в выписке рецептов не пояснялись, либо пояснялись отсутствием расходных материалов в аптечных организациях в связи с не проведением Департаментом здравоохранения Вологодской области закупок данных изделий.
Инфузионные системы и резервуары к инсулиновой помпе поступили в уполномоченную организацию 21 октября 2019 года, в результате чего Черепанов В.П. был обеспечен данными изделиями лишь 31 октября 2019 года, и до указанной даты был вынужден приобретать данные изделия за счет собственных средств.
В следствии необеспечения Черепанова В.П. изделиями медицинского назначения ему причинены моральные и нравственные страдания, он переживал за свое здоровье, у него ухудшилось самочувствие, наблюдалось повышение сахара в крови, в связи с чем, ему был причинен моральный вред.
В судебном заседании заместитель прокурора Сямженского района Горбунова Л.И. поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить, дополнила, что кроме указанных в иске нарушений, также в действиях БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» имелись и иные нарушения прав Черепанова В.П., допускаемые в период 2018 - 2019 годов, в частности ненадлежащее оформление рецептов на медицинские препараты, выписка лекарств в меньшем количестве.
Черепанов В.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что неоднократно, начиная с января 2019 года, обращался с вопросами получения медицинских изделий, но ему до апреля 2019 года рецепты не выдавались, до октября 2019 года не мог получать их бесплатно по рецептам в виду их отсутствия в аптеке. В виду нарушений он испытывал неудобства, ему неоднократно приходилось ходить в больницу с целью получить полагающиеся ему лекарства и медицинские изделия.
Представитель БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» Келлер А.С. в судебном заседании пояснил, что Департаментом здравоохранения Вологодской области не было доведено до БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» о внесенных изменениях, и не доведено, каким образом выписывать рецепты, в виду чего до апреля 2019 рецепты на изделия не выписывались. Вместе с тем со стороны БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» принимались меры к обеспечению Черепанова В.П. изделиями, составлялись заявки, в которые включались данные медицинские изделия. Полагал сумму, заявленную в иске, завышенной.
В судебное заседание представитель Департамента здравоохранения Вологодской области не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, также отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, в виду того, что меры для обеспечения медицинскими изделиями принимались.
Представитель третьего лица ГП ВО «Государственное производственно-торговое предприятие «Фармация» в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что до 31декабря 2018 года расходные материалы для инсулиновой помпы в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг № 2229-р, не входили. Субвенции из федерального бюджета на 2019 год на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями рецептам, в том числе для Вологодской области, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 2973-р. На весь объем выделенных финансовых средств Департаментом объявлены закупки. Указанные субвенции были распределены субъектам Российской Федерации без учета включения средств на приобретение расходных материалов для инсулиновой помпы в связи с тем, что новый Перечень № 3053-р, в который включены данные расходные материалы, утвержден Правительством Российской Федерации 31 декабря 2018 года. Кроме того, размер субвенции, выделяемой субъекту Российской Федерации, определяется исходя из численности граждан в субъекте, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина. В 2019 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению медицинской помощи по рецептам врача лекарственными препаратами, медицинскими изделиями составляет 860 рублей 60 копеек. Черепанову В.П. в 2019 году ежемесячно отпускались лекарственные препараты по рецептам с превышением указанного норматива (в среднем в сумме 1296 рублей 72 копеек). Согласно заявке БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ», Черепанову В.П. ежемесячно требуется инфузионный набор к инсулиновой помпе в количестве 10 штук на сумму 620 рублей, резервуар к инсулиновой помпе в количестве 10 штук на сумму 1600 рублей, что в 2,5 раза будет превышать установленный норматив затрат в месяц. В августе 2019 года выделены дополнительные средства из федерального бюджета на осуществление закупок расходных материалов для инсулиновой помпы, в сентябре 2019 года проведены мероприятия по закупкам, заключен государственный контракт и организована доставка в уполномоченные аптеки. Полагают, что Департамент в полном объеме исполняет возложенные на него полномочия по организации обеспечения Черепанова В.П. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В представленных возражениях прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Черепанов В.П. является инвалидом №... группы, состоит на учете в БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» с диагнозом «...».
В 2017 году в рамках оказания медицинской помощи Черепанову В.П. была установлена инсулиновая помпа, для осуществления постоянной инсулинотерапии в базис-болюсном режиме, путем непрерывной подкожной инфузии инсулина, назначены препараты, и установлена необходимость смены инфузионных систем каждые 3-6 дней.
Из справок врачебной комиссии БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» №... от 23 января 2019 года, №... от 08 апреля 2019 года, №... от 27 сентября 2019 года следует, что решениями врачебной комиссии БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» подтверждена необходимость обеспечения Черепанова В.П. инфузионными наборами к инсулиновой помпе и резервуарами к инсулиновой помпе.
Черепанов В.П. с января 2019 года неоднократно обращался в БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» и Департамент здравоохранения Вологодской области по вопросу бесплатного обеспечения его инфузионными наборами и резервуарами для инсулиновой помпы, однако рецепты на инфузионные системы и резервуары к инсулиновой помпе начали выписываться БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» только после 02 апреля 2019 года. Обращение в Департамент здравоохранения Вологодской области о бесплатном предоставлении расходных материалов для помпы, оставлено без удовлетворения, со ссылкой на то, приобретение расходных материалов для инсулиновых помп будет возможно после получения экономии от проведения конкурсных процедур.
Черепанов В.П. обеспечен инфузионными системами и резервуарами для инсулиновой помпы 31 октября 2019 года.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституции Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ)/
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 стать 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Сахарный диабет входит в перечень социально значимых заболеваний.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403.
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно. При этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включающий инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Удовлетворяя требования истца о взыскании с Департамента здравоохранения Вологодской области компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», правомерно исходил из того, что в результате бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в необеспечении Черепанова В.П. расходными материалами к инсулиновой помпе, было нарушено его право на бесплатное обеспечение жизненно важными для него изделиями медицинского назначения.
При определении размера денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд первой инстанции, учитывая все заслуживающие внимания обстоятельства дела, характер причиненных Черепанову В.П. физических и нравственных страданий в результате необеспечения его необходимыми по жизненным показателям изделиями медицинского назначения, принимая во внимание степень вины ответчиков, а также требования разумности и справедливости, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований о взыскании с Департамента здравоохранения Вологодской области в пользу Черепанова В.П. компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Судебная коллегия, исходя из имеющихся в деле доказательств, соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Размер денежной компенсации морального вреда, взысканный с ответчиков в пользу истца, соответствует как принципу разумности и справедливости, так и представленным в материалы дела доказательствам.
Нельзя согласиться с доводами, приведенными апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с Департамента здравоохранения Вологодской области в пользу Черепанова В.П. компенсации морального вреда по мотиву того, что Департамент в полном объеме исполняет возложенные на него полномочия по организации обеспечения Черепанова В.П. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в связи с чем им не допущено действий, нарушающих личные неимущественные права истца.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Как правильно указал суд первой инстанции, Департамент здравоохранения Вологодской области в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение изделиями медицинского назначения и расходными материалами к ним тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сямженского районного суда Вологодской области от 12 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: А.М. Вахонина
Е.Г. Медведчиков