Дело № 12-9/16
Р Е Ш Е Н И Е
24 мая 2016 года село Новоселицкое
Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Живницкая Н.Н.,
с участием помощника прокурора Новоселицкого района И.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении С.Т.П.,
рассмотрев протест прокурора Новоселицкого района на определение административной комиссии администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении С.Т.П.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселицкого района принес протест на определение административной комиссии администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении С.Т.П., в котором просит:
1. Отменить определение административной комиссии муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении С.Т.П..
2. Возвратить дело на новое рассмотрение административной комиссии муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края.
В обоснование протеста указано:
Определением административной комиссии администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края (далее - административная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении С.Т.П. отказано по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду отсутствия в ее действия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».
Данное определение вынесено с нарушением требований административного законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
При вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.4 Закона № 20-кз в отношении С.Т.П. административной комиссией не мотивированы основания его принятия, доводы об отсутствии в действиях С.Т.П. административного состава по ч. 1 ст. 9.4 Закона № 20-кз сделаны исключительного на ее объяснениях, оценка имеющимся в деле доказательствам ее причастности к совершению административного правонарушения, административной комиссией, не дана.
Кроме этого, при наличии имеющихся существенных противоречий при установлении места административного правонарушения, административной комиссией не приняты меры к их устранению и установления истины по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Новоселицкого района И., подтвердив доводы, изложенные в протесте, просила удовлетворить протест прокурора Новоселицкого района в полном объеме.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, С.Т.П. в судебном заседании пояснила, что она реализовывала хлебобулочную продукцию на территории МГБУЗ «Новоселицкая ЦРБ» с устного разрешения главного врача. Считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Просила суд отказать в удовлетворении протеста прокурора Новоселицкого района.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд считает необходимым удовлетворить протест прокурора Новоселицкого района, отменить определение административной комиссии муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении С.Т.П.. Возвратить дело на новое рассмотрение административной комиссии муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края.
Этот вывод суда основан на следующем:
Часть 1 статьи 9.4. Закона № 20-кз предусматривает административную ответственность за самовольное, вопреки установленному порядку осуществления деятельности в сфере торговли.
Согласно ст. 8 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют, в том числе порядок и условия осуществления торговой деятельности (ассортимент продаваемых товаров; режим работы; приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах).
Указанные в пункте 7 части 2 настоящей статьи порядок и условия осуществления торговой деятельности применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении согласно ст. 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Определением административной комиссии администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края (далее - административная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении С.Т.П. отказано по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению вследствие отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно ч. 5 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.4 Закона № 20-кз в отношении С.Т.П. административной комиссией не мотивированы основания его принятия, доводы об отсутствии в действиях С.Т.П. административного состава по ч. 1 ст. 9.4 Закона № 20-кз сделаны исключительного на ее объяснениях, оценка имеющимся в деле доказательствам ее причастности к совершению административного правонарушения, административной комиссией, не дана.
Кроме этого, при наличии имеющихся существенных противоречий при установлении места административного правонарушения, административной комиссией не приняты меры к их устранению и установления истины по делу.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определена правовая позиция, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В связи с тем, что при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении С.Т.П. допущены существенные нарушения закона, суд считает определение административной комиссии администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении С.Т.П., отменить, а дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение административной комиссии администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края в связи с тем, что допущенные существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении С.Т.П. необходимо выполнить требования норм КоАП РФ и принять по делу решение в соответствии с законом.
На основании изложенного и, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Протест прокурора Новоселицкого района С. удовлетворить.
Определение административной комиссии администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении С.Т.П. - отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение административной комиссии муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд со дня вручения копии или получения копии решения.
Судья Н.Н. Живницкая