Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-30/2021 ~ М-7/2021 от 14.01.2021

1                                       2-30/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2021 года                                              г. Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – Сафонова Э.Е.,

при секретаре судебного заседания Сабитовой А.Н.,

с участием ответчика Залялиева А.Р., представителя истца Бардаева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/2021 по исковому заявлению федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище» Министерства обороны Российской Федерации (далее - КВТКУ) к бывшему курсанту названного училища <данные изъяты> Залялиеву А.Р. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку,

установил:

КВТКУ, через своего представителя по доверенности Бардаева О.В., обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать с Залялиева в пользу КВТКУ средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку ответчика в период его обучения в этом образовательном учреждении в размере 502 883 рублей 33 копеек.

В обоснование иска указано, что приказом Министра обороны Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Залялиев с <Дата обезличена> зачислен на первый курс <данные изъяты> и как военнослужащий по призыву был назначен на воинскую должность курсанта.

На основании приказа <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Залялиев был переведен в КВТКУ для продолжения обучения по военной специальности <данные изъяты>». Приказом начальника училища от <Дата обезличена> <Номер обезличен> <данные изъяты> Залялиев был зачислен в списки личного состава училища. <Дата обезличена> Залялиев добровольно заключил с Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника КВТКУ, контракт о прохождении военной службы на период обучения и пять лет военной службы после получения высшего образования. В соответствии с подп. «в» п. 2 этого контракта, Залялиев дал обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку с фиксированным значением суммы подлежащих возмещению средств в размере 301 730 рублей за год.

Приказами начальника КВТКУ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Залялиев отчислен из числа курсантов по недисциплинированности, исключён из списков личного состава училища и направлен для постановки на воинский учёт в отдел военного комиссариата <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> <Адрес обезличен>. При этом согласно данным индивидуальной карты учёта средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку за период обучения ответчика в КВТКУ расчёт текущего значения суммы, подлежащей возмещению Залялиевым, составил 502 883 рубля 33 копейки.

Поскольку в настоящее время обязательство ответчика о возмещении указанной суммы в добровольном порядке не исполнено истец просил суд взыскать с Залялиева в пользу КВТКУ средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 502 883 рубля 33 копейки.

Ответчик Залялиев исковые требования в судебном заседании не признал, при этом пояснил, что <данные изъяты> Постановлением исполнительного комитета <данные изъяты> Республики Татарстан от <Дата обезличена> <Номер обезличен> над ним установлена опека <данные изъяты> <данные изъяты> В связи с вышеизложенным, Залялиев полагает, что он относится к категории лиц, на которых распространяются меры поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, не могут быть взысканы, поскольку он при обучении в КВТКУ находился на полном государственном обеспечении и имел дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до завершения обучения в училище.

Представитель истца Бардаев исковые требования КВТКУ поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Изучив доводы искового заявления, заслушав объяснения ответчика и представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования КВТКУ удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от <Дата обезличена> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп. «д», «е», «е.1» и «з» п. 1, подп. «в» и «д» п. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Исследованной в судебном заседании копией контракта о прохождении военной службы подтверждается, что Залялиев <Дата обезличена> заключил с Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника КВТКУ, контракт о прохождении военной службы на период освоения образовательной программы и пять лет военной службы после получения высшего образования, и взял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 301 730 рублей за каждый год обучения.

В судебном заседании также установлено, что Залялиев с <Дата обезличена> зачислен на первый курс <данные изъяты> <Дата обезличена> переведен в Казанское высшее танковое командное училище, а <Дата обезличена> отчислен из последнего образовательного учреждения по недисциплинированности и со <Дата обезличена> исключён из списков личного состава КВТКУ с направлением в отдел военного комиссариата <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен>ов <Адрес обезличен> для постановки на воинский учёт. При этом судом установлено, что текущее значение суммы подлежащих возмещению средств, затраченных на военную и специальную подготовку Залялиева за период обучения в КВТКУ ранее, составляет 502 883 рубля 33 копейки.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно постановления исполнительного комитета <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан от <Дата обезличена> <Номер обезличен> над Залялиевым установлена опека <данные изъяты>

Статьёй 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Согласно преамбуле Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный правовой акт определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

В соответствие с п. 3 ст. 6 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В силу положений ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 5 и п. 1 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от <Дата обезличена> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде полного государственного обеспечения, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных законодательных положений и установленных обстоятельств по делу в совокупности позволяют прийти к выводу о том, что поскольку Залялиев, будучи ребёнком, оставшимся без попечения родителей, <Дата обезличена> зачислен в списки личного состава <данные изъяты> для обучения по военной профессиональной образовательной программе высшего образования, то, соответственно, с этого времени и в последующем после перевода с <Дата обезличена> в Казанское ВТККУ он получил право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Принимая решение по заявленным требованиям суд также учитывает, что возложение на Залялиева обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в период обучения в КВТКУ, нарушало бы гарантированное ответчику ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и противоречило бы механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на период обучения, закрепленному в п. 3 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании изложенного суд считает, что исковые требования КВТКУ к Залялиеву являются необоснованными, в связи с чем полагает необходимым в их удовлетворении отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, военный суд

решил:

В удовлетворении искового заявления федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище» Министерства обороны Российской Федерации к бывшему курсанту названного училища <данные изъяты> Залялиеву А.Р. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 28 января 2021 года.

Судья                                                                                      Э.Е. Сафонов

2-30/2021 ~ М-7/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФГКВОУ ВО "Казанское высшее танковое командное Краснознамённое училище" МО РФ
Ответчики
Залялиев А.Р.
Суд
Казанский гарнизонный военный суд (Республика Татарстан)
Судья
Сафонов Э. Е.
Дело на странице суда
kazanskygvs--tat.sudrf.ru
14.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2021Передача материалов судье
14.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2021Подготовка дела (собеседование)
20.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2021Дело оформлено
20.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее