1 2-30/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года г. Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Сафонова Э.Е.,
при секретаре судебного заседания Сабитовой А.Н.,
с участием ответчика Залялиева А.Р., представителя истца Бардаева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/2021 по исковому заявлению федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище» Министерства обороны Российской Федерации (далее - КВТКУ) к бывшему курсанту названного училища <данные изъяты> Залялиеву А.Р. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку,
установил:
КВТКУ, через своего представителя по доверенности Бардаева О.В., обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать с Залялиева в пользу КВТКУ средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку ответчика в период его обучения в этом образовательном учреждении в размере 502 883 рублей 33 копеек.
В обоснование иска указано, что приказом Министра обороны Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Залялиев с <Дата обезличена> зачислен на первый курс <данные изъяты> и как военнослужащий по призыву был назначен на воинскую должность курсанта.
На основании приказа <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Залялиев был переведен в КВТКУ для продолжения обучения по военной специальности <данные изъяты>». Приказом начальника училища от <Дата обезличена> <Номер обезличен> <данные изъяты> Залялиев был зачислен в списки личного состава училища. <Дата обезличена> Залялиев добровольно заключил с Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника КВТКУ, контракт о прохождении военной службы на период обучения и пять лет военной службы после получения высшего образования. В соответствии с подп. «в» п. 2 этого контракта, Залялиев дал обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку с фиксированным значением суммы подлежащих возмещению средств в размере 301 730 рублей за год.
Приказами начальника КВТКУ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Залялиев отчислен из числа курсантов по недисциплинированности, исключён из списков личного состава училища и направлен для постановки на воинский учёт в отдел военного комиссариата <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> <Адрес обезличен>. При этом согласно данным индивидуальной карты учёта средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку за период обучения ответчика в КВТКУ расчёт текущего значения суммы, подлежащей возмещению Залялиевым, составил 502 883 рубля 33 копейки.
Поскольку в настоящее время обязательство ответчика о возмещении указанной суммы в добровольном порядке не исполнено истец просил суд взыскать с Залялиева в пользу КВТКУ средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 502 883 рубля 33 копейки.
Ответчик Залялиев исковые требования в судебном заседании не признал, при этом пояснил, что <данные изъяты> Постановлением исполнительного комитета <данные изъяты> Республики Татарстан от <Дата обезличена> <Номер обезличен> над ним установлена опека <данные изъяты> <данные изъяты> В связи с вышеизложенным, Залялиев полагает, что он относится к категории лиц, на которых распространяются меры поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, не могут быть взысканы, поскольку он при обучении в КВТКУ находился на полном государственном обеспечении и имел дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до завершения обучения в училище.
Представитель истца Бардаев исковые требования КВТКУ поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Изучив доводы искового заявления, заслушав объяснения ответчика и представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования КВТКУ удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от <Дата обезличена> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп. «д», «е», «е.1» и «з» п. 1, подп. «в» и «д» п. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Исследованной в судебном заседании копией контракта о прохождении военной службы подтверждается, что Залялиев <Дата обезличена> заключил с Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника КВТКУ, контракт о прохождении военной службы на период освоения образовательной программы и пять лет военной службы после получения высшего образования, и взял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 301 730 рублей за каждый год обучения.
В судебном заседании также установлено, что Залялиев с <Дата обезличена> зачислен на первый курс <данные изъяты> <Дата обезличена> переведен в Казанское высшее танковое командное училище, а <Дата обезличена> отчислен из последнего образовательного учреждения по недисциплинированности и со <Дата обезличена> исключён из списков личного состава КВТКУ с направлением в отдел военного комиссариата <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен>ов <Адрес обезличен> для постановки на воинский учёт. При этом судом установлено, что текущее значение суммы подлежащих возмещению средств, затраченных на военную и специальную подготовку Залялиева за период обучения в КВТКУ ранее, составляет 502 883 рубля 33 копейки.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно постановления исполнительного комитета <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан от <Дата обезличена> <Номер обезличен> над Залялиевым установлена опека <данные изъяты>
Статьёй 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Согласно преамбуле Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный правовой акт определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
В соответствие с п. 3 ст. 6 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В силу положений ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 5 и п. 1 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от <Дата обезличена> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде полного государственного обеспечения, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных законодательных положений и установленных обстоятельств по делу в совокупности позволяют прийти к выводу о том, что поскольку Залялиев, будучи ребёнком, оставшимся без попечения родителей, <Дата обезличена> зачислен в списки личного состава <данные изъяты> для обучения по военной профессиональной образовательной программе высшего образования, то, соответственно, с этого времени и в последующем после перевода с <Дата обезличена> в Казанское ВТККУ он получил право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Принимая решение по заявленным требованиям суд также учитывает, что возложение на Залялиева обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в период обучения в КВТКУ, нарушало бы гарантированное ответчику ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и противоречило бы механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на период обучения, закрепленному в п. 3 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании изложенного суд считает, что исковые требования КВТКУ к Залялиеву являются необоснованными, в связи с чем полагает необходимым в их удовлетворении отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, военный суд
решил:
В удовлетворении искового заявления федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище» Министерства обороны Российской Федерации к бывшему курсанту названного училища <данные изъяты> Залялиеву А.Р. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 28 января 2021 года.
Судья Э.Е. Сафонов