Дело 70RS0001-01-2021-003111-04
Производство № 2а-1991/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2021 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Порохнюк Е.Н.,
при секретаре Назиной Е.В.,
помощник судьи Сафиулина И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-1991/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Ивлеву АВ о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
ИФНС России по г. Томску обратилась в Кировский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к Ивлеву А.В., в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета задолженности в размере 48 865 руб., в том числе: земельный налог за 2016 год в размере 12 578 руб., транспортный налог за 2016 год в размере 36 287 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Ивлев А.В. является собственником объекта: земельного участка по адресу: /________/, кадастровый /________/, площадью 165 кв.м, дата регистрации права 19.10.2010. Ему произведено начисление налога за 2016 год в сумме 12 578 руб., налоговым органом направлено уведомление /________/ от 02.07.2017 и требование от 02.07.2020 /________/, однако налог в установленный срок не был уплачен. Согласно сведениям ГИБДД по Томской области на Ивлева А.В. зарегистрированы транспортные средства:
- автомобили легковые, государственный регистрационный знак /________/, марка/модель: Тойота Камри, VIN: /________/, год выпуска 2002, дата регистрации права 12.11.2002, дата утраты права 27.12.2018,
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак /________/, марка/модель: /________/, VIN: /________/, год выпуска 1994, дата регистрации права 24.04.2001,
- теплоходы, государственный регистрационный знак /________/, марка/модель: Т/Х СЕВЕРЯНКА, VIN: б/н, год выпуска 1970, дата регистрации права 25.02.2010,
- автомобили легковые, государственный регистрационный знак /________/, марка/модель: ЛЕКСУС RX350, VIN: /________/, год выпуска 2010, дата регистрации права 11.01.2011, дата утраты права 14.05.2020. За 2016 год Ивлеву А.В. исчислен транспортный налог в сумме 36 287 руб., который также уплачен не был, требование от 02.07.2020 /________/ не исполнено. Мировым судьей 22.01.2021 вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Ивлева А.В., который 08.02.2021 отменен.
Административный истец ИФНС России по г. Томску представителя в суд не направила, Инспекция извещена надлежащим образом, в административном иске содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Ивлев А.В. в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
С учетом положенийст. 150 КАС Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.2 ст.48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Требование /________/ от 02.07.2020 содержит срок уплаты налогов до 17.08.2020.
Как видно из определения мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Томска об отмене судебного приказа, судебный приказ о взыскании спорных сумм вынесен 22.01.2021, то есть в пределах 6-ти месячного срока.
Судебный приказ отменен 08.02.2021.
Административный иск направлен в суд 09.08.2021, то есть в пределах 6-ти месячного срока; поступил в суд 11.08.2021.
Таким образом, установленный срок подачи административного иска не пропущен.
В соответствии с положениями статьи 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.
В соответствии с ч.3 ст.12 НК Российской Федерации региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
На основании ч.4 ст. 12 НК Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Согласно ч.1 ст.356 НК Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.387 НК Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.388 НК Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
По смыслу ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации и ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации для обращения налогового органа в суд о взыскании с физического лица обязательных платежей обязательно необходимо направление налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 57 НК Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с положениями статьи 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.
На основании п. 1 ст. 8 НК Российский Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно ст.358 указанного Кодекса объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.360 НК Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признает год.
Пункт 1 ст.361 НК Российской Федерации предусматривает установление налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 10 раз (п.2).
Статьей 363 НК Российской Федерации предусмотрен порядок и сроки уплаты транспортного налога, в соответствии с п.1 которой налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (пункт 3).
В соответствии с ч.1 ст.387 НК Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.388 НК Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
По смыслу ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации и ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации для обращения налогового органа в суд о взыскании с физического лица обязательных платежей обязательно необходимо направление налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 57 НК Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно абз.3, 4 п.1 ст. 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Инспекцией Ивлеву А.В. было направлено налоговое уведомление /________/ от 02.07.2017 о необходимости уплатить в срок не позднее 01.12.2017, в том числе, транспортный налог за 2016 год в сумме 36 287 руб. и земельный налог за 2016 год в сумме 12 578 руб.
В последующем было направлено требование /________/ от 02.07.2020 об уплате, в том числе, транспортного налога в сумме 36 287 руб., земельного налога в размере 12578 руб. Данное требование вручено налогоплательщику через личный кабинет, на что указывает скриншот из программы АИС Налог-3 ПРОМ. Срок его уплаты установлен до 17.08.2020.
08.02.2021 мировым судьей судебного участка №2 Кировского судебного района г.Томска вынесено определение об отмене судебного приказа от 22.01.2021 о взыскании с Ивлева А.В. в пользу ИФНС России по г.Томску задолженности в размере 48865 руб., в том числе, земельного налога за 2016 год в размере 12578 руб., транспортного налога за 2016 год в размере 36 287 руб.
Доказательств того, что начисленные суммы налога уплачены Ивлевым А.В. в бюджет, суду по правилам ст.62 КАС РФ не представлено. Возражений относительно начисленных недоимок также не представлено.
Проверив расчет заявленных ко взысканию сумм налога в размере 48 865 руб., суд признает его верным.
Поскольку доказательств исполнения требований об уплате земельного и транспортного налога за 2016 год суду не представлено, административное исковое заявление подано в установленный законом срок, то с Ивлева А.В. подлежит взысканию задолженность в размере 48 865 руб., из которой земельный налог за 2016 год – 12 578 руб., транспортный налог за 2016 год – 36 287 руб.
На основании ч.1 ст. 114 КАС Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, принимая решение о взыскании государственной пошлины в доход федерального бюджета, суд учитывает положения абз. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеет приоритетное значение, что отражено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.
В связи с удовлетворением административных исковых требований с административного ответчика Ивлева А.В. в бюджет Муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 1665,95 руб. (п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Ивлеву АВ о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Ивлева АВ, зарегистрированного по адресу: /________/ по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 48 865 (сорок восемь тысяч восемьсот шестьдесят пять) рублей, из которых задолженность:
- по земельному налогу за 2016 год в размере 12 578 (двенадцать тысяч пятьсот семьдесят восемь) рублей,
- по транспортному налогу за 2016 год в размере 36287 (тридцать шесть тысяч двести восемьдесят семь) рублей.
Реквизиты получателя: УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску), ИНН /________/, КПП /________/, Банк получателя – Отделение Томск, г. Томск, Расчетный счет: /________/, БИК /________/, Код ОКТМО /________/, КБК /________/ – уплата земельного налога, КБК /________/ – уплата транспортного налога.
Взыскать с Ивлев АВ в доход бюджета Муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 1 665 (одна тысяча шестьсот шестьдесят пять) рублей 95 (девяносто пять) копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий(подпись) Е.Н. Порохнюк
Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2021.
Председательствующий(подпись) Е.Н. Порохнюк
Верно.
Председательствующий Е.Н. Порохнюк
Секретарь Е.В.Назина