Судья: Пчелинцева С.Н. Дело № 33-7600/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2016 года апелляционную жалобу Шорохова Олега Геннадьевича на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 09 ноября 2015 года по делу по административному иску Шорохова Олега Геннадьевича к администрации сельского поселения Селковское о признании незаконными постановлений Главы сельского поселения Селковское Сергиево-Посадского района Московской области от 04.06.2015 года № 73 и № 74 «О признании постановления Главы сельского поселения Селковское «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, прошедшего кадастровый учет» утратившим силу», приостановлении действий указанных постановлений,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
представителя Шорохова О.Г.- Гайдара А.О.,
установила:
Шорохов О.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными постановления Главы сельского поселения Селковское от 04.06.2015 г. № 73 и 74, которыми признаны утратившими силу ранее изданные постановления Главы названного сельского поселения, на основании которых вид разрешенного использования принадлежащих истцу земельных участков был изменен на вид «для дачного строительства». Считал постановления незаконными, нарушающими права заявителя, поскольку орган местного самоуправления без надлежащего правового обоснования фактически лишил собственника приобретенного права в виде разрешенного использования принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, лишил возможности использовать участок по непосредственному целевому назначению. Кроме того, оспариваемые постановления немотивированны, не содержат в себе ссылки на нормативно- правовой акт, послуживший основанием для отмены принятых ранее постановлений. По мнению заявителя, при вынесении постановлений от 04.06.2015г. руководитель администрации сельского поселения Селковское вышел за рамки предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представитель Шорохова О.Г. по доверенности Шпарук В.Н.явился, заявленные требования поддержал.
Представитель администрации сельского поселения Селковское Сергиево-Посадского муниципального района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 09 ноября 2015 года в удовлетворении заявления Шорохова О.Г. отказано.
Не согласившись с постановленным по делу решением, заявитель обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Шорохову О.Г. на праве собственности принадлежат три земельных участка, расположенные по адресу: <данные изъяты> относящиеся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
- земельный участок с кадастровым <данные изъяты>, общей площадью 82697 кв.м,
- земельный участок с кадастровым №<данные изъяты>, общей площадью 254 906 кв.м.
Право собственности Шорохова О.Г. на вышеуказанные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке.
Постановлением главы сельского поселения Селковское Сергиево- Посадского района от 26.02.2013г. №50 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №<данные изъяты> с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства».
Постановлением главы сельского поселения Селковское Сергиево- Посадского района от 26.02.2013г. №51 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №<данные изъяты> с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства»
Постановлением Главы сельского поселения Селковское Сергиево- Посадского района Московской области от 04.06.2015г. № 73 «О признании Постановления Главы сельского поселения Селковское «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, прошедшего кадастровый учет» утратившим силу», признано утратившим силу вышеуказанное Постановление Главы сельского поселения Селковское Сергиево- Посадского района Московской области от 26.02.2013г. №51.
Постановлением Главы сельского поселения Селковское Сергиево- Посадского района Московской области от 04.06.2015г. №74 «О признании Постановления Главы сельского поселения Селковское «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, прошедшего кадастровый учет» утратившим силу», признано утратившим силу вышеуказанное Постановление Главы сельского поселения Селковское Сергиево- Посадского района Московской области от 26.02.2013г. №50.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1).
Статьей 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принципом деятельности органов государственной власти Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Как установлено ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, полномочиями по отмене принятых им постановлений в порядке самоконтроля глава администрации сельского поселения наделен в соответствии с вышеуказанной нормой закона.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Таким образом, постановлениями, которые признаны утратившими силу в результате издания оспариваемых административным истцом постановлений произведено изменение вида разрешенного использования земельных участков с вида «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства», в нарушение указанных требований закона.
Доводы об отсутствии в оспариваемых постановлениях ссылки на нормативно- правовой акт, послуживший причиной вынесения указанных постановлений, суд обоснованно счел не являющимися основанием для признания оспариваемых постановлений незаконными.
Суд пришел к выводу, что доказательств того, что допущенные Главой администрации сельского поселения Селковское нарушения являлись существенными и послужили основанием для принятия необоснованного решения, представлено не было.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается, при этом нарушения прав административного истца не усматривает, поскольку земельные участки находятся в его собственности.
Согласно пояснениям представителя административного истца в заседании судебной коллегии, истец произвел рекультивацию земель.
Следовательно, утратившие силу постановления в период своего действия не повлекли правовых последствий также для третьих лиц.
Решение суда является правильным по существу и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 09 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи