О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья Костенко Е.Л. дело № 33-6625/2010
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,
судей Глушкова М.В., Кореневой И.В.,
при секретаре Муравьевой Е.М.
рассмотрела в судебном заседании 28 октября 2010 года дело по кассационной жалобе Котова А.В. на решение Воркутинского городского суда от 06 июля 2010 года, по которому
иск Котова А.В. к ОАО «Коми энергосбытовая компания», ООО «Тепловые сети Воркуты», ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» о признании незаконным начисление платы за отопление жилого помещения в период с марта 2007г. по декабрь 2009г., в той мере, в какой это начисление основано на применении норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год, введенного в действие без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов изменения платы; признании права на перерасчет начислений за отопление жилого помещения за период с марта 2007г. по декабрь 2009г. включительно, с применением норматива потребления тепловой энергии для населения в размере 0,03 Гкал за 1 кв.м. общей площади в месяц; взыскании необоснованно полученных платежей за отопление за период с марта 2007г. по июнь 2007г., с сентября 2007г. по июнь 2008г., с августа 2008г. по июнь 2009г., с августа 2009г. по декабрь 2009г., в сумме ...., индексации в сумме ...., компенсации за пользование чужими денежными средствами в сумме ...., судебных расходов в сумме ....; об обязании произвести перерасчет размера платы за отопление за период с марта 2007г. по декабрь 2009г., в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад материалов дела судьи Глушкова М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Котов А.В. обратился в суд с иском к ОАО «Коми энергосбытовая компания» о перерасчете платежей за отопление, о взыскании денежных сумм, процентов, индексации. В обосновании иска указывал, что с 13.08.2004 года он зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: .... Является собственником указанной квартиры на основании договора купли-продажи жилого помещения от 17.03.2004г. Жилищным законодательством на него возложена обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление. Решением Совета МО «Город Воркута» от 30.03.2004г. №85 утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг предоставляемых населению на 2004г., составившие по центральному отоплению 0,03 Гкал в месяц на 1 кв.м. общей площади жилого помещения. В период с марта 2007г. по декабрь 2009г. по месту его жительства предъявляются к оплате счета-квитанции за отопление по нормативу установленному органом местного самоуправления, который не соответствует требованиям, предъявляемым федеральным законодательством. Решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006г. №275 с 01 февраля 2006 года для населения МО «Город Воркута» введен в действие норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год, вместо установленного ранее норматива в размере 0,03 Гкал в месяц. Данным решением утверждены единые, а не дифференцированные в зависимости от типов домов и степени их благоустройства нормативы потребления тепловой энергии на отопление для всего населения МО «Город Воркута». Кроме того, Постановлением Правительства Республики Коми от 15.02.2006г. №25 были установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям на 2006 год. Для территории Муниципального образования на территории города республиканского значения Воркуты с подчиненной ему территорией указанные предельные индексы на 2006 год были установлены в размере 127,5%. Введение для населения МО «Город Воркута» в действие с 01.02.2006г. норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год привело к превышению указанных предельных индексов изменения размера платы населения за отопление. Стоимость платы за отопление 1 кв.м. общей площади жилого помещения на территории МО «Город Воркута» с 01.02.2006г. составила 31,01руб. Действовавший на конец 2005 финансового года и до повышения с 01.03.2005г. по 31.01.2006г. норматив потребления тепловой энергии в размере 0,03 Гкал при цене 1 Гкал в 761,94руб., определял стоимость отопления 1 кв.м. общей площади жилого помещения в 22,86руб. Предельный индекс в 127,5%, установленный на территории МО «Город Воркута» на 2006г., допускал повышение платы за отопление 1 кв.м. общей площади жилого помещения до 29,15руб. Повышение платы в 2006 году до 31,01руб., за счет увеличения норматива потребления тепловой энергии свидетельствует о превышении максимального предельного индекса до 135,65%. Считает, что если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и (или) увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за жилое помещение и (или) размер платы граждан за коммунальные услуги должны быть приведены в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта РФ об установлении указанных индексов. Просит признать незаконным начисление платы за отопление жилого помещения в период с марта 2007г. по декабрь 2009г., в той мере, в какой это начисление основано на применении норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год, введенного в действие без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов изменения платы; признать право на перерасчет начислений за отопление жилого помещения за период с марта 2007г. по декабрь 2009г. включительно, с применением норматива потребления тепловой энергии для населения в размере 0,03 Гкал за 1 кв.м. общей площади в месяц; взыскать необоснованно полученные платежи за отопление за период с марта 2007г. по июнь 2007г., с сентября 2007г. по июнь 2008г., с августа 2008г. по июнь 2009г., с августа 2009г. по декабрь 2009г., в сумме ...., индексацию в сумме ...., компенсацию за пользование чужими денежными средствами в сумме ...., судебные расходы в сумме ....
12 мая 2010 года от истца поступило дополнение к исковому заявлению, где им заявлено требование об обязании ответчиков произвести перерасчет размера платы за отопление за период с марта 2007г. по декабрь 2009г., в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. В обоснование предъявленного заявления истец указал, что в соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с п.п.1 п.1 приложения № 2 к Правилам, то есть как произведение общей площади квартиры (кв.м.) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал\кв.м.) и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п.1 приложения № 2 к названным Правилам, а потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. То есть, как указал истец, корректировка выполняется на основании фактического расчета платы между управляющей компанией и теплоснабжающей организацией за предшествующий год, который учитывает фактическую температуру наружного воздуха в отопительный период и тепловую нагрузку всего здания. Поскольку результаты корректировки (п.27 Правил) учитываются при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, истец считает, что не позднее января 2008 года должен быть произведен перерасчет платы за 2007 год, не позднее января 2009 года - за 2008 год, и января 2010 года - за 2009 год. Кроме того, по мнению истца, при расчете в 2006 году норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий была применена произвольно принятая величина средней температуры наружного воздуха в отопительном сезоне, равная -9,1 градуса, существенно отличающейся от фактической, которая согласно данным Зональной гидрометеорологической обсерватории (ЗГМО) Воркуты за 5 лет наблюдений (с 2004 г. по 2009 г.) составила – 6,2 градуса, что привело к установлению для жителей МО ГО «Воркута» необоснованно завышенного норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год. С учетом изложенного истец просил обязать ответчиков произвести перерасчет размера платы за отопление в спорный период, в том числе, и с учетом ее корректировки исходя из фактической среднемесячной температуры наружного воздуха в отопительный период
Определением суда от 13.05.2010г. в качестве ответчиков привлечены ООО «Тепловые сети Воркуты», ООО «Территориальная генерирующая компания №9».
Истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, ответчики и соответчики в суд своих представителей не направили, в письменных отзывах на иск заявленные к ним требования не признали.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Котов А.В. с решением суда не согласен и просит его отменить, ссылаясь в обоснование на несоответствие размера оплаты за отопление предельным максимальным индексам. Считает, что судом необоснованно положены в основу корректировки сведения о размере платы за потребленную тепловую энергию, представленные ООО «Тепловые сети Воркуты», поскольку данный ответчик не является ресурсоснабжающей организацией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Котов А.В. является собственником жилого помещении, расположенного по адресу: ..., в спорный период производил оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе и за отопление. При определении стоимости отпущенной тепловой энергии ОАО «Коми энергосбытовая компания» руководствовалось решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006г. № 275. Согласно которому для населения МО «Город Воркута» с 01.02.2006 года был утвержден и введен в действие норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом.
Решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года № 275 «Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения» утвержден и введен в действие с 01.02.2006г. для населения муниципального образования "Город Воркута" норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год. Определено, что указанный норматив применяется при начислении платы населению за отопление.
Правомерность вышеуказанного решения Совета МО «Город Воркута» установлена вступившим в законную силу судебным постановлением.
В соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 609 от 21.08.2001 года «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов», органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы, в том числе и на услуги по теплоснабжению, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на их предоставление с учетом указанных в Постановлении «Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ», согласно которым отопление включается в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья.
Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, введен иной порядок нормативного регулирования определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление жилых зданий.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении данного спора, судом первой инстанции правомерно указано, что начисление истцу сумм оплаты за отопление в спорный период производилось в точном соответствии с установленными тарифами и действовавшим в тот период нормативом расхода тепловой энергии на отопление.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что размер оплаты за отопление не соответствует предельным максимальным индексам, что оспариваемое повышение платы за отопление могло быть компенсировано путем снижения цен на какую - либо иную коммунальную услугу, равно как и доводы о несопоставлении судом стоимости всего комплекса коммунальных услуг, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основаниями для отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 184-ФЗ от 26.12.2005 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты РФ» предельным минимальным и (или) максимальным индексам должны соответствовать размер платы граждан за жилое помещение и размер платы за коммунальные услуги в целом, соответствие предельным индексам отдельных услуг, подлежащих включению в состав коммунальных, законом не предусмотрено. Предельные индексы изменения размера платы граждан, в том числе и за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.
Постановлением Правительства РК от 15.02.2006 года № 25 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Предельные индексы максимально возможного изменения размера платы населения только за отопление не установлены.
Требование истца в части корректировки размера платы за отопление также является необоснованным.
В силу п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.
В силу п. 27 Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Согласно п. 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на пять процентов.
Из содержания данных норм следует, что температура не является составляющей формулы для корректировки в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.
Произведя расчет по формуле, установленной п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам «О порядке предоставления коммунальных услуг», суд правильно указал, что при имеющихся данных корректировка будет проведена в сторону увеличения платежей, что не выгодно для истца.
Доводы кассационной жалобы о том, что использованные судом при исчислении суммы корректировки данные, представленные ООО «Тепловые сети Воркуты», нельзя считать допустимым доказательством по делу, поскольку ООО «Тепловые сети Воркуты» ресурсоснабжающей организацией не является, не могут быть приняты во внимание. Поскольку вопрос о допустимости доказательств действующим процессуальным законодательством отнесен к компетенции суда, и решен судом на основании полной и всесторонней оценки материалов дела в их совокупности.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно, нормы материального права применены судом верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда от 06 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Котова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-