Дело № 2-2024/3-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Черонко Е.В.
при секретаре Макаршиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Лопатина З.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что с 1970 г. по 1973 г. она работала в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, в 1974 г. принята на должность <данные изъяты>, проработала там до 1987 г. 10.03.1987 г. истица в порядке перевода была принята в <данные изъяты>. В связи с ликвидацией <данные изъяты> в 1990 г. в порядке перевода была принята в <данные изъяты>, в 1991 г. в порядке перевода принята на должность <данные изъяты> <данные изъяты>. На основании Постановления Верховного Совета Республики Карелия № ХП-20/575 от 12.11.1993 г. <данные изъяты> реорганизован в <данные изъяты> Согласно закону РК № 1-ЗРК от 17.06.1994 г. «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», в соответствии с постановлением Законодательного Собрания РК № 15-11 ЗС от 29.06.1998 г. «О структуре исполнительной власти Республики Карелия» по состоянию на июнь 1998 года <данные изъяты> входил в структуру органов исполнительной власти Республики Карелия. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1475 от 11.12.1998 г. «Вопросы государственного земельного комитета» <данные изъяты> был передан в ведение федерального органа исполнительной власти – <данные изъяты>, став его территориальным органои. При этом нормативный акт о ликвидации, реорганизации <данные изъяты> не издавался. В 2001 году <данные изъяты> переименован в <данные изъяты>. В соответствии с Указом Президента РФ № 34 от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительно власти», приказом Минэкономразвития России № № от 20.09.2004 г. <данные изъяты> переименован в <данные изъяты> В 2005 году Лопатина З.В. была переведена на должность федеральной государственной службы – <данные изъяты>, приказом № № от 28.04.2010 г. уволена в связи с сокращением должности гражданской службы. Всего трудовой стаж Лопатиной З.В. составляет 40 лет, стаж государственной службы Республики Карелия – с 1974 года по 1998 год.
На основании Закона РК «О государственной службе Республики Карелия» № 167-ЗРК от 10.01.1997 г. истица полагает, что имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, так как имеет необходимый стаж государственной службы. 18.11.2010 г. Лопатина З.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлением о выдаче решения об установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, поскольку Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия является правопреемником Управления Роснедвижимости по Республике Карелия, которое, в свою очередь, является правопреемником <данные изъяты>.
На обращение истицы был получен ответ, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия не является правопреемником государственного органа Республики Карелия. 05.12.2010 г. Лопатина З.В. обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как лицу, замещавшему государственные должности Республики Карелия до декабря 1998 года включительно. В установлении доплаты к пенсии ответчик отказал, потребовав предоставить решение органа государственной власти, в котором истица замещала государственную должность, то есть решение <данные изъяты>, которого фактически уже не существует с 01.01.1999 года. Полагая отказ ответчика необоснованным, истица просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить ей ежемесячную доплату к получаемой трудовой пенсии по старости с момента подачи заявления, т.е. с 05.12.2010 г.
В судебном заседании истица Лопатина З.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Карпова Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Пояснила, что истица обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с законодательством Республики Карелия. Однако заявление было подано с нарушением установленного порядка, в документах, приложенных к заявлению, отсутствовало решение руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии; необходимый для установления доплаты стаж государственной службы у истицы имеется, ответчик не оспаривает данное право истицы.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебном заседании полагала заявленное истицей требование законным и обоснованным.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
До настоящего времени на уровне Российской Федерации в сфере нормативного регулирования видов государственной службы федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей не принят.
В силу ч. 1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, административное законодательство. Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Так, в соответствии со ст. 21 Закона РК от 10.01.1997 г. № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливается Главой Республики Карелия. Положение ст. 21 Закона распространяется на лиц, замещавших должности государственной службы Республики Карелия на 1 января 1997 года и позднее.
Законом РК от 12.10.2009 г. № 1326-ЗРК «О внесении изменений в статью 21 Закона Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия» в часть 4 статьи 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 г. № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» внесены изменения, согласно которым размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по соответствующей должности, предусмотренной Сводным перечнем государственных должностей Республики Карелия категории «А» или Реестром государственных должностей государственной службы Республики Карелия, Сводным перечнем государственных должностей Республики Карелия, Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Карелия. Ежемесячная доплата в новом размере к трудовой пенсии пересчитывается со дня увеличения месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости, с 01.11.2010 г. размер пенсии составляет <данные изъяты> руб. При этом истица имеет право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием стажа государственной службы в Республике Карелия. Согласно трудовой книжки Лопатиной З.В., она 02.01.1974 г. принята на должность <данные изъяты>, 01.07.1986 г. переведена в распоряжение <данные изъяты>, 27.02.1987 г. в связи с упразднением управления уволена в порядке перевода в <данные изъяты>, с 28.02.1987 г. принята в порядке перевода <данные изъяты> <данные изъяты>; 31.12.1989 г. в связи с ликвидацией <данные изъяты> истица была уволена с <данные изъяты> и переведена в <данные изъяты>, где 02.01.1990 г. в порядке перевода была принята <данные изъяты> <данные изъяты>, 01.01.1991 г. уволена в порядке перевода в <данные изъяты>, с 02.01.1991 г. принята в порядке перевода на должность <данные изъяты>; на основании постановления Верховного Совета Республики Карелия № ХП-20/575 от 12.11.1993 г. <данные изъяты> реорганизован в <данные изъяты>, с 12.11.1993 г. истица принята <данные изъяты>; в связи с упорядочением структуры аппарата комитета в соответствии с Указом Президента РФ от 03.09.1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» истица назначена на государственную должность государственной службы – <данные изъяты>, 20.03.2001 г. на основании утвержденного руководителем <данные изъяты> Положения о <данные изъяты> от 20.03.2001 г. <данные изъяты> переименован в <данные изъяты>; с 01.08.2001 г. Лопатина З.В. назначена на государственную должность государственной службы – <данные изъяты>; на основании приказа Минэкономразвития России от 20.09.2004 г. № № <данные изъяты> переименован в <данные изъяты>; 01.02.2005 г. истица переведена на должность федеральной государственной гражданской службы – <данные изъяты>, с 03.04.2006 г. – переведена на должность <данные изъяты>, с 01.08.2006 г. – переведена на должность <данные изъяты>; 04.05.2010 г. Лопатина З.В. освобождена от занимаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы.
Согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о периодах государственной службы, учитываемых при исчислении стажа государственной службы, имеющейся в материалах дела, стаж государственной службы Лопатиной З.В., принимаемый для исчисления размера доплаты к пенсии, составляет 36 лет 04 месяцу 03 дня.
05.12.2010 г. Лопатина З.В. обратилась с заявлением в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. Однако истице было отказано в установлении такой доплаты по тем основаниям, что ею не было представлено решение руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.
Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 1904.2001 г. № 85 утвержден Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной гражданской службы Республики Карелия» (далее – Порядок), в соответствии с п. 3 которого лица, имеющие право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, подают заявление об ее установлении в орган государственной власти Республики Карелия, в котором они занимали государственную должность или государственную должность государственной службы. Решение об установлении доплаты к трудовой пенсии принимается руководителем органа государственной власти, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность государственной службы Республики Карелия. Указанное решение направляется в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия для принятия решения о размере ежемесячной доплаты к пенсии и оформления поручения на выплату.
Между тем, <данные изъяты>, являвшийся органом государственной власти Республики Карелия, в котором истица занимала должность государственной службы Республики Карелия, в настоящее время отсутствует, равно как и отсутствует орган государственной власти Республики Карелия, являвшийся бы правопреемником <данные изъяты> Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия не является органом, уполномоченным по смыслу п. 3 Порядка устанавливать такую доплату, поскольку является территориальным органом федерального органа исполнительной власти Российской Федерации — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и не является правопреемником <данные изъяты>.
Упомянутый выше Порядок не определяет порядок установления надбавки лицам, имеющим право на получение указанной ежемесячной доплаты к пенсии в случае реорганизации органа государственной власти Республики Карелия либо его ликвидации, в частности, не определяет порядок подачи заявления о ее установлении.
Между тем, наличие пробела в правовом регулировании затронутых общественных отношений само по себе не может служить основанием для умаления прав граждан на пенсионное обеспечение, в частности, получение в соответствии с законодательством Республики Карелия ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. В соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право Лопатиной З.В. на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием необходимого стажа государственной службы Республики Карелия ответчиком не оспаривается.
Учитывая отсутствие органа государственной власти Республики Карелия, в котором Лопатина З.В. занимала должность государственной службы РК, в настоящее она лишена возможности реализовать свое право на получение доплаты к пенсии в соответствии с Порядком установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия является федеральным органом государственной власти и по смыслу Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, а также в силу своей компетенции не может принимать решений об установлении ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республике Карелия.
В свою очередь, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия в соответствии с п.п. 6, 7 вышеуказанного Порядка рассчитывает размер, принимает решение об установлении размера доплаты и дает поручение о выплате указанной доплаты к пенсии. При этом в силу п. 8 Порядка в случае несогласия Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия с решением органа государственной власти об установлении ежемесячной доплаты, Министерство возвращает представленные документы, т.е. разрешает вопрос о праве заявителя на получение такой доплаты к пенсии.
Таким образом, учитывая наличие пробела в правовом регулировании, принимая во внимание полномочия ответчика в сфере установления и выплаты доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лопатиной З.В. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 9 Порядка ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от государственной должности и назначения трудовой пенсии. Лопатина З.В. обратилась к ответчику с заявлением об установлении доплаты к пенсии 05.12.2010 года.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обязанность установить Лопатиной З.В. с 05 декабря 2010 года ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики Карелия.
В силу ст. 98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика следует взыскать в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении доплаты к трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики Карелия, с 05.12.2010 г.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Черонко