Решение по делу № 2-2853/2020 от 17.04.2020

Дело № 2-2853/2020

УИД: 39RS0001-01-2020-002105-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2020 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Спиридоновой Е. Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) о перерасчете пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Спиридонова Е.Б. обратилась в суд с указанным выше иском, указав в обоснование заявленных требований, что с 23 июля 2017 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако не согласна с размером начисленной ей пенсии, поскольку ответчиком при назначении пенсии не был учтен период военной службы с 19 декабря 1986 г. по 30 июня 1994 г., периоды работы с 15 марта 2002 г. по 30 апреля 2002 г. в должности <данные изъяты> с 25 ноября 2002 г. по 1 декабря 2003 г. в должности <данные изъяты>, с 20 апреля 2004 г. по 30 июня 2006 г. в должности <данные изъяты> с 10 января 2008 г. по 31 марта 2008 г. в должности главного бухгалтера в <данные изъяты>, с 8 июля 2008 г. по 31 июля 2017 г. в должности главного бухгалтера в <данные изъяты> Расчетный размер пенсии определен в порядке, установленном п. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Общий страховой стаж, учтенный ответчиком составил 21 год 0 месяцев 8 дней. В связи с этим просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) включить в страховой стаж вышеуказанные периоды и произвести перерасчет пенсии с 23 июля 2017 г.

В судебном заседании Спиридонова Е.Б. и ее представитель Забузанов А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) – Левенкова В.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Спиридоновой Е.Б. не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований Спиридоновой Е.Б. отказать.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Спиридонова Е.Б. с 23 июля 2017 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 2 ст. 25 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г.

При этом расчетный размер трудовой пенсии истцу был произведен по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как наиболее выгодный, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.

В обоснование своей правой позиции Спиридонова Е.Б. ссылается на неправомерность пенсионного органа о не включении в страховой стаж периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, период военной службы истца с ДД.ММ.ГГГГ включен в страховой стаж, что подтверждается данными о стаже истца Спиридоновой Е.Б. от 5 октября 2017 г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о включении в страховой стаж периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ г. удовлетворению не подлежат.

В ходе судебного разбирательства судом также установлено, что пенсионным органом не включен в страховой стаж истца период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ г.

Разрешая требования истца и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 г., трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Указанное положение закреплено и в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., которым предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, чья трудовая деятельность после 1 января 1991 г. протекала на территории Латвийской Республики, и переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, регулируются Договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г., вступившим в силу 19 января 2011 г.

Порядок и условия применения данного Договора установлены Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики, подписанным 20 декабря 2010 г.

Согласно ст. 25 указанного Договора в случае если право на пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет работавшим в определенных профессиях возникло после вступления в силу настоящего Договора, то пенсия назначается и выплачивается в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 1 января 1991 г. на территории одной из Договаривающихся Сторон, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон после 1 января 1991 г., каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

По желанию и на основании заявления граждан Договаривающихся Сторон им может устанавливаться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Таким образом, указанный договор предусматривает распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории (в соответствии с принципом пропорционального назначения пенсии). В отношениях с Латвией пенсия назначается с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного в СССР (за указанный стаж пенсия назначается государством проживания).

При обращении в Отдел ПФР в Ленинградском районе города Калининграда с заявлением о назначении пенсии, Спиридонова Е.Б. выразила желание по установлению пенсии с учетом п. 2 ст. 25 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 18 декабря 2007 г., о чем указала в заявлении от 31 января 2017 г.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Материалами дела подтверждено, что Спиридонова Е.Б. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 26 февраля 2003 г.

При исчислении страхового стажа, на основании ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который имел место до дня вступления в силу указанного Закона.

Согласно пункту 3.5 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190, периоды работы за границей после 1 января 1991 г. засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», в том случае если им предшествовала и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Закона № 400-ФЗ.

Статьей 4 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных, созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц, осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Согласно статье 1 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц при условии, что договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Как следует из военного билета серии НР № , справки от 19 апреля 2017 г. № , выданной военным комиссариатом города Калининграда Калининградской области, Спиридонова Е.Б. проходила военную службу с ДД.ММ.ГГГГ в Латвийской ССР. Латвийской Республике.

Из архивной копии приказа командира войсковой части № Филиалом (Архива Военно-Морского Флота) г. Гатчина от 26 мая 1994 г. № усматривается, что Спиридонова Е.Б. исключена из списков личного состава части с 22 июня 1994 г.

Согласно справке от 8 сентября 2017 г. № , выданной Архивным отделом (на Балтийском флоте) г. Калининграда, по документам архивного отдела (на БФ) установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. войсковая часть № дислоцировалась в г. Лиепая Латвия.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Латвийская республика участником указанного Соглашения не является.

После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками указанного Соглашения от 13 марта 1992 г., может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.

Таким образом, вопреки доводам истца и ее представителя, при назначении пенсии пенсионным органом учтено заявления истца и обоснованно применены положения Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г., а, следовательно, с учетом вышеуказанных норм и разъяснений, правовых оснований для понуждения ответчика включить в страховой стаж истца период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат.

Истцом также заявлено требование о зачете в страховой стаж периодов работы с 15 марта 2002 г. по 30 апреля 2002 г. в должности <данные изъяты> с 25 ноября 2002 г. по 1 декабря 2003 г. в должности <данные изъяты>, с 20 апреля 2004 г. по 30 июня 2006 г. в должности <данные изъяты>, с 10 января 2008 г. по 31 марта 2008 г. в должности <данные изъяты> с 8 июля 2008 г. по 31 июля 2017 г. в должности <данные изъяты>

Вместе с тем, как следует из материалов дела, периоды работы истца с 25 ноября 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в должности <данные изъяты> с 1 июля 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в должности <данные изъяты> с 7 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. и с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2016 г. в должности <данные изъяты> учтены ответчиком в страховой стаж, что подтверждается данными о стаже истца Спиридоновой Е.Б. от 5 октября 2017 г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о включении в страховой стаж периодов ее работы с 25 ноября 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в должности <данные изъяты> с 1 июля 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в должности <данные изъяты> с 7 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. и с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2016 г. в должности <данные изъяты> удовлетворению не подлежат.

В ходе судебного разбирательства судом также установлено, что пенсионным органом не включены в страховой стаж истца периоды ее работы с 15 марта 2002 г. по 30 апреля 2002 г. в должности <данные изъяты> с 1 января 2003 г. по 1 декабря 2003 г. в должности <данные изъяты> с 1 января 2006 г. по 30 июня 2006 г. в должности <данные изъяты> с 10 января 2008 г. по 31 марта 2008 г. в должности <данные изъяты> по причине неуплаты за указанные периоды работодателями истца страховых взносов.

Факт работы Спиридоновой Е.Б. в указанные спорные периоды подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке последнего.

При этом, как следует из трудовой книжки, истец 20 апреля 2005 г. была принята на должность <данные изъяты> (Приказ от 20 апреля 2005 г № ), а не как указано истцом в иске с 20 апреля 2004 г.

Согласно справке об организации Отдела ПФР в Центральном районе г. Калининграда от 5 апреля 2017 г. № <данные изъяты> зарегистрировано 31 августа 1995 г. и прекратило финансово-хозяйственную деятельность с 1 января 2004 г., начисление страховых взносов осуществлялось за периоды:

- с марта 1998 г. по декабрь 1998 г.

- с января 1999 г. по декабрь 1999 г.

- с января 2000 г. по сентябрь 2000 г.

- декабрь 2000 г.

- с января 2001 г. по декабрь 2001 г.

С апреля 1997 г. по 2004 г. данная организация не отчитывалась и не перечисляла страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд РФ.

Из служебной записки Отдела персонифицированного учета Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде (межрайонное) от 30 марта 2017 г. № следует, что предоставить индивидуальные сведения на Спиридонову Е.Б. по организации ООО «Абсент» с 10 января 2008 г. по 31 января 2008 г. не имеется возможности, поскольку организация ликвидирована 9 августа 2011 г.

Из служебной записки Отдела персонифицированного учета Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде (межрайонное) от 28 апреля 2017 г. № следует, что предоставить индивидуальные сведения на Спиридонову Е.Б. по организации ЖСК «Варяг» с 1 июля 2004 г. по 31 декабря 2005 г., с 1 января 2006 г. по 30 июня 2006 г. нет возможности. По состоянию на 28 апреля 2017 г. организация не представила на Спиридонову Е.Б. корректирующую форму индивидуальных сведений за 2004-2005 гг. и индивидуальные сведения за 2006 г. С 2006 г. организация отчет не сдает.

Согласно представленным ответам на запросы суда из Межрайонной ИФНС № 9, № 8 по г. Калининграду, Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области сведения об уплате страховых взносов за Спиридонову Е.Б. в спорные периоды вышеуказанными организациями отсутствуют.

В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц имеет значение продолжительность общего трудового стажа до 1 января 2002 г. С 1 января 2002 г. при определении размера пенсии учитываются страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, и отраженные в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Таким образом, после 1 января 2002 г. продолжительность страхового стажа на размер пенсии не влияет, поскольку значение в данном случае имеет размер страховых взносов, уплаченных работодателем за указанный период.

Таким образом, принимая во внимание приведенную норму материального права, при отсутствии уплаты страховых взносов за Спиридонову Е.Б. за спорные периоды работы после 1 января 2002 г., учет таковых в общий страховой стаж к увеличению размера пенсии истца не приведет.

При таких обстоятельствах, учитывая, что для перерасчета размера пенсии при учете спорного страхового стажа необходимы сведения о размере начисленных страховых взносов за указанные периоды времени, которые отсутствуют в лицевом счете застрахованного лица и не были представлены истцом в ходе судебного разбирательства, никаких сведений о начислении истицу заработной платы за указанные периоды не представлено, в связи с чем достаточных оснований для удовлетворения исковых требований истца о включении в страховой стаж периодов ее работы с 15 марта 2002 г. по 30 апреля 2002 г. в <данные изъяты> с 1 января 2003 г. по 1 декабря 2003 г. в должности <данные изъяты> с 1 января 2006 г. по 30 июня 2006 г. в должности <данные изъяты> с 10 января 2008 г. по 31 марта 2008 г. в должности <данные изъяты> с 1 января 2017 г. по 31 июля 2017 г. в должности <данные изъяты> не усматривается, данные требования удовлетворению не подлежат.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для перерасчета пенсии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Спиридоновой Е. Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) о перерасчете пенсии – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2020 г.

Судья     Н.В. Паршукова

2-2853/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
СПИРИДОНОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА
Ответчики
УПФ РФ
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Паршукова Н.В.
Дело на странице суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2020Предварительное судебное заседание
26.08.2020Судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее