Гр.дело №2-212/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Беляевсковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ефремовой Е.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Хайруллиной Т.М.,
представителя ответчика Данюковой О.С.,
18 марта 2014 года в г. Суровикино
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суровикинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Краснозвездинский детский сад «<данные изъяты>» и администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения,
установил:
Прокурор Суровикинского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Краснозвездинский детский сад «<данные изъяты>» (далее детский сад), и к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области о возложении на ответчиков обязанности оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что руководством детского сада не обеспечено исполнение требований законодательства о защите от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, что выражается в том, что здание детского сада не оборудовано системой технического контроля за обстановкой - видеонаблюдением. Это создает предпосылки для проникновения в него лиц, создающих угрозу жизни и здоровья детей и сотрудников, в том числе путем совершения террористических актов. Прокурор просит обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Краснозвездинский детский сад «<данные изъяты>» и администрацию Суровикинского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
В судебном заседании помощник прокурора Хайруллина Т.М. исковые требования поддержала, изложив их вышеуказанным образом, просила их удовлетворить. Определяя срок исполнения, просила суд установить его до 1 мая 2015 года, поскольку в бюджете района на 2014 год расходы на установку видеонаблюдения в образовательных учреждениях не были предусмотрены.
Представитель ответчика администрации Суровикинского муниципального района Данюкова О.С. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Представитель полагает, что детский сад не является тем объектом, на который распространяется действие Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утверждённого Федеральным законом № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. Те нормативно-правовые акты, на которых основывает свои требования прокурор, вступили в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию образовательного учреждения. Оснащение таких объектов социальной инфраструктуры системой видеонаблюдения может осуществляться только в период их реконструкции и капитального ремонта. Между тем, такой ремонт либо реконструкция детского сада на ближайшее время не запланированы. Приказом Министерства образования и науки от 4 июня 2008 года № 170 утверждено положение о необходимости оснащения учреждений образования камерами видеонаблюдения, однако это положение относится к зданиям федеральных государственных учреждений образования, каковым Краснозвездинский детский сад «<данные изъяты>» не является. Представитель обратил внимание на то, что в детском саду осуществляется охрана, существует пропускной режим, входы в здание контролируются, что, по мнению представителя, является достаточным для обеспечения безопасности. Представитель также обратил внимание суда на то, что в бюджете района на 2014 год не предусмотрены расходы на установление системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях.
Ответчик - представитель ответчика МБДОУ Краснозвездинский детский сад «<данные изъяты>» Володина Н.В., в суд не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, от неё в суд поступило заявление, в котором она просила дело рассмотреть в её отсутствие, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обосновано и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Как установлено судом, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности образовательных учреждений Суровикинского муниципального района. Проверкой было выявлено, что в МБДОУ Краснозвездинский детский сад «<данные изъяты> <адрес> отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Краснозвездинский детский сад «<данные изъяты>» является муниципальным, а учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как установлено ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 28 того же закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в числе прочего материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В пункте 6 ст. 28 закона «Об образовании» указано на то, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической оснащенности и антитеррористической защищенности является обязанностью, как образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования следует удовлетворить, при этом обязанность по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения следует возложить и на образовательное учреждение и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Довод ответчика относительно того, что Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и СНиП 31-06-2009 вступили в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию образовательного учреждения, а его реконструкция и капитальный ремонт не планируются, не могут служить основанием для освобождения ответчиков от возложенной на них судом обязанности.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Что касается довода ответчика о том, что помещение детского сада обеспечено в достаточной мере системами безопасности в виде пропускного режима посещения охраны здания, суд не может расценить его как основание для отказа в удовлетворении заявленных исковых требовании. Деятельность образовательного учреждения связана с обучением и воспитанием большого числа детей, что обеспечивается значительным числом педагогов и иных лиц занятых в процессе обучения, а потому, исходя из характера и условий деятельности ответчиков, они должны предпринять исчерпывающие меры для обеспечения безопасности, в том числе антитеррористической направленности.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░