Дело №2-935/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2018 г. г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лихачева В.И,
при секретаре Мариной Ю.Н., Золотаревой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Владимировой Нины Ивановны к Марченко Елене Анатольевне о компенсации морального вреда, вытекающего из причинения вреда здоровью в результате ДТП,
УСТАНОВИЛ:
Владимирова Н.И. обратилась в суд с иском к Марченко Е.А. о компенсации морального вреда, вытекающего из причинения вреда здоровью в результате ДТП. В обосновании заявленных требований указав, что «24» апреля 2018 года в 13 час. 30 мин. на территории -- руб по адресу <адрес>, Марченко Елена Анатольевна, управляя транспортным средством -- руб, государственный номер № при движении задним ходом допустила наезд на Владимирову Н.И. В результате ДТП Владимировой Н.И.были нанесены телесные повреждения. В связи с чем, просит взыскать с ответчика в возмещение морального вреда 150 000 рублей расходы на представителя в размере 10 000рублей.
Истец Владимирова Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Тишкина Н.О. полагала сумму возмещения завышенной пояснила, что до суда Владимирвой Н.И были преданы 2 000 рублей.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и т.п.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствие со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются общими правилами о возмещении вреда, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу п. п. 1,3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Судом установлено, что «24» апреля 2018 года в 13 час. 30 мин. на территории -- руб по адресу <адрес>, Марченко Елена Анатольевна, управляя транспортным средством Мицубиси Аутлендер, государственный номер № при движении задним ходом допустила наезд на пешехода - Владимирову Н.И., 25 августа 1956 года рождения, после чего Марченко Е.А. в нарушение п. 2.5, 2.6 ПДД РФ оставила место ДТП, участником которого она являлась. В результате ДТП Владимировой Н.И. были нанесены телесные повреждения, которые согласно заключения эксперта № 1115 не повлекли вреда здоровью. Обстоятельства ДТП сторонами не оспаривались.
Исходя из положений п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, то факт причинения ему морального вреда предполагается.
Учитывая указанные доказательства, суд находит установленным факт причинения Владимировой Н.И. физических и нравственных страданий действиями ответчика, управлявшей автомобилем, являющимся в силу ст. 1079 ГК РФ источником повышенной опасности, и приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Таким образом, при определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства причинения вреда, объем и характер нанесенных Владимировой Н.И. телесных повреждений, которые выразились в кровоподтеке на ладони правой кисти, ссадины брюшной области, в области левого коленного сустава. С учетом требований разумности и справедливости суд приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в размере 5000 рублей, полагая, что данный размер, с учетом указанных обстоятельств дела, выплаченной ответчиком ранее суммы в размере 2 000 рублей, согласуется с принципами конституционной ценности здоровья и достоинства личности.
Судебные расходы, как это установлено ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В свою очередь, согласно ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 ГПК РФ; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Истцом был заключен договор об оказании юридических услуг физическому лицу, в соответствии с которым истцом были оплачены услуги в размере 10 000,00 (десять тысяч) рублей 00 копеек, что подтверждается копией договора, копией квитанции об оплате услуг.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).
В силу ст. 98, 100 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца понесенные им расходы: расходы на оплату услуг представителя в размере 4 000 рублей 00 коп., расходы по оформлению доверенности представителю в размере 1700 рублей 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Владимировой Нины Ивановны к Марченко Елене Анатольевне о взыскании компенсации морального вреда вытекающего из причинения вреда здоровью в результате ДТП – удовлетворить частично.
Взыскать с Марченко Елены Анатольевны в пользу Владимировой Нины Ивановны компенсацию морального вреда в размере 5000 (пяти тыс.) рублей, расходы на представителя в размере 4000 рублей. Расходы на составление доверенности в размере 1700 рублей.
В остальной части требований Владимировой Нины Ивановны к Марченко Елене Анатольевне – отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца через Железнодорожный районный суд.
Полный текст решения изготовлен 27.08.2018 г.
Судья В.И. Лихачев