Решение по делу № 3а-123/2020 от 13.04.2020

№ 10OS0000-01-2020-000049-82

(№ 3а-109/2020)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 мая 2020 г.г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.,

при секретаре Макаршиной А.А.,

с участием прокурора Филатовой А.П., представителя административных истцов Калинина В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артемьевой Л.Е., Блинова С.В., Пестова С.В., Патрашкиной Н.В. о признании не действующимив части решений Совета Прионежского муниципального района XXIII сессииIV созыва от 17 сентября 2019 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения»,

у с т а н о в и л:

Артемьева Л.Е., Блинов С.В., Пестов С.В.,Патрашкина Н.В. оспорили в судебном порядке решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части включения в границы первого и второго поясов зоны санитарнойохраны источника питьевого водоснабжения земельных участков с кадастровыми номерами (...), а также части земель, государственная собственность на которые не разграничена в границах точек со следующими координатами: (...) и используемых административными истцами.

Требования мотивированы тем, что обращения административных истцов в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении и перераспределении земельных участков в собственность оставлены без удовлетворения по мотиву их расположения в соответствии с Генеральным планом Заозерского сельского поселения и Правилами землепользования и застройки Заозерского сельского поселенияво втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

Считая, что установление Советом Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Совет, административный ответчик) в Правилах землепользования и застройки Заозерского сельского поселения (далее - Правила) и в Генеральном плане Заозерского сельского поселения зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения без соблюдения требований Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ), СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) нарушает их права на предоставление в собственность земельных участков, административные истцы просили признать вышеназванные нормативные акты в части включения в границы первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельных участковнедействующими.

Определением судьи от 06 марта 2020 г. к участию в делах по административным исковым заявлениям Артемьевой Л.Е., Блинова С.В. заинтересованным лицом привлечено МУП Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский».

Определениями судьи от 06 марта 2020 г.,от 25 мая 2020 г. и от 26 мая 2020 г.административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании представитель административных истцовКалинин В.С. поддержал административные исковые заявления по изложенным в них основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя административных истцов,исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора Филатовой А.П., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что Артемьева Л.Е. является собственником жилого дома с кадастровым номером (...), находящегося на земельном участке с кадастровым номером (...)

Патрашкина Н.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером (...), находящегося на земельном участке с кадастровым номером (...) Патрашкина Н.В. также является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка от 04 августа 2014 года № (...).

Блинову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (...)

Его обращение о заключении Соглашения о перераспределенииземельного участка с кадастровым номером (...) и земель, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено без удовлетворения, в том числе и потому, что испрашиваемый им земельный участок расположен в границахвторогопояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

Пестову С.В. отказано Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами (...) и 10(...) посредством проведения аукциона, для цели использования «для личных нужд, озеленение территории».

Административным истцам отказано Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении истребуемых ими земельных участков в собственность в связи с тем, что они все расположены в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами (...), а также прилегающий к нему земельный участок из части земель, государственная собственность на которые не разграничена,в границах точек со следующими координатами: (...) расположены в одной зоне санитарной охраны источника водоснабжения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты были применены в отношении всех административных истцов, суд приходит к выводу о наличии у них у всех права на обращение в суд.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что установлено вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному делу № 3а-240/2019.

Анализируя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов действующему законодательству, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗопределено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Проверяя законность действий административного ответчика при установлении границпервого ивторого поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на соответствие требованиям абзаца 2 пункта 4 и абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ и СанПиН 2.1.4.1110-02, суд приходит к следующему выводу.

Установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами (...), а также прилегающий к нему земельный участок из части земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах точек указанных выше,используемыеадминистративными истцами, либо которые предполагаются к приобретению, находятся во второмпоясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения. При этом в картографическом материале генерального плана и правил землепользования и застройки имеет место совпадение границпервого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, что является недопустимым и создает правовую неопределенность при применении оспариваемых норм.

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному искуПахомовой А.А. о признании не действующимирешений XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части установления границ первого и второгопоясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношении земельного участка с кадастровым номером (...), оспариваемые нормативные правовые акты признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части включения в границы первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельного участка с кадастровым номером (...)

Судебным актом установлено, что оспариваемые решения приняты с нарушением компетенции органа и процедурой установления зон санитарной охраны источников водоснабжения, что приводит к нарушению прав правообладателей земельных участков, включенных в указанную зону.

При принятии нормативного акта была нарушена компетенция органа и процедура установления зон санитарной охраны, границыпервого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения установлены с нарушением требований абзаца 2 пункта 4 и абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов)и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами (...), а также прилегающий к нему земельный участок из части земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах точек указанных выше, расположены в одной зоне санитарной охраны источников водоснабжения, законность установления границ которой являлась предметом рассмотрения в рамках административного дела№ 3а-240/2019 по административному иску Пахомовой А.А.

Следовательно, Совет Прионежского муниципального района Республики Карелия, утвердив проект Генерального плана Заозерского сельского поселения без приложения материалов по обоснованию и схемы границ зон с особыми условиями использования территории, являющимися приложением к Генеральному плану, и карту зон с особыми условиями использования, являющуюся приложением к Правилам землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, в отсутствие заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерацииили его заместителя, вышел за пределы компетенции в части установления границпервого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношении земельных участков с кадастровым номером с кадастровыми номерами (...), а также прилегающий к нему земельный участок из части земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах точек со следующими координатами: (...), выполненных в системе координат МСК-10.

Поскольку ранее принятыми судебными актами оспариваемые нормы признавались недействующими в отношении конкретных земельных участков, суд считает возможным, несмотря на то, что весь первый и второй пояс зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения принят с нарушением норм законодательства, имеющих большую юридическую силу, признать недействующими только в отношении заявленных земельных участков.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которого реализованы права граждан, суд признает их не действующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы. Поскольку Артемьева Л.Е., Блинов С.В., Пестов С.В., Патрашкина Н.В.при подаче административного иска уплатили государственную пошлину в размере 600 руб. каждый, то с административного ответчика подлежит взысканию в пользу административных истцов данные судебные расходы.

Руководствуясь статьями 175–180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Артемьевой Л.Е., Блинова С.В., Пестова С.В., Патрашкиной Н.В. удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу решений XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части установления границ первого ивторого поясов зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в отношенииземельных участков с кадастровыми номерами (...), а также прилегающий к нему земельный участок из части земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах точек со следующими координатами: (...)

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Артемьевой Л.Е. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Блинова С.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Пестова С.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Патрашкиной Н.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Прионежского муниципального района.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 04 июня 2020 г.

3а-123/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Республики Карелия
Патрашкина Нина Васильевна
Ответчики
Совет Прионежского муниципального района Республики Карелия
Другие
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Администрация Заозерского сельского поселения
Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Карелия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
МУП Прионежского раойна "Водоканал Прионежский"
Калинин Вячеслав Сергеевич
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия
Управление Роспотребнадзора по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Галашева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
14.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Дело присоединено к другому делу
26.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее