Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-586/2018 ~ М-562/2018 от 17.09.2018

Дело № 2-586/2018

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

26 октября 2018 года                                                                                       город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи:                                                                              Н.Н.Антипиной,

при секретаре:                                                                                                            О.В.Седлецкой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Совгачевой М.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Совгачева М.С. обратились в суд с иском, мотивируя тем, что на основании обменного ордера является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: .... Желая приватизировать указанную квартиру, она обратилась в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением о приватизации жилого помещения, но получила отказ. В целях защиты своих прав Совгачева М.С. просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: ....

Определением Прионежского районного суда РК от хх.хх.хх г. к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК.

Истец и ее представитель по ордеру адвокат Чернова Н.Н., в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в судебное заседание не явились, извещены, согласно представленному ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ отзыву, просило провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ А., действующий на основании доверенности, в удовлетворении иска просил отказать.

Представители третьих лиц ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Совгачева (Г. М.С. на основании обменного ордера от хх.хх.хх г., проживает и с хх.хх.хх г. имеет регистрацию по адресу: ... (ранее: ...).

Совместно с истцом по данному адресу в настоящее время никто не зарегистрирован и не проживает.

Пунктом 2 постановления главы самоуправления г. Петрозаводска от хх.хх.хх г. был разрешен обмен двухкомнатной квартиры по адресу: ..., жилой площадью ... кв.м., в которой проживает семья Б. (состав 3 человека), на двухкомнатную квартиру, находящуюся в ведомстве МО РФ, по адресу: ..., жилой площадью ... кв.м, в которой проживает семья В. (состав 4 человека), с выдачей ордеров на жилые помещения.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Статья 11 названного Закона предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

На основании статьи 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

Установлено, что истец хх.хх.хх г. обратилась в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением об оформлении документов на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Письмом ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от хх.хх.хх г. в ответ на письмо ГУП РК РГЦ «Недвижимость» о согласовании и подписании договора безвозмездной передачи в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения ответило отказом, сославшись на ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в Учреждении отсутствуют документы, подтверждающие статус спорного жилого помещения, дополнительно указав, что спорное жилое помещение находится на учете ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ; в соответствии с Уставом, Учреждение не наделено полномочиями собственника недвижимого имущества на заключение договора передачи в собственность граждан жилых помещений.

Согласно отзыву ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Учреждение, осуществляющее оперативное управление спорным жилым помещением от имени собственника - Минобороны России, считает Министерство обороны РФ ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в Минобороны РФ отсутствует правовой механизм передачи гражданам жилых помещений в порядке бесплатной приватизации, оно не наделено полномочиями на заключение договоров приватизации; просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В дополнение указывает, что поскольку спорная квартира является служебным жилым помещением, в силу п.3 ст.92 Жилищного кодекса РФ, она не подлежит отчуждению.

Согласно перечню имущества, являющемуся приложением к распоряжению ТУ Росимущества по РК от хх.хх.хх г. , спорное жилое помещение, в отношении которого ставится вопрос о признании права собственности в порядке приватизации, закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением Министерства обороны РФ Сортавальская квартирно-эксплуатационная часть района.

Согласно сведений МКУ «Муниципальный архив Петрозаводского городского округа» от хх.хх.хх г. , в документах постоянного срока хранения архивного фонда администрации города Петрозаводска за хх.хх.хх г. постановления (распоряжения) о присвоении двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., статуса «служебное» нет.

Статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

На основании пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ).

В абзаце 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 №179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» определено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.

Согласно пункту 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с пунктом 3 Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

При этом использования жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с указанными Правилами.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с принятием решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Как усматривается из материалов дела, истец не относится к категории военнослужащих, в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состояла, на учете нуждающихся в жилых помещениях от Министерства обороны РФ не состоит.

Распоряжением Правительства РФ от хх.хх.хх г. утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.

Поселок ... Прионежского района Республики Карелия не входит в указанный выше перечень закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, не является закрытым военным городком.

На основании вышеизложенного, установив, что Совгачева М.С. с хх.хх.хх г. зарегистрирована в спорной квартире, проживает в ней по настоящее время, в приватизации ранее не участвовала, квартира не располагается на территории закрытого военного городка, не признана аварийной, договор найма специализированного жилого помещения с Совгачевой М.С. не заключался, требование истца о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежит удовлетворению.

Надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу является Министерство обороны РФ. В иске к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, как к ненадлежащему ответчику, суд считает необходимым отказать.

Часть 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, подлежат возмещению все понесенные по делу судебные расходы.

Истец в судебном заседании отказалась от возмещения понесенных расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

иск Совгачевой М.С. удовлетворить частично.

Признать в порядке приватизации за Совгачевой М.С. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...-1, ....

Иск Совгачевой М.С. к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                              Н.Н. Антипина     

Решение принято судом в окончательной форме 31 октября 2018 года.

2-586/2018 ~ М-562/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Совгачева Марина Семеновна
Ответчики
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Министерство обороны РФ
Другие
К/А "Талион" Чернова Наталия Николаевна
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
ГУП РК РГЦ "Недвижимость"
Управление Росреестра по РК
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Антипина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
17.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2018Передача материалов судье
20.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2018Судебное заседание
26.10.2018Судебное заседание
31.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2019Дело оформлено
14.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее