Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1706/2011 от 24.03.2011

Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-1706/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе: председательствующего Сажина А.В.

судей: Тебеньковой Л.Г., Пристром И.Г.

при секретаре Чебыкиной Е.М.

с участием прокурора Ковригиной О.Н.

рассмотрев в судебном заседании 28 марта 2011 г. гражданское дело по кассационным жалобам Администрации МО ГО "Сыктывкар" и Пономарь Н.И. на решение Сыктывкарского городского суда ... от ДД.ММ.ГГГГ, по которому

- удовлетворено заявление прокурора Межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мо ГО "Сыктывкар", Пономарь Н.И.

- признаны недействительными и не соответствующими закону постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" № 9/3930 "О предварительном согласовании места разрешения объекта: "Спортивно-оздоровительный комплекс" по ул. Димитрова в районе д. 46 от 16.09.2009 г.; постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 30.03.2010 г. № 3/1556 о предоставлении земельного участка Пономарь Н.И.; постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 28.04.2010 г. № 4/1993, которым Пономарь Н.И. разрешалась вырубка елового массива, произрастающего на площади 6 000 кв.м. во дворе жилого дома № 46 по ул. Димитрова; разрешения на строительство № RU1131000-79 от 4.05.2010 г., в соответствии с которым Пономарь Н.И. разрешалось строительство "Спортивно-оздоровительного комплекса" (подготовительные работы: установка ограждения, размещение площадок складирования, бытовок, устройство временного электроснабжения и водопровода, для вырубки зеленых насаждений оформить постановление. Площадь земельного участка - 5268 кв.м., площадь зданий 9720 кв.м. Объем зданий - 43740 кв.м., Этажность - 5).

Заслушав доклад судьи Сажина А.В., представителя Администрации МО ГО "Сыктывкар" Плюснина А.С., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействительными и не соответствующими закону постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" № 9/3930 "О предварительном согласовании места разрешения объекта: "Спортивно-оздоровительный комплекс" по ул. Димитрова в районе д. 46 от 16.09.2009 г.; постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 30.03.2010 г. № 3/1556 о предоставлении земельного участка Пономарь Н.И.; постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 28.04.2010 г. № 4/1993, которым Пономарь Н.И. разрешалась вырубка елового массива, произрастающего на площади 6 000 кв.м. во дворе жилого дома № 46 по ул. Димитрова; разрешения на строительство № RU1131000-79 от 4.05.2010 г., в соответствии с которым Пономарь Н.И. разрешалось строительство "Спортивно-оздоровительного комплекса" (подготовительные работы: установка ограждения, размещение площадок складирования, бытовок, устройство временного электроснабжения и водопровода, для вырубки зеленых насаждений оформить постановление. Площадь земельного участка - 5268 кв.м., площадь зданий 9720 кв.м. Объем зданий - 43740 кв.м., Этажность - 5).

Ответчики иск не признали.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационных жалобах ответчиками ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы ответчиков, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

Как следует из обстоятельств дела, Пономарь Н.И. обратилась к Главе Администрации МО ГО "Сыктывкар" с заявлением от 18.05.2009г., в котором просила предоставить ей земельный участок под строительство многофункционального спортивного комплекса по адресу, согласно приложенному плану, взамен предоставленного земельного участка в Мичуринском парке от 14.07.2008г. №7/2673.

Разрешением на строительство № RU11301000-79 от 4.05.2010 года Администрацией МО ГО "Сыктывкар" Пономарь Н.И. разрешено строительство "Спортивно-оздоровительного комплекса" (подготовительные работы: установка ограждения, размещение площадок складирования, бытовок, устройство временного электроснабжения и водопровода. Для вырубки зеленых насаждений требовалось оформить] постановление). Площадь земельного участка-5268 кв.м., площадь зданий 9720 кв.м., объем зданий - 43740 куб. м., этажность-5, расположенного по адресу: г. Сыктывкар ул. Димитрова район д. 46.

Постановлением от 28.04.2010 г. №4/1993 Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" Пономарь Н.И. разрешалась вырубка елового массива произрастающего на площади 6000 кв.м, во дворе жилого дома № 46 по ул.Димитрова.

Статьей 30 Земельного кодекса РФ установлены требования к предоставлению органом местного самоуправления земельных участков под строительство. При этом п. 2.1 названной нормы установлено, что решение о предоставлении земельного участка, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Из дела следует, что решение органом местного самоуправления о развитии территории во дворе жилого дома № 46 по ул.Димитрова не принято, соответствующий договор Пономарь Н.И. не заключен.

Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта закреплен в п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ. В рамках соблюдения такого порядка надлежит в том числе определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Из дела следует, что технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения при предоставлении Пономарь Н.И. земельного участка не определялись. Кроме того, не было принято решение о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов, не произведена публикация о передаче земельного участка в аренду без проведения торгов.

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта путем: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

При предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта требуется соблюдение требований ст. 31 Земельного кодекса РФ. Как следует из дела, требования данной нормы также не были соблюдены.

Комиссия Администрации МО ГО "Сыктывкар" выбрала и 18.06.2009 г. составила акт №2475 выбора земельного участка для строительства трехэтажного объекта "Спортивно - оздоровительный комплекс по ул. Димитрова (в районе жилого дома №46). Таким образом, выбор земельного участка осуществлен для строительства не заявленного Пономарь Н.И. к строительству объекта.

В акте выбора указано, что на земельном участке допускается размещать объекты коммунального и производственного назначения, не требующие установления санитарно - защитных зон. Согласно акта на земельном участке намечается строительство трехэтажного здания спортивно - оздоровительного комплекса в капитальном исполнении по индивидуальному проекту.

Таким образом, в заявлении Пономарь Н.И. просит предоставить земельный участок под строительство многофункционального спортивного комплекса, в то время как согласно акту выбран участок для строительства трехэтажного здания спортивно - оздоровительного комплекса.

На момент выбора земельного участка Пономарь Н.И. под строительство спортивного комплекса точные технические и экономические характеристики объекта, в том числе - этажность, площадь, функциональность, и т.п. не были рассчитаны.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 - ФЗ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно п. 4.1 "Положения о порядке пользования землями в границах муниципального образования "Город Сыктывкар", утвержденного Решением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" от 28.10.2003 № 4/10-79 "Об утверждении положения" (в ред. решений Совета МО "Город Сыктывкар" от 22.03.2004 N 10/03-130, от 28.12.2004 N 17/12-223, решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 27.03.2009 N 20/03-371) заявитель обращается с заявлением в установленной форме на имя главы Администрации МО "Город Сыктывкар" с просьбой о предоставлении (подборе) земельного участка для строительства, расширения или разрешении проектирования и строительства на ранее отведенном и оформленном соответствующим правовым актом или договором аренды земельном участке. В заявлении должны быть указаны: назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок или основание существующего права, правовой статус заявителя и его реквизиты. Одновременно с заявлением могут быть затребованы другие документы, имеющие отношение к делу технико-экономические обоснования проекта строительства, необходимые расчеты, а также материалы предварительных архитектурно- градостроительных проработок.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что заявление Пономарь Н.И. не отвечает вышеприведенным требованиям, в нем не упоминается предполагаемое место размещения объекта строительства, обоснование примерного размера земельного участка и испрашиваемое право на земельный участок. Более того, в заявлении Пономарь Н.И. не указано о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Поскольку заявление Пономарь Н.И. не отвечало требованиям, предъявляемым законом, в рассмотрении такого заявления органом местного самоуправления должно было быть отказано.

Согласно ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, а частью 6 той же статьи установлено, что орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Постановлением Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" № 9/3930 "О предварительном согласовании места размещения объекта: "Спортивно-оздоровительный комплекс" по ул. Димитрова в районе д. 46 от 16.09.2009 г. утвержден акт выбора земельного участка от 18.06.2009 г. № 2475 для строительства объекта: "Спортивно - оздоровительный комплекс" по ул. Димитрова (в районе жилого дома №46). Пунктом 2 утверждена схема расположения земельного участка, площадью 5628 кв.м., на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар". Пунктом 2.1. предварительно согласовано Пономарь Н.И., сроком на 3 года, место размещения объекта. Пунктом 3 утвержден градостроительный план земельного участка № RU11301000 - 0000000000000567.

Согласно приложенному градостроительному плану он подготовлен на основании заявления №2267 от 19.05.2009 г. Пономарь Н.И., причем в плане в качестве назначения объекта капитального строительства указан Спортивно - оздоровительный комплекс с предельным количеством этажей 5 (пять), тогда как, в акте выбора земельного участка указано, что на земельном участке намечается строительство 3-х этажного здания спортивно - оздоровительного комплекса.

02.03.2010 Пономарь Н. И. обратилась с заявлением к Главе Администрации МО ГО "Сыктывкар", в котором просила предоставить ей в аренду земельный участок, кадастровый паспорт №1105/201/10-2023, кадастровый номер 11:05:0105014:74 общей площадью 5268 кв.м. постановление №9/3930 от 16.09.2009г. для первого этапа - производства подготовительных работ с приложением копии постановления, кадастрового паспорта, градостроительного плана, согласованного проекта (первый альбом).

Постановлением Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 30.03.2010 № 3/1556 "О предоставлении земельного участка для строительства объекта: "Спортивно - оздоровительный комплекс" по ул. Димитрова (в районе жилого дома 46), Пономарь Н.И. предоставлен земельный участок (кадастровый номер 11:05:0105014:74), площадью 5268,0 кв. м. в аренду, сроком на 3 (три) года для строительства. Пунктом 2 (2.1 и 2.2) Пономарь Н.И. предложено заключить договор аренды земельного участка с Администрацией МО ГО "Сыктывкар" и зарегистрировать его в соответствии с законодательством, а также оформить разрешение на строительство.

05.04.2010г. Пономарь Н.И. был заключен договор аренды земельного участка с Администрацией МО ГО "Сыктывкар", и по акту приема - передачи от 05.04.2010г. земельный участок Пономарь Н.И. был передан.

Согласно проекта спортивно-оздоровительного комплекса - г. Сыктывкар, район ул. Димитрова д.46 (Альбом ) для согласования градостроительного плана земельного участка, здание состоит из двух разновысотных сблокированных частей: - одноэтажная часть высотой 13 м. с размерами в плане 27 х 36 м.; пятиэтажная часть с подвальным помещением высотой 21,6 м. с размерами в плане 36 х 36 м., высота помещений 3,5 и 4,2 м. В здании предусмотрено размещение автостоянки, кафе, кинозала, тренажерного зала, зала фитнеса, торговых помещений, гостиницы. ... центра будет составлять - 9720 кв.м., а тренажерный зал - 158,6 кв.м., зал фитнеса - 39,7 кв. м., что свидетельствует о назначении объекта не только как спортивно-оздоровительного.

Таким образом, указанный проект подготовлен не для строительства объекта, для которого комиссией Администрации МО ГО "Сыктывкар" 18.06.2009 выбирался земельный участок.

Как следует из дела, Пономарь Н.И. приступила к строительству объекта, проект которого предоставлялся в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" для согласования градостроительного плана земельного участка.

Администрация МО ГО "Сыктывкар" выдала разрешение на строительство № RU11301000 - 79 от 04.05.2010 года, в котором указано, что разрешает строительство "Спортивно - оздоровительный комплекс" (подготовительные работы: установка ограждения, размещение площадок складирования бытовок, устройство временного электроснабжения и водопровода, вырубки зеленых насаждения оформить постановление), площадь участка 5268 кв. м., зданий - 9720 кв. м., объем зданий - 43740 куб. м., Этажность 5, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Димитрова район дома №46. Срок разрешения установлен до 04.08.2010 года.

Администрацией МО ГО "Сыктывкар" и Пономарь Н.И. не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для выдачи Пономарь Н.И. разрешения на строительство с целью производства именно подготовительных работ до выполнения застройщиком требований ст. 30 Земельного кодекса РФ, проведения государственной экспертизы объекта строительства.

Выдача такого разрешения повлекла вырубку Пономарь Н.И. зеленых насаждений в районе жилого дома №46 по ул.Димитрова на площади 3670 кв.м, хотя необходимости вырубки именно такого количества деревьев, с учетом отсутствия надлежащего выбора земельного участка, не имелось.

При этом само разрешение на строительство не соответствовало требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку проектная документация объекта строительства не была утверждена застройщиком и не представлялась в орган местного самоуправления. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство объекта Пономарь Н.И. отсутствует.

При производстве подготовительных работ (вырубки насаждений) не соблюдены требования ст. 37 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" в соответствии с которой строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона N52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленный транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. В силу пункта 2 на основании результатов санитарно- эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследование испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственным санитарными врачами в соответствии со статьей 51 даются санитарно-эпидемиологические заключения.

Как следует из санитарно - эпидемиологического заключения от 33.08.2009г., акт выбора земельного участка для строительства объекта (Спортивно- оздоровительный комплекс по ул. Димитрова в районе д. 46 соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Такой акт выбора земельного участка составлен на строительство 3-х этажного здания.

Согласно п.3,4 примечания к Приложению А к СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" группы помещений различного назначения (предприятия розничной торговли, объекты физкультурного назначения, зрелищные, гостиницы) могут компоноваться в многофункциональные здания и комплексы.

Согласно проекту планируемый к строительству указанный объект необходимо отнести к многофункциональному комплексу, для которого СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно- защитные зоны и классификация предприятий" необходимо предусмотреть санитарно- защитную зону размером 50 метров.

Акт выбора на земельный участок для строительства многофункционального спортивно- оздоровительного комплекса располагаемого в 5-ти этажном здании не составлялся, возможность организации требуемой санитарно- защитной зоны размером 50 метров не проверялась, санитарно- эпидемиологическое заключение не выдавалось.

Таким образом, разрешение было выдано в нарушение действующего законодательства на строительство объекта, на который отсутствуют необходимые документы, без учета принципов, направленных на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, закрепленных в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.

Выдача незаконного разрешения, как правильно указал суд, влечет незаконность постановления о вырубке деревьев, необходимой для осуществления строительства объекта.

Согласно заключения Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук лесные насаждения на земельном участке, выделенном Пономарь Н.И. под строительство, до проведения в нем рубки деревьев в мае 2010 г. произрастали 4 вида древесных растений: ель сибирская (Piсеа obovata Ledeb), сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.), береза повислая (Betula pendula Roth) и ива пятитычинковая (Salix pentandra L.). В настоящее время эти же виды растений сохранились на участке, не затронутом рубкой.

Согласно имеющимся космическим снимкам в начале мая 2010 г. общая площадь елового насаждения во дворе д. 46 по ул.Димитрова составляла 5270 м2. Площадь вырубленного участка равна 3670 м2.

Экспертами в заключении приведен порядок производства санитарных рубок.

По результатам исследования комиссия пришла к выводу о том, что отвод Пономарь Н.И. земельного участка лесного насаждения под сплошную рубку и проведение рубки древостоя было нецелесообразным.

Правильно оценив доказательства и применив нормы материального права, суд обоснованно пришел к выводу, что Пономарь Н.И. при производстве в мае 2010г. вырубки не были соблюдены не только земельные и градостроительные нормы, но и требования санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 05.04.2006 г. № 72.

Более того, градостроительные и санитарные нормы не предусматривают право органа местного самоуправления производить сплошные санитарные вырубки зеленых насаждений путем поручения производства указанных действий застройщику зданий и сооружений.

Поскольку Администрация МО ГО "Сыктывкар" незаконно предоставила Пономарь Н.И. земельный участок и выдала разрешение на строительство в районе д. 46 по ул. Димитрова г. Сыктывкара и на момент разрешения спора не устранила выявленные при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушения, суд обосновано признал недействительными и не соответствующими закону постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" №9/3930 "О предварительном согласовании места размещения объекта: "Спортивно-оздоровительный комплекс" по ул.Димитрова в районе д. 46 от 16.09.2009г, постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 30.03.2010г. №3/1556 о предоставлении земельного участка Пономарь Н.И., постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 28.04.2010г. №4/1993, которым Пономарь Н.И. разрешалась вырубка елового массива, произрастающего на площади 6000 кв.м. во дворе жилого дома №46 по ул.Димитрова, разрешения на строительство №RU1131000-79 от 04.05.2010г., в соответствии с которым Пономарь Н.И. разрешалось строительство "Спортивно-оздоровительного комплекса (подготовительные работы: установка ограждения, размещение площадок складирования, бытовок, устройство временного электроснабжения и водопровода, для вырубки зеленных насаждений оформить постановление. Площадь земельного участка - 5268 кв.м., площадь зданий - 9720 кв.м. Объем зданий - 43740 кв.м. Этажность - 5).

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб ответчиков не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации МО ГО "Сыктывкар" и Пономарь Н.И. - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33-1706/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар; Пономарь Н.И.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Сажин А В
Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
28.03.2011Судебное заседание
04.04.2011Передано в экспедицию
04.04.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее