дело № 2-999
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2016 год пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего Кузнецовой И.А.,
при секретаре Кореньковой А.А.,
истца Черепковой С.В.,
представителя ответчика администрации Серышевского района Амурской области Маценко О.С., действующей на основании доверенности,
а также представителя третьего лица - опеки и попечительства отдела образования администрации Серышевского района Амурской области Хороших Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепковой Светланы Владимировны к администрации Серышевского района Амурской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Черепкова С.В. обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, в котором указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В собственности жилого помещения она не имеет, нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения не является, закреплённого жилья не имеет. До настоящего времени администрация <адрес> жилое помещение ей не предоставила. Ссылаясь на ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от 11.04.2005 г. № 472 ОЗ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит обязать администрацию Серышевского района Амурской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории Серышевского района Амурской области.
Истец Черепкова С.В. в судебном заседании на удовлетворении искового заявления настаивала. Пояснила суду, что её мать ФИО13. лишили родительских прав в 2010 году. Они с братом проживали с тётей Черепковой Л.П. Своего отца, она не знает, в свидетельстве о рождении он записан со слов матери. Своего жилья у неё нет. В настоящее время она проживает со своим двухлетним сыном в съёмной квартире. Просит удовлетворить её требования в полном объёме.
Представитель ответчика администрации Серышевского района Амурской области Маценко О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных исковых требований Черепковой С.В. не возражала, поскольку они основаны на законе.
Представитель третьего лица - отдела образования администрации Серышевского района Амурской области Хороших Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что Черепкова С.В. действительно относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать была лишена родительских прав, а отец в свидетельство о рождении был записан со слов матери. В 2009 году Черепкова С.В. была поставлена на учёт для внеочередного получения жилья, так как осталась без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Черепкова С.В. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, однако в настоящее время квартиру ей предоставить не могут, поскольку отсутствуют денежные средства. В интересах Черепковой С.В. просит исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Амурской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя в адрес суда не представил.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
С учётом мнений лиц, участвующих в деле, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть и разрешить дело при имеющейся явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Черепковой С.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Черепкова С.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей – в силу ст. 1 Закона № 159 - ФЗ от 21.12.1996 г. дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в частности, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Согласно свидетельству о рождении I-ЖО №, выданному ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> родителями Черепковой Светланы Владимировны являются Черепков Владимир Александрович и Черепкова Ольга Павловна.
Решением Серышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Черепковой С.В. - Новичонок О.П. (согласно свидетельству о заключении брака серии I-ЖО №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Новосергеевской сельской администрацией <адрес>, Новичонок Петр Александрович и Черепкова Ольга Павловна заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака супругам присвоена фамилия Новичонок), была лишена родительских прав в отношении дочери.
Также согласно постановленного ДД.ММ.ГГГГ решения Серышевского районного суда <адрес> установлено, что по отношению к ФИО5 её мать ФИО9 была матерью – одиночкой.
Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО5 была назначена ФИО10
ДД.ММ.ГГГГ Главой Новосергеевского сельского совета <адрес> принято Постановление №, которым ФИО5 поставлена на учёт для внеочередного получения жилья, так как осталась без попечения родителей.
Как следует из диплома о среднем профессиональном образовании, Черепкова С.В. в 2014 году окончила ГОАУ начального профессионального образования «Профессиональный технический железнодорожный лицей» в <адрес>.
Из пояснений сторон, материалов дела следует, что за Черепковой С.В. жилое помещение не закреплялось, из справки АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что за Черепковой С.В. зарегистрированных прав на собственность не имеется. В настоящее время Черепкова С.В. проживает в съёмном жилье со своим малолетним ребёнком.
Таким образом, судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что Черепкова С.В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Приведёнными материалами дела подтверждается нуждаемость Черепковой С.В. в жилом помещении.
В силу ст. 40 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 258-О от 10.10.2002 г. осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Статьёй 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 8 ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 472-ОЗ от 11.04.2005 года предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определённом Правительством области.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Также Законом Амурской области установлено, что финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции (ч. 2 ст. 5). Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
По смыслу приведённых норм, обязанность по предоставлению жилья детям из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на администрацию муниципального образования Серышевский район, в связи с чем администрация Серышевского района является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Таким образом, Черепкова С.В. имеет право на предоставление администрацией Серышевского района жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Серышевского района Амурской области.
В силу ч. 7 ст. 8 Закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 5 ст. 7 Закона Амурской области от 01.09.2005года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (в ред. от 26.04.2013 года), для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учётная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере: 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
С учётом изложенного и положений ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающей, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, суд считает, что требования Черепковой С.В. следует удовлетворить, обязав администрацию Серышевского района предоставить истцу жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, общей площадью не менее 18 кв. метров. При этом судом учитывается, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
При установленных обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Черепковой С.В. к администрации Серышевского района Амурской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданско процессуальным кодексом Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Черепковой Светланы Владимировны к администрации Серышевского района Амурской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию Серышевского района Амурской области предоставить Черепковой Светлане Владимировне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Серышевского района Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 27 декабря 2016 года.
Председательствующий И.А. Кузнецова