Дело № 2-636/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2017г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Трусовой Н.В.,
при секретаре Рябковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азизовой Оксаны Юрьевны к Управлению социальной политики и труда Администрации УМР о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременной выплаты регионального семейного капитала и о возложении обязанности произвести указанную выплату,
установил:
Азизова О.Ю. состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 и является матерью несовершеннолетних детей: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Азизова О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Муж истицы -ФИО1 и дочь ФИО3 зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу также с ДД.ММ.ГГГГ Дочь ФИО4- зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ Старший сын истца- ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
Азизова О.Ю. обратилась в суд с иском об оспаривании решения Управления социальной политики и труда Администрации Угличского муниципального района от 03.05.2017г. № 63 об отказе в предоставлении регионального семейного капитала и возложении обязанности произвести ей такую выплату в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что после рождения третьего ребенка, она обратилась с заявлением в Управление о выплате ей регионального семейного капитала, предусмотренного Законом Ярославской области от 18.12.2008г. №65-з «Социальный кодекс Ярославской области», Порядком назначения и выплаты регионального семейного капитала. Однако, в такой выплате ей было отказано по тем основаниям, что отсутствует условие постоянного или преимущественного проживания семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения ребенка, а именно- у младшей дочери ФИО4, отсутствовала регистрация по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (даты ее рождения) до ДД.ММ.ГГГГ ( даты ее фактической регистрации по месту жительства). Решение Управления социальной политики и труда Администрации УМР Азизова О.Ю. считает незаконным, при этом указывает, что с двумя детьми и мужем она постоянно зарегистрирована по месту своего фактического проживания в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности и расположенном по адресу: <адрес>. Старший сын истца ФИО2 зарегистрирован в г.Угличе по другому адресу, однако фактически постоянно проживает с ней с момента покупки дома. После того, как в январе 2017г. жилой дом был уничтожен пожаром, семья временно проживает в <адрес>, где не имеет какой-либо регистрации. Истец просит признать оспариваемое решение незаконным, обязать ответчика произвести ей выплату регионального семейного капитала. В судебном заседании истец Азизова О.Ю. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно истец пояснила, что с момента своего рождения проживала и была зарегистрирована в квартире своей мамы по адресу: <адрес>. Примерно 10 лет назад она уехала в г.Москву на заработки, где познакомилась со своим будущим мужем ФИО1 В 2008 году у нее родилась дочь ФИО3. На момент ее рождения семья проживала в г.Угличе, где снимала жилье <адрес> до 2011 года. В 2011 году Азизова О.Ю. на материнский капитал приобрела в собственность всех членов семьи долю в жилом доме и земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, где она, ее муж и дочь ФИО3 были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. В жилом доме они практически не проживали из-за соседей, ведущих асоциальный образ жизни, и там поселился отец ее мужа. В 2012 году семья уехала <адрес>, а с 2013 года семья стала проживать <адрес> в квартире родственников, которые уехали за границу. С августа 2015г. истец постоянно работает <данные изъяты> Для того, чтобы иметь официальную работу, Азизовой О.Ю. необходимо было иметь временную регистрацию. С 2013 по 2014г. Азизова О.Ю. была зарегистрирована по месту пребывания <адрес>, а с 2014г. по февраль 2015г. была зарегистрирована <адрес>. С февраля 2015г. по настоящее время временную регистрацию истец не оформляет, т.к. находится в отпуске по уходу за ребенком. ДД.ММ.ГГГГ у Азизовой О.Ю. в <адрес> родилась дочь ФИО4. В связи с тем, что ребенок был очень маленьким, а у семьи не было собственного транспортного средства, Азизова О.Ю. не имела возможности приехать в г.Углич для регистрации ребенка по месту жительства. Только ДД.ММ.ГГГГ она смогла зарегистрировать ребенка по месту жительства по адресу: <адрес>. Истица утверждает, что с 2013 года она практически каждую неделю приезжала в г.Углич, где какое-то время проживали ее старшие дети с бабушкой. В настоящее время также постоянно бывает в г.Угличе, свою младшую дочь поставила на очередь в детский сад. Несмотря на то, что ее старшие дети в период учебного 2016-2017 года обучались <адрес>, полагает, что местом жительства семьи является Ярославская область, т.к. все они имеют здесь регистрацию по месту жительства и не имеют право претендовать на региональный семейный капитал в другом регионе.
Представители Управления социальной политики и труда Администрации Угличского муниципального района по доверенности- Самодурова С.В. и Шильников А.Н. исковые требования Азизовой О.Ю. не признали по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 29.06.2015) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено понятие место жительства гражданина, которым является место, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Меры социальной поддержки семьям с детьми предоставляются гражданам в соответствии с Законом Ярославской области от 18.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области». Ст.77.1 Социального кодекса на территории Ярославской области предусмотрена единовременная выплата семьям, имеющим детей - региональный семейный капитал.
В соответствии с п. 1.2. раздела 1 Порядка назначения и выплаты регионального семейного капитала, утвержденного приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 02.09.2011 № 20-11 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты регионального семейного капитала», региональный семейный капитал назначается на каждого третьего и последующего рожденного (усыновленного) ребенка при условии постоянного или преимущественного проживания семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка.
Для получения государственной услуги заявитель, в соответствии с.2.7 Порядка назначения единовременной выплаты семьям, имеющим детей, должен предоставить документы, подтверждающие постоянное или преимущественное проживание семьи на территории Ярославской области в течение 1,5 лет со дня рождения третьего ребенка, а также проживание ребенка на территории Ярославской области на дату подачи заявления. К таким документам можно отнести свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области, справку о регистрации по месту жительства.
Азизова О.Ю.. при обращении в Управление с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о
выплате ей регионального семейного капитала на третьего ребенка, не подтвердила документально факт постоянного или преимущественного проживания ее ребенка ФИО4, которая родилась ДД.ММ.ГГГГ, а была зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ.
Из запрошенных Управлением документов, стало известно, что преимущественно семья Азизовых, в том числе последний ребенок, проживают <адрес>, в связи с чем, Азизова О.Ю. не имеет права на получение выплаты регионального семейного капитала.
Заслушав истца, представителей ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Азизова О.Ю. является матерью трех несовершеннолетних детей - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Азизова О.Ю. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Муж истицы -ФИО1. зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО3 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ., дочь ФИО4- зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ Старший сын истца- ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
Азизова О.Ю. и мужем ФИО1 с 2013 года фактически проживают <адрес>. Старшие дети истицы: ФИО2 и ФИО3 2008 г.р. <адрес> постоянно проживают со своими родителями с 2015 года, а младшая дочь- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.р с момента своего рождения.
Меры социальной поддержки семьям с детьми предоставляются гражданам в соответствии с Законом Ярославской области от 18.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области». Ст.77.1 Социального кодекса на территории Ярославской области предусмотрена единовременная выплата семьям, имеющим детей - региональный семейный капитал. Право на получение регионального семейного капитала имеют:
1) женщины, родившие (усыновившие) третьего и последующего ребенка (без учета случаев рождения мертвого ребенка);
2) мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего и последующего ребенка;
3) отцы (усыновители) третьего или последующего ребенка, в случае утраты права на получение регионального семейного капитала женщинами, указанными в пункте 1;
4) дети, на которых назначается региональный семейный капитал, в случае утраты права на получение регионального семейного капитала получателями.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 6 февраля 2003 года N 105-о введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.
Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, как указал в Определении Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия статуса безработного, так и определенные организационно-учетные
правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
По смыслу положений, содержащихся в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Региональный материнский (семейный) капитал является дополнительной региональной мерой социального обеспечения, установленной законодателем Ярославской области в пределах предоставленных полномочий за счет средств областного бюджета. В соответствии с п. 1.2. раздела 1 Порядка назначения и выплаты регионального семейного капитала, утвержденного приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 02.09.2011 № 20-11 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты регионального семейного капитала», региональный семейный капитал назначается на каждого третьего и последующего рожденного (усыновленного) ребенка при условии постоянного или преимущественного проживания семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка.
Для получения государственной услуги заявитель подает в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление о предоставлении регионального семейного капитала по форме, утвержденной приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 29.06.2012 № 50-12«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации предоставления единовременной выплаты семьям, имеющим детей (регионального семейного капитала)».
Кроме того, для предоставления государственной услуги необходимо наличие указанных в Административном регламенте документов, в том числе и документа, подтверждающего постоянное или преимущественное проживание семьи на территории Ярославской области.
Так, п.2.7.2.4. Административного регламента установлено, что для получения государственной услуги заявитель подает документ, подтверждающий постоянное или преимущественное проживание семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка, а также проживание на территории Ярославской области получателя и ребенка, на которого назначается региональный семейный капитал, на дату подачи заявления - при назначении регионального семейного капитала в соответствии с абзацами вторым - четвертым пункта 1.2.1 подраздела 1.2 раздела 1 Административного регламента:
- выписка из паспорта гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области;
- свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области, выдаваемое органами регистрационного учета, и его копия - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
- справка о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области, выдаваемая органами регистрационного учета, - в случае отсутствия штампа о регистрации по месту жительства в паспорте и (или) свидетельства о регистрации по месту жительства.
Таким образом, в силу данных предписаний, предоставление указанных документов подтверждающих постоянное или преимущественное проживание именно семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка, является обязательным.
Установлено, что Азизова О.Ю. при обращении в Управление с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ей регионального семейного капитала на третьего ребенка, не подтвердила документально факт постоянного или преимущественного проживания семьи
на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения ребенка, а именно: согласно представленных ею документов, ее ребенок ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства: <адрес> только с ДД.ММ.ГГГГ. ( т.е. регистрация по месту жительства на территории Ярославской области в течение 1,5 лет у ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ г.р. после ее рождения отсутствует).
Из объяснений самой истицы следует, что ее дочь ФИО4 родилась <адрес> ДД.ММ.ГГГГ До марта 2016г. она не имела возможности приехать в г.Углич для регистрации ребенка по месту жительства. Из информации детской поликлиники ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3., 2008 г.р. и ФИО4., 2015 г.р. в территориальном регистре населения по Угличскому муниципальному району не зарегистрированы. ФИО4 22.07.2015г. была выведена из указанного регистра по УМР по заявлению матери в связи с выбытием в <адрес>.
По сведениям Управления образования Администрации УМР, ФИО3 посещала детский сад № 13 «Звездочка» с сентября 2011г. по май 2015 года. Из справки МБОУ «Гимназия № 3» <адрес> следует, что ФИО2 и ФИО3 в 2016-2017 учебном году пользовались дотацией на питание, что свидетельствует об их обучении в указанном образовательном учреждении. Несовершеннолетние ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4 М.М., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ были прикреплены к детской поликлинике <данные изъяты> с 22.03.2016г. по адресу: <адрес>.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 не опровергают выводов суда о том, что фактически семья Азизовых проживает в Московской области. Тот факт, что Азизова О.Ю. периодически приезжает со своей семьей в г.Углич Ярославской области, в том числе на выходные и каникулы, не свидетельствует о том, что она преимущественно проживает в Ярославской области.
Из пояснений самой истицы, а также допрошенных в суде свидетелей следует, что приобретя в 2011 году долю в жилом доме по адресу: <адрес>, семья Азизовых там не проживала из-за асоциального поведения иных собственников указанного дома, проживающих во второй половине. В соответствии с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ., жилой дом Азизовых ДД.ММ.ГГГГ сгорел и требует ремонта. Таким образом, судом установлено, что в принадлежащем на праве собственности Азизовым жилом доме, они не проживали, имея в нем лишь фактическую регистрацию по месту жительства.
С учетом изложенного, суд считает решение Управления социальной политики и труда Администрации Угличского муниципального района от 03.05.2017г. № 63 об отказе Азизовой О.Ю.. в предоставлении регионального семейного капитала законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 63 ░░ 03.05.2017░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░