Судья – Спорчич О.А. Дело № 33-23715/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«30» октября 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей Диденко И.А., Малаевой В.Г.,
по докладу судьи Диденко И.А.,
при секретаре Овдиенко О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Южного энергетического таможенного поста по доверенности Деготь О.А. на решение Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Южного транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Южному энергетическому таможенному посту Центральной энергетической таможни о признании незаконным бездействия выразившееся в необеспечении предусмотренных законодательством о социальной защите инвалидов условий для беспрепятственного доступа лиц из числа инвалидов и других категорий маломобильных групп населения в административное здание таможенного поста.
Просил признать незаконным бездействие Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни, выразившееся в необеспечении предусмотренных законодательством о социальной защите инвалидов условий для беспрепятственного доступа лиц из числа инвалидов и других категорий маломобильных групп населения в административное здание таможенного поста, расположенного по адресу: <...> обязать Южный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни в течение 3- месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения требований федерального законодательства и обеспечить в установленном порядке условий для беспрепятственного доступа лиц из числа инвалидов и других категорий маломобильных групп населения в административное здание таможенного поста.
Обжалуемым решением суда исковые требования заместителя Южного транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в полном объеме.
Суд признал незаконным бездействие Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни, выразившееся в не обеспечении предусмотренных законодательством о социальной защите инвалидов условий для беспрепятственного доступа лиц из числа инвалидов и других категорий маломобильных групп населения в здание таможенного поста, расположенного по адресу: <...>
Обязал Южный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить предусмотренные законодательством о социальной защите инвалидов условия для беспрепятственного доступа лиц из числа инвалидов и других категорий маломобильных групп населения в административное здание таможенного поста, расположенное по адресу: <...>, установить пандус при входе в здание и поручни вдоль обеих сторон пандуса.
Также суд взыскал с Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
С указанным решением суда представитель Южного энергетического таможенного поста по доверенности Деготь О.А. не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить его, полагая незаконным и необоснованным.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Письменных возражений на апелляционную жалобу суду представлено не было.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Южного энергетического таможенного поста по доверенности Шейко В.А., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Южный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни ФТС России является составной частью единой федеральной централизованной системы таможенных органов и уполномоченным органом исполнительной власти.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <...>, выданным <...> Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, нежилое помещение №IV, литер А1, общей площадью 466,2 кв.м., расположенное по адресу: <...> находится в оперативном управлении Южного ЭТП.
Из материалов дела следует, что 09.06.2014г. помощником Новороссийского транспортного прокурора Степановым А.О., на основании поручения заместителя Южного транспортного прокурора Андрощука А.В., проведена выездная проверка по вопросу исполнения в Южном энергетическом таможенном посту Центральной энергетической таможни требований законодательства о социальной защите инвалидов, касающихся состояния доступности объектов таможенной инфраструктуры для маломобильных групп населения.
В результате проверки установлено, что административное здание Южного энергетического таможенного поста расположенного по адресу: <...>, пер.Литейный,38, нежилое помещение № IV, литер А1 имеет один вход расположенный с фасадной стороны, ширина лестничного пролета составляет 2 метра. Вход в здание не оборудован пандусами, а также поручнями для инвалидов. Внутри здания, лестницы также не оборудованы пандусами. При этом при входе в здание поста, перед входной лестницей, установлена кнопка вызова с обозначением «для инвалида», которая на момент осмотра технически не исправна, в связи с чем беспрепятственный доступ в указанное здание инвалидов и иных категорий МГН фактически невозможен.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
Согласно ст. 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 N 1229-КЗ (ред. от 03.12.2013) «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся: 1) жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы; 2) административные здания и сооружения; 3) культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи); 4) организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения; 5) объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани и другие объекты), общественного питания, торговли; 6) культовые здания и места отправления религиозных обрядов; 7) здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски и другие здания и сооружения); 8) места отдыха, лесопарки, аллеи, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения; 9) сооружения и коммуникации пригородного железнодорожного, автомобильного, речного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы и другие объекты автомобильного, железнодорожного и водного транспорта), предназначенного для обслуживания населения; 10) станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта, стоянки для специальных автотранспортных средств инвалидов; 11) тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы через магистральные улицы и дороги, территории и площади, прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям; 12) объекты производственного назначения, трудовой деятельности, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учётом интересов маломобильных групп населения, содержатся также в своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 605.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что исковое заявление заместителя Южного транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Южному энергетическому таможенному посту Центральной энергетической таможни о признании незаконным бездействия, выразившееся в не обеспечении предусмотренных законодательством о социальной защите инвалидов условий для беспрепятственного доступа лиц из числа инвалидов и других категорий маломобильных групп населения в административное здание таможенного поста.
Доводы апелляционной жалобы, в которых заявитель ссылается на незаконность взыскания государственной пошлины с Центральной энергетической таможни, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, хотя по общему правилу, предусмотренному в подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, данная норма не предусматривает возможность освобождения от уплаты государственной пошлины в случае обжалования действий, бездействий органа, не связанных с осуществлением им властных полномочий, возложенных на него нормативными актами.
В связи с этим, в данном случае, судебная коллегия не усматривает оснований для освобождения Южного таможенного поста Энергетической таможни от уплаты государственной пошлины.
Иные доводы апелляционной жалобы, в свою очередь, не могут быть признаны состоятельными, поскольку они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка, которая в суде апелляционной инстанции нашла свое подтверждение.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: