Дело № 2-88/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2013 года г. Волгоград
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Чуриной Е.В.
при секретаре судебного заседания Костюченко Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова <данные изъяты> к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии об исключении из списка сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить в списке очереди сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Александров М.Ю. обратился в суд с иском к УМВД РФ по г.Волгограду о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии об исключении из списка сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить в списке очереди сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указал, что решением жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по г. Волгограду, он был исключён из списка сотрудников (пенсионеров) Управления МВД России по г.Волгограду, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подпункта «в» п. 18 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Волгоградской области, утверждённых постановлением Главы Администрации Волгоградской области и президиума Волгоградского облсовпрофа № от ДД.ММ.ГГГГ. В сообщении указано, что в соответствии с подпунктом «в» п. 18 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Волгоградской <адрес>, утверждённых постановлением Главы Администрации Волгоградской <адрес> и президиума Волгоградского облсовпрофа № от ДД.ММ.ГГГГ граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выявления в предоставленных документах несоответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. В сообщении также указано, что Комиссия приняла решение о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как утратившего основание, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма. В связи с чем, он утратил основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма, не указано. Правила учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Волгоградской <адрес>, утверждённых постановлением Главы Администрации Волгоградской <адрес> и президиума Волгоградского облсовпрофа № от ДД.ММ.ГГГГ утратили силу на основании Постановления Главы Администрации Волгоградской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 229 в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РФ. Решение жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по <адрес> обосновано недействующим нормативным актом. Сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, несоответствующих действительности, он не предоставлял. Каких-либо неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии его на учет согласно указанному ответу, также не имеется. Решение жилищно-бытовой комиссии УВД по <адрес> об исключении его из списков сотрудников (пенсионеров) Управления МВД России по <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий нельзя признать законным. В сообщении указано, что согласно копии лицевого счета № квартира по адресу: <адрес> принадлежит Александровой Г.П. и состоит из 4-х комнат и его обеспеченность жильем на момент постановки и по настоящее время была больше установленной нормы и составляла 10,5 кв. метров на каждого члена семьи. Собственником данной квартиры является Александрова Г.П. Членом ее семьи на момент постановки он не являлся. Своего жилья не имел и не имеет. Просит признать решение жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по <адрес> об исключении его из списка сотрудников (пенсионеров) Управления МВД России по <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным; обязать Управление МВД России по <адрес> восстановить его в списках очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первичного включения в списки, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Александров М.Ю., а также его представитель Чистяков А.И., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УМВД России по <адрес> Сафина А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Александров М.Ю., просила отказать.
Представитель третьего лица Департамента по жилищной политики администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно представленному ходатайству просит рассмотреть данное дело без участия представителя, возражений относительно исковых требований не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Что касается граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, то основания прекращения их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены статьей 6 (часть 2) Вводного закона.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации с учетом положений названной части.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел имеет право: на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N З-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 6 ст. 4 ФЗ N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 ФЗ N 247-ФЗ).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона в споре должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что Александров М.Ю. проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника смены дежурной части УВД <адрес>, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.19-28).
Согласно выписке из приказа начальника Главного управления внутренних дел по Волгоградской <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении – <данные изъяты> (л.д.30).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшим на момент признания Александрова М.Ю. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки его на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Александров М.Ю. обратился к начальнику УВД <адрес> с ходатайством о выделении ему жилой площади (л.д.7).
В связи с чем был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД <адрес> со следующим составом семьи совместно проживающим по <адрес> Александров М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Александров А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Александров И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно копии учетного дела, жилого помещения Александров М.Ю. не имел, снимал квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, у Александровой Г.П. на основании договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда (л.д.12-13).
Из копии лицевого счета № следует, что <адрес>, принадлежит на праве собственности Александровой Г.П. и состоит из <данные изъяты>, общей площадью 58,06 кв.м., в том числе жилой – 42,0 кв.м. (л.д.14).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «Расчетный информационный центр», в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы: Александров М.Ю., Александрова Г.П., Александров А.М., Александров И.М. (л.д.8).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией Управления МВД России по <адрес> принято решение исключить Александрова М.Ю. из списков очереди сотрудников (пенсионеров) Управления МВД России по <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п. «в» п.18 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Волгоградской <адрес>, утвержденных Постановлением Администрации Волгоградской <адрес> и Президиума Волгоградского облсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. От ДД.ММ.ГГГГ), в связи с выявлением в представленных документах несоответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, о чем свидетельствует выписка из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-46).
О принятом решении Александров М.Ю. был уведомлен, что подтверждается письмом Управления МВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).
Как указано в данном письме, а также выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, причиной исключения Александрова М.Ю. из списков очереди сотрудников (пенсионеров) Управления МВД России по <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, послужило то, что в соответствии с подпунктом «в» п. 18 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Волгоградской <адрес>, утверждённых постановлением Главы Администрации Волгоградской <адрес> и Президиума Волгоградского облсовпрофа № от ДД.ММ.ГГГГ граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выявления в предоставленных документах несоответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Вместе с тем, Правила учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Волгоградской <адрес>, утверждённые постановлением Главы Администрации Волгоградской <адрес> и Президиумом Волгоградского облсовпрофа № от ДД.ММ.ГГГГ утратили силу на основании Постановления Главы Администрации Волгоградской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 229 в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, решение жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по <адрес> принято на основании недействующего нормативного акта.
Кроме того, стороной ответчика не представлено доказательств тому, что при принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, Александровым М.Ю. были представлены сведения, несоответствующие действительности.
Также, ответчиком не представлено суду доказательств того, что при постановке Александрова М.Ю. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, были установлены неправомерные действия какого-либо должностного лица.
С учетом изложенного, суд считает решение жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Александрова М.Ю. из списка сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости обязать Управление МВД России по <адрес> восстановить Александрова М.Ю. в списке очереди сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем исковые требования Александрова М.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Александрова <данные изъяты> к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии об исключении из списка сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить в списке очереди сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий – удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по <адрес> об исключении Александрова <данные изъяты> из списка сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Управление МВД России по <адрес> восстановить Александрова <данные изъяты> в списке очереди сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме 30 декабря 2013 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.
Председательствующий: Е.В. Чурина