Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.,
при секретаре Мартель О.Б.,
с участием истца Пацура А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пацура Андрея Сергеевича к ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Пацура Андрей Сергеевич обратился в суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ивановском районе (далее ГУ – УПФР в Ивановском районе), в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Ивановский районный суд Амурской области с исковым заявлением к УПФР в Ивановском районе Амурской области о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периодов прохождения военной службы по призыву, периода учёбы в институте. Об исключении указанных периодов из специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», он узнал при обращении в УПФР в Ивановском районе за консультацией. После обращения в суд, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Ивановском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со пп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001, т.к. специальный стаж на дату обращения составляет 18 лет 5 месяцев 14 дней, а требуется 25 лет. При обращении с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости из его педагогического стажа, помимо вышеуказанных периодов, были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, но не те, о которых ему сообщалось ранее, а именно периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.. Кроме того, в льготный трудовой стаж не вошёл период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности учителя начальной военной подготовки. Период работы в должности учителя начальной военной подготовки исключён специалистами УПФР в Ивановском районе из льготного трудового стажа в связи с тем, что наименование «учитель начальной военной подготовки» не соответствует наименованию должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, указана должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки). Эта же должность указана и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067, действовавшем до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781. В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», предусмотрена должность - военный руководитель (руководитель допризывной подготовки молодежи). Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 03.10.2002г. №68 установлено тождество наименования должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель». В силу Постановления Совета Министров СССР от 29.04.1968г. №289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи», в штаты средних образовательных школ, средних специальных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования вводилась должность военного руководителя (п.6), определялся порядок исчисления размера их должностного оклада (п.7 Постановления). Указанное Постановление являлось специальным нормативным актом, которым регламентировались не только вопросы порядка введения начальной военной подготовки молодежи в общеобразовательных учреждениях, но также гарантировались льготы военным руководителям, в том числе в области пенсионного обеспечения. Фактически он являлся учителем начальной военной подготовки, а характер выполняемой им работы аналогичен предусмотренной Списками работе преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки). В указанный период он занимался педагогической деятельностью, воспитательной работой с детьми. Неправильное написание должности в трудовой книжке является технической ошибкой инспектора отдела кадров. В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. №225, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. При зачёте в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г, периодов нахождения на курсах повышения квалификации (в общей сложности 0 лет 09 месяцев 07 дней), периода прохождения военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР (2 года 0 месяцев 18 дней), периода обучения в Благовещенском пединституте (3 года 10 месяцев 3 дня), периода работы в должности учителя начальной военной подготовки (1 год 01 месяц 06 дней), его специальный трудовой стаж на дату обращения в УПФР в Ивановском районе составит более 25 лет. В соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Поскольку он обратился в УПФР в Ивановском районе для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, то полагает, что пенсия должна быть ему назначена с этой даты. На основании изложенного, с учетом уточнений, принятых судом определением от 19.06.2014г., просит суд признать незаконным отказ УПФР в Ивановском районе Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в установлении досрочной трудовой пенсии по старости Пацура Андрею Сергеевичу в связи с педагогической деятельностью; обязать УПФР в Ивановском районе Амурской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период прохождения военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период обучения в Благовещенском пединституте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальной военной подготовки; обязать УПФР в Ивановском районе назначить пенсию Пацура Андрею Сергеевичу с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного заседания истец Пацура А.С. настаивал на своих уточненных исковых требованиях, просил удовлетворить их в полном объеме. Суду пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал с полной нагрузкой, фактически работал преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), несмотря на указание в трудовой книжке его должности как «учитель начальной военной подготовки». Полагает, что курсы повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж работы, так как их прохождение было обязательным, в этот период за ним сохранялась средняя заработная плата.
Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания ответчика ГУ–УПФР в Ивановском районе, руководитель которого просил суд о рассмотрении дела без участия представителя.
Из письменных возражений ГУ- УПФР в Ивановском районе на исковое заявление Пацура А.С. (№ от ДД.ММ.ГГГГ года) следует, что ГУ - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ивановском районе Амурской области, ознакомившись с исковым заявлением Пацура Андрея Сергеевича, по существу заявленных требований поясняет следующее. В соответствии с Конституцией РФ основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001г. №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон №173-Ф3 от 17.12.2001г.). В соответствии со ст.1 данного Закона трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом. Согласно с п.п.19 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. В рамках предоставленных Конституцией РФ (ч.1 ст.115) и Законом №173-Ф3 от 17.12.2001 г. полномочий, Правительство РФ постановлением от 29.10.2002г. №781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. и правила исчисления периодов работы. При исчислении продолжительности специального стажа за период до 01.01.2002 года, согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно за период работы до 01.11.1999г. Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463) - далее Список от 1991г.; за периоды работы после 01.11.1999 г. - Список должностей работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв.Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067) - далее Список и Правила от 1999г.. В соответствии с ч.2 ст.115 Конституции РФ постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, в отношении спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР (по призыву) в возражение исковых требований истца, ГУ -УПФР в Ивановском районе поясняет, что в отношении периода службы в составе ВС СССР (на основании военного билета №, прохождение службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 00 месяца 18 дней в календарном исчислении) истец применяет п.п.«г» п.1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, в котором указывается, что в специальный педагогический стаж засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Согласно п.4 названного Положения время работы (в данном случае — служба в составе ВС СССР) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Из смысла правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ по жалобе Спесивцева (определение от 05.11.2002 года №320-0), вытекает, что в тех случаях, когда гражданин не выработал по условиям и нормам ранее действовавшего законодательства необходимого общего трудового стажа, т.е. имеет место его в недостаточном количестве, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения за пенсией. Согласно Постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 22.09.1993г. №953 вышеназванное Положение утрачивает силу с 01.10.1993 года, у истца основная педагогическая деятельность началась с 1995 года, до 1995 года истец согласно трудовой книжки осуществлял педагогическую деятельность в Новоалексеевской СШ в должности пионервожатого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и его стаж составил (7 месяцев 18 дней), следовательно у истца не выполнялось условие - наличие 2/3 специального стажа (16 лет 8 месяцев) именно на 01.10.1993г., что не позволяет применять нормы указанного Постановления. Данные обстоятельства имеют правовое значение, если применяется вышеназванное Постановление №1397 от 17.12.1959г.. Пенсионным фондом РФ при решении вопроса о включении периодов в соответствии с теми или иными нормативными актами в стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в педагогических учреждениях и должностях, указанный нормативный акт Постановление №1397 от 17.12.1959г. не применяется, так как до вступления в силу Постановления Правительства РФ №781 действовало Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067, в котором на правоотношения до его вступления в силу – до 1.11.1999г. следует применять Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, а Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959г. применять нет оснований, так как ни в одном из названных нормативных актах такого указания не содержится. Основанием к такому применению норм права является Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, пункт 3.3 которого гласит «Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И.Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, применение норм ранее действовавшего законодательства должно быть осуществлено в рамках этих правовых норм, и в случае применения Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, должно быть учтено правило п.4 Положения на 01.10.1993г.. Истец не приобрел пенсионные права в рамках Положения от 17.12.1959г.. Министерство социального обеспечения РСФСР в рамках применения Положения от 1959г. утвердило Инструктивное письмо от 30.06.1986г. №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», согласно пункту 1.2 которого предусмотрено, что при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет"; работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". Так, в соответствии с пунктом 3.6 Инструктивного письма согласно абз.2 п.4 Положения в стаж работы включается служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в пп."г" п.1 Положения, независимо от наличия 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем. Под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы (например, служба в должности санинструктора). Если служба проходила не по специальности, то она засчитывается в стаж только при наличии не менее 2/3 стажа работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. Истец не подтвердил прохождение службы по специальности (педагогической), поэтому для включения периода службы в специальный педагогический стаж необходимо соблюдение условия — наличие 2\3 стажа педагогической деятельности, предусмотренной списком. Требуемый стаж должен быть на 01.10.1993г. - у истца имеется на 01.10.1993г. 7 месяцев 18 дней. Указывается на необоснованность доводов истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, которые ему не были включены в льготный стаж. Согласно расчетам, первоначально указанные истцом периоды были включены ему в льготный стаж. В расчет о назначении льготной пенсии не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <данные изъяты>.. Согласно п.2 ст.27 Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона производится на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года. Кроме того, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года. Согласно п.5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Другие отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не включаются. Периоды прохождения курсов повышения квалификации, командировок в указанном перечне не предусмотрены. Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ, могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления трудового стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет, досрочной трудовой пенсии, до введения в действие Постановления №781 (до 14.11.2002 года). К таким правовым актам относится Постановление Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждений для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (по периодам до 01.11.1999 года) и Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 «Об утверждении Списка профессий и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (по периодам с 01.11.1999 года по 13.11.2002 года), а так же разъяснение №5 от 22.05.1996 года «О порядке применения списков, производств, работ, профессий, должностей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях». Право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденное Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №29, которое так же не предусматривало включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировок. Таким образом, без указанных выше периодов специальный стаж Пацура А.С на 06.06.2014 года (день обращения за назначением пенсии) составляет 18 лет 5 месяцев 14 дней, для назначения досрочной пенсии требуется не менее 25 лет. На основании изложенного просит в исковых требованиях Пацура Андрею Сергеевичу отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, исследовав доводы искового заявления, заявления об уточнении исковых требований и письменных возражений ответчика на иск, выслушав пояснения истца, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Пацура А.С. в настоящее время осуществляет трудовую деятельность в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в штатной должности учителя истории и ОБЖ с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о приёме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ года). Педагогическая деятельность Пацура А.С., зачтённая ему в специальный стаж, имела место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего пионерского вожатого Новоалексеевской СШ; с ДД.ММ.ГГГГ – учителем истории и ОБЖ в Новоалексеевской средней школе. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пацура А.С. служил в рядах Советской Армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Благовещенском пединституте, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Правовосточной средней школе в должности учителя начальной военной подготовки. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Пацура Андрея Сергеевича, военным билетом БЕ № от ДД.ММ.ГГГГ, дипломом Благовещенского ордена Знака Почета государственного педагогического института им.М.И,Калинина о получении им квалификации преподаватель начального военного обучения и физического воспитания (ПВ № от ДД.ММ.ГГГГ. регистрационный №360), уточняющей справкой МОБУ СОШ <адрес> № от 06.06.2014г.
Согласно пояснениям Пацура А.С., доводам, изложенным в первоначально поданном исковом заявлении, при рассмотрении его устного обращения в ГУ-УПФР в <адрес>, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ года, ему было разъяснено, что в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не будут включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период учебы в институте. Это явилось основанием его обращения ДД.ММ.ГГГГ в суд с иском о включении указанных периодов работы в специальный стаж.
Как следует из протокола заседания комиссии УПФР в <адрес> по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №53-1, по результатам рассмотрения поданного Пацура А.С. ДД.ММ.ГГГГ заявления о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что на день обращения Пацура А.С. имеет стаж педагогической деятельности 18 лет 05 месяцев 14 дней. При этом в льготный стаж не были включены: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <данные изъяты>. (в соответствии с Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ года), а также период работы в должности учителя начальной военной подготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии со Списками согласно постановлению Правительства РФ №463 от 06.09.1991 года). В связи с этим, комиссия приняла решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ года, ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области рассмотрел заявление Пацура А.С. и принял решение отказать в досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью по причине того, что в соответствии пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» необходимый стаж педагогической деятельности должен составлять 25 лет, на момент обращения специальный стаж Пацура А.С. составил 18 лет 5 мес. 14 дней, в педагогический стаж не включены курсы повышения квалификации в соответствии с постановлением 516 от 11.07.2002 года.
Сведениями, указанными в письменной справке о данных о стаже Пацура А.С., приложенной к решению об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. №№, подтверждается, что в специальный стаж работы (в педагогическую деятельность) пенсионным органом не включены: военная служба по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 18 дн.), учеба в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 10 мес. 03 дн.); работа в Правовосточной средней школе учителем начальной военной подготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 1 мес. 6 дн.), работа методистом по спортивно-массовой работе в Новоалексеевской совхозе с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (4 года 11 мес. 11 дн.), курсы повышения квалификации: периоды с ДД.ММ.ГГГГ. (10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 7 дн.), с <данные изъяты>. (3 дн.).
Не согласившись с решением ГУ–УПФР по Ивановскому району № от ДД.ММ.ГГГГ года, Пацура А.С. обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением, в котором указывает на несогласие с выводами ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области о том, что не подлежат включению в специальный стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, следующие периоды: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период прохождения военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период обучения в Благовещенском пединституте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы в должности учителя начальной военной подготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с пунктом 26 «Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением от 27.02.2002г. Минтруда и соцразвития РФ №17 и Пенсионного фонда РФ №19пб, в случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, по его заявлению данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, выдавшему решение) который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом. Кроме того, решение как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, выдавшему решение) может быть обжаловано гражданином в суде.
По смыслу приведенного законодательства, судом разрешается вопрос о правомерности отказа территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в назначении гражданину пенсии.
Суд, рассмотрев в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ иск Пацура А.В. в пределах заявленных им требований, оценив представленные сторонами дела доказательства в их совокупности, приходит к выводам о неправомерности невключения ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области в специальный стаж работы (педагогическую деятельность) Пацуры А.С. указанных им спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР, учебы в институте, а также работы в должности учителя начальной военной подготовки.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Рассматривая исковые требования Пацура А.С. о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов нахождения его на курсах повышения квалификации, принимая во внимание доводы ответчика в этой части, суд приходит к следующим выводам.
Нормы пенсионного законодательства не содержат ограничений по включению в специальный стаж времени нахождения на курсах повышения квалификации.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.
Исходя из содержания п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №610, целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п.26 вышеназванного Типового положения, за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Как следует из выданной МОБУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ с исх.№ справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в период работы Пацура А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имели место курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.. При этом в течение периода нахождения на курсах повышения квалификации за Пацура А.С. сохранялась среднемесячная заработная плата, из которой начислялись и перечислялись страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, что не оспаривается ответчиком.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку за Пацура А.С. в указанные периоды нахождения его на курсах повышения квалификации сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, что не оспаривается стороной ответчика, то периоды нахождения на курсах повышения квалификации (с <данные изъяты>.)), а всего в календарном исчислении в количестве 6 месяцев 01 день подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Рассматривая требования истца о включении в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода прохождения Пацура А.С. военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из представленных истцом копий военного билета (серия №, выданного <адрес> военкоматом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года) и трудовой книжки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ года, Пацура А.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в Вооруженных Силах СССР.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с педагогической деятельностью подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
В соответствии со статьей 58 Закона СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других), назначенные до введения в действие настоящего Закона, сохраняются.
Во исполнение данной нормы, Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно подпункту «г» пункта 1 данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Указанное Положение не применяется на территории Российской Федерации на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953.
Введенным в действие с 01.01.2002 года Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правилами исчисления этих периодов, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 и от 29.10.2002 года №781, включение периода военной службы в специальный стаж работы в целях назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не предусматривается.
Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П, а также ряде определений изложил правовую позицию, согласно которой ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенности и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В отношении граждан приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
Таким образом, период службы в составе Вооруженных Сил СССР может быть включен в стаж в соответствии с указанными нормативными правовыми актами в случае, если на момент обращения за пенсией у истца имеется стаж работы в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, а также Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года, в размере 16 лет и 8 месяцев.
Из материалов дела усматривается, что спорный период военной службы относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, приходится на период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397), подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривается, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в Вооруженных Силах СССР.
Условие, предусмотренное пунктом 4 данного Положения, в рассматриваемом случае соблюдено, поскольку на момент обращения Пацура А.С. в пенсионный орган (ДД.ММ.ГГГГ года) им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (16 лет 8 месяцев), а именно специальный стаж, установленный ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области Пацура А.С. и принятый в бесспорном порядке им к зачету, – 18 лет 05 месяцев 14 дней.
Таким образом, с учетом указанных выше норм права и установленных судом в ходе судебного разбирательства обстоятельств, служба Пацура А.С. в Вооруженных Силах СССР по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 18 дней) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение Пацура А.С. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Разрешая исковые требования Пацура А.С. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы Пацура А.С. в должности учителя начальной военной подготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно трудовой книжки Пацура А.С., он в указанный спорный период работал учителем начальной военной подготовки в Правовосточной средней школе (запись за № о приёме на работу на основании приказа роно № от ДД.ММ.ГГГГ года, и запись за № об увольнении, на основании приказа №№ от ДД.ММ.ГГГГ года). Данное обстоятельство подтверждается карточками-справками Правовосточной средней школы за 1989 год и за 1990 год.
Из протокола заседания комиссии ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что из специального стажа истца исключен период его работы в должности учителя начальной военной подготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, указана должность преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки).
Эта же должность указана и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067, действовавшем до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», предусмотрена должность - военный руководитель (руководитель допризывной подготовки молодежи).
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 03.10.2002г. №68 установлено тождество наименования должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель».
В силу Постановления Совета Министров СССР от 29.04.1968г. №289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи», в штаты средних образовательных школ, средних специальных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования вводилась должность военного руководителя (п.6), определялся порядок исчисления размера их должностного оклада (п.7 Постановления).
Указанное Постановление являлось специальным нормативным актом, которым регламентировались не только вопросы порядка введения начальной военной подготовки молодежи в общеобразовательных учреждениях, но также гарантировались льготы военным руководителям, в том числе в области пенсионного обеспечения.
Так, пунктом 8 Постановления предусматривалось, что на военных руководителей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования распространяется порядок пенсионного обеспечения, а также льготы, преимущества и продолжительность очередных отпусков, установленные соответственно для учителей и преподавателей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования.
Согласно пункту 2.5 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986г. №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» также предусматривалось, что военным руководителям средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования пенсии за выслугу лет назначаются как преподавателям.
Пунктом 9 Постановления Совета Министров СССР от 29.04.1968г. №289 предусматривалось, что в педагогический стаж военных руководителей, учителей (преподавателей) начальной военной подготовки школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования и инспекторов начальной военной подготовки засчитывается время службы в Вооруженных Силах СССР на должностях офицерского, сержантского и старшинского состава.
Следовательно, специальным нормативным актом военным руководителям, учителям (преподавателям) начальной военной подготовки гарантировался зачет в педагогический стаж в полном объеме периода службы в Вооруженных Силах СССР путем его суммирования, а также сохранение льгот и преимуществ, установленных для преподавательского состава школ и иных учебных заведений.
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что фактически истец являлся преподавателем-организатором начальной военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности, а характер выполняемой им работы аналогичен предусмотренной Списками работе преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки).
Учитывая, что тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, установлена в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что спорный периода работы Пацура А.С. в должности учителя начальной военной подготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 1 месяц 6 дней) подлежит включению в трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Суд считает также подлежащим включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период обучения Пацура А.С. в Благовещенском ордена Знака Почета государственном педагогическом институте им.М.И.Калинина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом по делу установлено, что ГУ-УПФР в Ивановском районе Амурской области было отказано Пацура А.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет. При этом ответчиком признано наличие у истца стажа для назначения пенсии 18 лет 05 месяцев 14 дней, в который не вошёл период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Период обучения Пацура А.С. в Благовещенском ордена Знака Почета государственном педагогическом институте им.М.И.Калинина, согласно записям в его трудовой книжке и диплома об окончании института ПВ № от ДД.ММ.ГГГГ., имел место с ДД.ММ.ГГГГ (дата зачисления Пацура А.С. в число студентов факультета ФВиС отделения НВО - запись № трудовой книжки) по ДД.ММ.ГГГГ (дата отчисления в связи с окончанием института – запись № трудовой книжки). Данный период относится к периоду до ДД.ММ.ГГГГ - до введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следовательно, до установления нового правового регулирования назначения досрочной трудовой пенсии педагогическим работникам.
Нормативными правовыми актами, регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период учебы Пацура А.С., являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397.
В силу пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно пункту 4 указанного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Трудовая книжка Пацура А.С. содержит запись № от ДД.ММ.ГГГГ о его работе, предшествующей военной службе по призыву и последующей за ней учебе в педагогическом институте, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего пионерского вожатого Новоалексеевской средней школы.
Предшествующие учёбе Пацура А.С. в педагогическом институте периоды его работы относятся к педагогической деятельности (период работы в должности старшего пионерского вожатого в школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признан педагогической деятельностью самим органом пенсионного обеспечения, а следующий за ним период военной службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признан судом в ходе рассмотрения настоящего дела подлежащим включению в педагогический стаж).
Следующий за учёбой период работы в должности учителя начальной военной подготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также признан судом в ходе рассмотрения настоящего дела периодом педагогической деятельности.
На момент обращения Пацура А.С. в пенсионный орган (ДД.ММ.ГГГГ года) им выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (16 лет 8 месяцев), а именно специальный стаж, установленный ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области Пацура А.С. и принятый им в бесспорном порядке к зачету, – 18 лет 05 месяцев 14 дней.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае соблюдается предусмотренные пунктами 2 и 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, условия для включения в специальный трудовой стаж периода учёбы истца.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период обучения Пацура Андрея Сергеевича в Благовещенском ордена Знака Почета государственном педагогическом институте им.М.И.Калинина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 11 месяцев 05 дней) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Доводы, изложенные в письменных возражениях на исковые требования, в которых ответчик настаивает на законности не включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации и его службы в Вооруженных Силах СССР по призыву, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Ссылку ответчика о том, что истец должен выработать 2/3 требуемого стажа на 1 октября 1993 года, то есть на дату отмены постановления от 17.12.1959г. №1397, суд находит несостоятельной, поскольку при таком толковании норм материального права требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона №173 «О трудовых пенсиях в РФ» (до 01.01.2002 года), что лишает смысла и содержания судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
В силу ч.1 ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание установленные ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области и принятые им в бесспорном порядке к зачету в специальный стаж педагогической работы Пацура А.С. периоды (всего 18 лет 05 месяцев 14 дней), а также учитывая установленный судом к включению в данный специальный стаж работы период нахождения Пацура А.С. на курсах повышения квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ. (всего 6 месяцев 01 день), период службы Пацура А.С. в Вооруженных Силах СССР по призыву - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 18 дней), период учебы в педагогическом институте - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 11 месяцев 5 дней), период работы истца в должности учителя начальной военной подготовки - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 1 месяц 06 дней), суд усматривает, что на момент обращения Пацура А.С. в ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области (ДД.ММ.ГГГГ) у него было достаточно специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (26 лет 14 дней), в связи с чем требование Пацура А.С. к ГУ–УПФР в Ивановском районе о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в пенсионный орган – ДД.ММ.ГГГГ года, подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Пацура А.С. законны и обоснованы, решение ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Пацура Андрею Сергеевичу в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью является незаконным, на ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области следует возложить обязанность включить спорные периоды работы в специальный стаж для назначения пенсии по старости и назначить Пацура А.С. досрочную трудовую пенсию по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пацура Андрея Сергеевича к ГУ – УПФР в Ивановском районе Амурской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, - удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ивановском районе Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Пацура Андрею Сергеевичу в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ивановском районе Амурской области включить Пацура Андрею Сергеевичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период прохождения военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период обучения в Благовещенском ордена Знака Почета государственном педагогическом институте им.М.И.Калинина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности учителя начальной военной подготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ивановском районе Амурской области назначить Пацура Андрею Сергеевичу досрочную трудовую пенсию по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Ивановского районного суда Конфедератова В.Г.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.