Дело № 2-2423/14 09.12.2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соликамский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидорчика Николая Васильевича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <...>, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <...> о признании состоявшим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по состоянию на <дата> года, возложении обязанности устранить нарушение прав, возложении обязанности включить в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата
установил:
Сидорчик Н.В. обратился в суд с иском, в котором просит (с учетом уточненных исковых требований от <дата> года) признать его состоявшим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по состоянию на день увольнения со службы <дата> года, возложить на Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <...> обязанность восстановить истца на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по <...> обязанность включить в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата, указывая, что с 1989 года проходил службу в качестве аттестованного сотрудника в системе исполнения наказаний. <дата> подал рапорт о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на основании решения ЖБК Учреждения ИЗ-59/2 ему была выделена комната в общежитии, которую он занимает на основании договора найма служебного жилого помещения на период службы в системе ФСИН. В 2008 году перешел на службу в ОИК-5, в <...> не был зарегистрирован, приказом № 78-лс от <дата> со службы уволен по п. «з» ч.1 ст.58 (<данные изъяты>).
<дата> он обратился к ответчику с заявлением о включении в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата, письмом от <дата> ему было отказано во включении в указанную программу как не состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с указанием, что с <дата> на основании п.2 ст.52 ЖК РФ постановка на учет предусмотрена только по месту жительства органами местного самоуправления, истец считает, что отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма ему не было предоставлено, поэтому он имеет право на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», на основании абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», просит восстановить его нарушенное право.
В судебном заседании истец на иске настаивает по изложенным доводам.
Представитель истца ФИО3 иск поддерживает, пояснил, что как нуждающийся в улучшении жилищных условий истец делает участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
Представитель ответчика Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <...> не явился, ранее высказаны возражения против удовлетворения иска по тем основаниям, что истец снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением комнаты в малосемейном общежитии по <...> поселок, <...>, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Представитель Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <...> ФИО4 с иском не согласна, пояснила, что в ГУФСИН России по <...> учетное дело истца не поступало, соответственно, он не был включен в сводный список участников подпрограммы, истец не состоит в списке лиц, нуждающихся в улучшение жилищных условий, правовых оснований для включения истца в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», отсутствуют.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что истец состоял на службе в учреждениях уголовно исполнительной системы, срок службы в календарном исчислении составил 22 года 5 месяцев 15 дней.
На основании рапорта на имя начальника Учреждения ИЗ-59/2 о постановке на очередь для получения жилья от <дата> года, истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Протоколами заседания Жилищно-бытовой комиссии Учреждения ИЗ-59/2 № от <дата> года, № от <дата> года, протоколом № от <дата> истцу была предоставлена однокомнатная квартира в общежитии для малосемейных, <дата> с ним был заключен договор № найма служебного жилого помещения, в котором он проживает до настоящего времени, из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищный условий истец был исключен, о чем свидетельствует запись в Журнале индивидуального учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечение их жилой площадью, решение по данному вопросу Жилищно-бытовой комиссии Учреждения ИЗ-59/2 суду не представлено.
На основании приказа № от <дата> истец уволен со службы из Учреждения ИЗ-59/2 по ст.58 пункту «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
<дата> истец обратился к ответчику ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <...> с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», во включении в список истцу <дата> отказано по тому основанию, что в соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец в учреждении не состоит.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу статьи 35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 определения от 12 апреля 2011 года N 551-0-0, указал, что по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте «а» данного пункта документов, поэтому истец вправе был обратиться в орган исполнительной власти, где проходила его служба, то есть ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН РФ по <...>.
Суд считает, что исключение истца Учреждением ИЗ-59/2 (ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН РФ по <...>) из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением служебного жилого помещения произведено незаконно, поскольку по договору социального найма жилое помещение истцу не было предоставлено, права истца на улучшение жилищных условий подлежат восстановлению.
На основании изложенного, суд считает обоснованными требования истца о возложении на ФКУ СИЗО-2ГУФСИН РФ по <...> обязанности восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на день увольнения со службы из Учреждения ИЗ-59/2 для дальнейшего получения жилищного сертификата в установленном порядке.
Поскольку в установленном порядке с анализом представленных истцом документов заявление истца как нуждающегося в улучшении жилищных условий ответчиком по существу не рассматривалось, проверка документов, подтверждающих право истца на участие в подпрограмме не производилась, решения об отказе по результатам такой проверки не принималось, основания для удовлетворения иных заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст..194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сидорчика Николая Васильевича удовлетворить частично.
Признать Сидорчика Николая Васильевича состоявшим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по состоянию на день увольнения со службы <дата> года.
Обязать Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <...> восстановить Сидорчика Николая Васильевича на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В остальной части иска Сидорчику Н.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - <дата> года.
Судья Н.В.Рублева