Дело № 2- 2208/23 за 2015 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Ефимовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коршунова Александра Васильевича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске о включении периодов в страховой стаж, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера для назначения досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что Коршунов А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение об отказе в установлении пенсии по причине недостаточной продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера, с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При этом в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не учтены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в указанный период не зачтен период работы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С указанным решением истец не согласен, так как все эти периоды он работал. С учетом изложенного, истец просит (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ года) признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии трудовой пенсии; включить перечисленные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера для назначения досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения в пенсионный орган.
В судебном заседании истец и его представитель Флеганов Н.А., действующий по доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным выше. Указали, что главы фермерского хозяйства были освобождены от уплаты налогов в течение пяти лет.
Представитель ответчика Михайлов А.К., действующий на основании доверенности, иск не признал, указав, что правовых оснований для включения спорных периодов работы в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не имеется, так как предприятия, на которых работал истец, в указанные периоды не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность, страховые взносы не начислялись и не выплачивались.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, наблюдательные производства, выплатное дело, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Федеральный закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, при этом, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, для назначения мужчине, достигшему возраста 55 лет, досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона необходимо соблюдение следующих условий: страховой стаж не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 лет календарно.
Судом установлено, подтверждается пояснениями сторон, материалами дела, что Коршунов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился ДД.ММ.ГГГГ в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик в назначении пенсии отказал, в связи с недостаточным стажем работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при этом установлено, что страховой стаж истца на момент обращения составил <данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня (с учетом периода учебы, а также периодов работы до ДД.ММ.ГГГГ. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисленных в льготном порядке (учтены в полуторном размере), в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что предусмотрено Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П), при требуемом 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня, что меньше требуемого стажа – 15 лет. Спорные периоды истцу не учтены в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что истец в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по утверждению истца осуществлял предпринимательскую деятельность.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Коршунов А.В. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в стаж работы в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п.13 абз.2 и п.14 Правил периоды индивидуальной трудовой деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются документами территориального органа пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Таким образом, периоды индивидуальной трудовой деятельности могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей, осуществления указанной деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств начисления и уплаты страховых взносов в пенсионный фонд в период его работы в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (<данные изъяты> страхователем не представлены, при этом суд учитывает, что истец занимал руководящую должность в организации (<данные изъяты>), а надлежащее ведение соответствующей документации, в том числе и оформление индивидуального лицевого счета истца, является обязанностью работодателя.
Истцом также не представлено суду доказательств уплаты обязательных платежей в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) индивидуальной трудовой деятельности. Из материалов дела следует, что фермерское хозяйство Коршунова А.В. зарегистрировано в качестве страхователя ДД.ММ.ГГГГ года, с указанной даты и до настоящего времени начисление и уплата страховых взносов в ПФР не производились; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений о начислении и уплате страховых взносов не имеется.
Согласно ранее действовавшему Закону РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков и представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.
Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежали государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачивались со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключались фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливался Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Налогоплательщиками единого социального налога являлись главы крестьянских (фермерских) хозяйств, признанные в установленном порядке индивидуальными предпринимателями, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств с правами юридического лица с доходов хозяйства от предпринимательской деятельности. Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определялся Советом Министров РСФСР. Члены крестьянских хозяйств имели право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». При этом в их общий стаж засчитывалось все время работы в крестьянском хозяйстве. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства засчитывалось в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.10.1993 № 1020 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации» крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральных формах для исчисления страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определялся как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, неуплата страховых взносов главами фермерских хозяйств, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, обстоятельства контроля за деятельностью хозяйств со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц.
В соответствии со статьей 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и пунктом 15 главы 3 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, время работы Главы крестьянского хозяйства, а также членов крестьянского хозяйства, включается в страховой стаж на основании документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно пункту 1 Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 № 556-1, в 1991 году все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в Пенсионный фонд РСФСР страховые взносы в размере 20,6% по отношению к начисленной заработной плате труда; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры, в размере 5% их дохода; работающие граждане - в размере 1% заработка.
Согласно пункту 2 данного Порядка, члены КХ (фермеры) уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 308 «О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд ФИО2» от 04.06.1991, страховые взносы вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 01 апреля последующего года.
В силу пункта 3 Постановления доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между валовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными им расходами, связанными с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В отношении требований истца обязать ответчика включить в стаж его работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период службы в ОВД, суд оснований не находит, так как в соответствии с положениями ст.11 и ст.30 Закона «О трудовых пенсиях», служба в органах внутренних дел Российской Федерации подлежит включению только в общий трудовой и страховой стаж. Аналогичные требования по включению указанного период в общий трудовой стаж для назначения пенсии по старости были предусмотрены и ст.90 ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п.19 Постановления от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности. В страховой стаж данный период ответчиком учтен.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных выше правовых позиций, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коршунова Александра Васильевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.
Судья О.В.Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 20 марта 2015 года.