Гр. дело № 2(1) - 935\2017
Решение
Именем Российской Федерации.
12 сентября 2017года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В
при секретаре Бондаренко К.Г.,
а также истца Вострикова Г.Н., представителя истца Хазиахметовой Н.Н., действующей на основании устного заявления, представителя ответчика Демакина В.В., действующего на основании доверенности, ответчика Шайдуллиной А.И., третьего лица Александровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вострикова Г.Н. к администрации муниципального образования «Завьяловский сельский совет» Бугурусланского района Оренбургской области (администрация МО «Заявьяловский сельсовет»), Шайдуллиной А.И., Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата» о признании незаконным распоряжения об утверждении границ земельного участка и предоставлении земельного участка в аренду, признании межевания недействительным, признании недействительным договора аренды, исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости и погашении записи о регистрации договора аренды,
установил:
Востриков Г.Н. обратился в суд, с иском, указывая на то, что распоряжением администрации Бугурусланского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГг. из землевладений совхоза <данные изъяты> изъяты 60 га пашни и представлены ему для организации крестьянского хозяйства <данные изъяты>», в том числе 52,8 га пашни – на праве собственности за счёт трёх земельных паёв, 7.2 га в аренду на 30 лет с последующим выкупом.
На основании указанного распоряжения выдано свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Неотъемлемой часть свидетельства о праве собственности является выкипировка с плана землепользования совхоза <данные изъяты> области границ земель крестьянского хозяйства <данные изъяты>», согласно которой определена конфигурация границ предоставленного земельного участка, относительно ориентира бывшего населённого пункта <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГг. распоряжением администрации Бугурусланского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ. из спецземфонда района изъят участок, площадью 11 га пастбищ и предоставлен для расширения крестьянского хозяйства <данные изъяты>».
С момента предоставления земельного участка в собственность и в аренду открыто и добросовестно в течение более 20 лет осуществлял владение и пользование, осуществлял посев сельскохозяйственных культур, производил покос сена.
Сведения о принадлежащем истцу земельном участке, общей площадью 60 га, внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера № и сведениями о том, что данный участок расположен в кадастровом квартале №.
В 2015 году земельный участок не использовался по назначению.
С целью уточнения на местности местоположения границ земельного участка, обратился к кадастровому инженеру и узнал, что в 2015году земельный участок вошёл в состав вновь образованного земельного участка, площадью 74.32 га, кадастровый №. Данный участок предоставлен администрацией «Завьяловский сельсовет» в аренду Шайдуллиной А.И. на 49 лет, что подтверждается записью в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГг.
Основанием для постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером № являлся межевой план, составленный кадастровым инженером Александровой О.В.
Данный план был подготовлен без согласования с истцом местоположения границ вновь образованного земельного участка.
Границы принадлежащего Вострикову Г.Н. земельного участка практически полностью совпали с границами вновь образованного в результате межевания земельного участка.
Указанные обстоятельства препятствуют осуществлению прав собственника, поскольку не имеет возможности пользоваться земельным участком в границах, сформированных в 1992 году.
В связи с чем, просил суд признать недействительным постановление (распоряжение) администрации МО «Завьяловский сельский совет» Бугурусланского района Оренбургской области о формировании границ земельного участка с кадастровым номером № и предоставлении его в аренду Шайдуллиной А.И.
Признать недействительным межевание земельного участка, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером №.
Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, заключенного между администрацией МО «Завьяловский сельский совет» Бугурусланского района и Шайдуллиной А.И. и применить последствия недействительности сделки путём возложения на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в лице Оренбургского филиала обязанности снять с государственного кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером №, управления Россреестра по Оренбургской области внести запись в Единый государственный реестр недвижимости записи об аннулировании записей о государственной регистрации договора аренды за № и государственной регистрации ограничения (обременения) вещного права арендой за номером №.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Вострикову Г.Н. по характерным точкам границ, установленных схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, изготовленной кадастровым инженером ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ. по характерным координатам, определённым кадастровым инженером ФИО13
В последующем истец уточнил исковые требования и окончательно просит суд признать недействительным распоряжение администрации МО «Завьяловский сельсовет» Бугурусланского района от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении схемы расположения земельных участков», постановление администрации МО «Завьяловский сельсовет» Бугурусланского района от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предоставлении в аренду земельных участков ИП главе К(Ф)Х Шайдуллиной А.И.» в части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 743 240 кв.м., с местоположением: <адрес>, земельный участок расположен в юго – западной части кадастрового квартала №.
Признать недействительным межевание земельного участка, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером №.
Признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГг., заключенный между администрацией МО «Завьяловский сельсовет» Бугурусланского района и Шайдуллиной А.И., в части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 743 240 кв.м., с местоположением: <адрес>, земельный участок расположен в юго – западной части кадастрового квартала №, с кадастровым номером №.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 743 240 кв.м., с местоположением: <адрес>, земельный участок расположен в юго – западной части кадастрового квартала №, с кадастровым номером №.
Погасить запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации договора аренды за № и государственной регистрации ограничения (обременения) вещного права арендой за № в части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 743 240 кв.м., с местоположением: <адрес>, земельный участок расположен в юго – западной части кадастрового квартала №, с кадастровым номером №.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования на стороне ответчика, привлечена кадастровый инженер Александрова О.В.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2016г. оставлены были удовлетворены исковые требования Вострикова Г.Н. о признании кадастровой ошибки и её исправлении, аннулировании записи регистрации договора аренды.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 06 декабря 2016г. решение суда от 17 августа 2016г. отменено. Исковые требования Вострикова Г.Н. оставлены без удовлетворения.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования и пояснил о том, что в 1992 году спорный земельный участок был передан ему для ведения КФХ и выдано свидетельство на право собственности на землю. Вместе со свидетельством была выдана выкипировка. Земельным участком пользовался до 2010 года. В 2011 году прекратил деятельность в качестве КФХ и решил использовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. До 2015 года пользовался различными частями земельного участка. В 2015 году узнал, что данный земельный участок не является его собственностью. Нарушение прав выражается в том, что администрация МО «Завьяловский сельский совет» лишили его права собственности - земельных паёв. Глава администрации знал о том, что спорный участок является его собственностью.
Представитель ответчика администрации МО «Завьяловский сельский совет» Демакин В.В. исковые требования истца не признал и пояснил о том, что после прекращении деятельности в качестве КФХ истец не обращался в администрацию с заявлением, о сохранении за ним земельного участка. Границы земельного участка не были определены, сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о правообладателе данного участка не имеется. Указанный земельный участок не является землями паевого фонда. Поскольку длительное время земельный участок не обрабатывался, то администрация поставила его на государственный кадастровый учёт. При этом, были соблюдены все требования действующего законодательства. До передачи в аренду было опубликовано объявление о передаче в аренду. Заявка поступила только от Шайдуллиной А.И., возражений – не поступало. Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что ему принадлежит на праве собственности 600 000 кв.м.
Ответчик Шайдуллина А.И. исковые требования истца не признала. Считает, что земельный участок был передан её в аренду на законных основаниях.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в судебное заседание не явились. Суд располагает сведениями о надлежащем извещении. В дело представлен отзыв на исковое заявление Вострикова Г.Н.
Третье лицо Александрова О.В. возражает против удовлетворения требований истца. По существу иска пояснила о том, что до составления схемы расположения земельного участка было установлено, что данный земельный участок является государственной собственностью. Поскольку это был вновь образованный земельный участок, то согласование не проводилось, поскольку отсутствовали смежные земельные участки. Подготовленный межевой план был передан в администрацию для утверждения схемы границ вновь образуемого земельного участка.
С учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.
Согласно ст. ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, могут требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положений статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления или восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что действительно распоряжением администрации Бугурусланского района № от ДД.ММ.ГГГГ изъято 60 гектаров пашни из землевладения совхоза <данные изъяты> и предоставлены Вострикову Г.Н. для организации крестьянского хозяйства <данные изъяты> зерно – молочного направления. Из общей площади отвода 52.8 га пашни отведены за счёт трёх земельных паёв совхоза <данные изъяты> и 7.2 га пашни в аренду с последующим выкупом на срок до 30 лет из специального земельного фонда, расположенного на землях совхоза <данные изъяты>», что подтверждается материалами дела.
На основании указанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ Вострикову Н.Г. выдано свидетельство № о праве собственности на землю с приложением выкипировки с плана землепользования совхоза <данные изъяты> Бугурусланского района Оренбургской области границ земель крестьянского хозяйства <данные изъяты>».
На основании распоряжения администрации Бугурусланского района № от ДД.ММ.ГГГГг. зарегистрирован устав крестьянского хозяйства <данные изъяты>», главой которого является истец
Распоряжением№ от ДД.ММ.ГГГГг. администрации Бугурусланского района изъят из земель спецземфонда района земельный участок площадью 11 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 11 га пастбищ, граничащий с западной стороны с землями крестьянского (фермерского) хозяйства <данные изъяты>», с восточной – с землями гослесфонда, расположенный в границах землепользования АОЗТ <данные изъяты> и передан в собственность, бесплатно, крестьянскому хозяйству <данные изъяты> (глава Востриков Н.Г.).
Также было установлено, что земельный участок площадью 7.2 га, расположенный в поле 2 севооборота, участок №, ранее предоставленный крестьянскому хозяйству <данные изъяты> в собственность, бесплатно, считать участком спецземфонда района, и передан истцу в аренду.
Деятельность КФК прекращена, на основании единогласного решения членов хозяйства, о чём внесена запись в ЕГР ИП ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается материалами дела и объяснениями истца.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером №, декларированной площадью 600 000 кв.м., местоположение: <адрес>, категории земель не установлена, разрешённое использование: для ведения крестьянского хозяйства внесена в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Статус записи о земельном участке: сведения об объекте имеют статус ранее учтённые.
В последующем, ДД.ММ.ГГГГг. на основании заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГг. № и свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ объект внесён со следующими характеристиками: местоположение: <адрес>, категория земель не установлена, разрешённое использование – для ведения крестьянского хозяйства, площадь – 600 000 кв.м., вид права – собственность, правообладатель – Востриков Г.Н., статус сведений – ранее учтённый. Сведения об описании местоположения границ земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Распоряжением администрации Завьяловского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства площадью 743240 кв.м., с местоположением: <адрес>, земельный участок расположен в юго – западной части кадастрового квартала № на основании заявления ИП Шайдуллиной А.И. ГК(Ф)Х, что подтверждается объяснениями сторон, материалами, имеющимися в деле. Неотъемлемой часть распоряжения является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № площадью 743240 кв.м.
Согласно сведениям из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены ДД.ММ.ГГГГг. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГг. №, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГг., подготовленного кадастровым инженером Александровой О.В.
Объект внесён со следующими характеристиками: местоположение – <адрес>, земельный участок расположен в юго – западной части кадастрового квартала №, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для ведения сельскохозяйственного производства, площадь 743 240 кв.м., статус сведений – временный.
На основании заявления ИП Шайдуллиной А.И. от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с поступившей заявкой, после размещения администрацией МО «Завьяловский сельский совет» объявления в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью 743240 кв.м., был предоставлен последней в аренду сроком на 49 лет, что подтверждается объяснениями сторон, постановлением администрации МО «Завьяловский сельский совет» № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией Завьяловский сельский совет и ИП главой К(Ф)Х Шайдуллиной А.И. заключен договор № аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, что подтверждается материалами дела.
ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, полученных из Управления Росреестра по Оренбургской области в порядке информационного взаимодействия, внесены сведения об ограничениях (обременениях) – аренда (в том числе субаренда) – Шайдуллина А.И., номер и дата регистрации начала – № от ДД.ММ.ГГГГ. сведениям о земельном участке присвоен статус «учтённый».
В соответствии с частью 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции, действовавшей в 2015г.) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, частей таких объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учёту.
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Кадастровый инженер обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учёт объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В случае, если объектом недвижимости является земельный участок, в соответствии с ч.1 указанной статьи, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;
6) площадь, определенная с учётом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Истец, в обоснование недействительности межевого плана ссылается на то, что с ним не были согласованы границы земельного участка, установленные планом выкипировки в 1992 году.
Суд считает требования о признании межевого плана недействительным, по следующим основаниям.
Согласно ст.38 настоящего Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определённые внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1).
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учёта заявления о постановке на учёт земельного участка или земельных участков; новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч.2).
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путём установления сервитута (ч.5).
Площадью земельного участка, определённой с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч.8).При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.9).
Подготовленный кадастровым инженером межевой план соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ. Доказательств обратного, истцом и его представителем, в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса, суду не представлено. Не нашёл данный факт подтверждения и в ходе судебного разбирательства.
Доводы об отсутствии согласования с истцом границ спорного земельного участка, суд считает необоснованными и основанными на неверном толковании норм материального права, по следующим основаниям.
Статьей 39 настоящего Федерального закона установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч.1).
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч.2).
Согласно ч.3 настоящей статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности (ч.5).
Частью 6 настоящей статьи установлено, что согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:
2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом (ч.7).
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства утверждён Приказом Минэкономразвития России от 03 июня 2011 г. N267.
В соответствии со ст.40 настоящего Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч.1) и считается согласованным при наличии в акте личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч.2).
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (ч.4).
В данном случае, в результате проводимых кадастровым инженером кадастровых работ не проводилось уточнение местоположение границ земельного участка. В отношении спорного земельного участка не выполнялись ранее соответствующие кадастровые работы, не уточнялись местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Спорный, вновь образованный земельный участок, не является одновременно границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В связи с чем, согласование границ земельного участка с Востриковым Г.Н. кадастровым инженером не требовалось, поскольку это не предусмотрено законом.
Суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным постановления администрации Завьяловского сельского совета № от 01 июня 2015г. о согласовании границ земельного участка, по следующим основаниям.
Согласно ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе, с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, согласно которой осуществляется образование земельных участков исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
Статьёй 11.10 Земельного кодекса установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которых не истёк;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Истцом не представлено суду доказательств, с достоверностью подтверждающих, что у ответчика имелись основания, предусмотренные п. 16 ст. 11. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Не нашёл данный факт подтверждения и в ходе судебного разбирательства.
Что касается требований истца о признании незаконным постановления администрации Завьяловский сельский совет № от ДД.ММ.ГГГГг. о предоставлении земельного участка в аренду, то суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
Статёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
В силу положений статьи 9 ФЗ от 24 июля 2002 г. №101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учёт земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, земельные участки находящиеся в собственности.
Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии со ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Статьёй 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования, предъявляемые к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду и перечень документов, необходимых для заключения договора аренды, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса
Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Истцом не представлено суду доказательств нарушения администрацией МО «Завьяловский сельский совет» требований действующего законодательства при предоставлении земельного участка в аренду. Не нашёл данный факт подтверждения и в ходе судебного заседания. Информация, о предоставлении спорного земельного участка в аренду в границах, установленных кадастровым инженером, была опубликована в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации (газета <данные изъяты>»). Каких – либо возражений, в срок, установленный в объявлении, от Вострикова Г.Н. не поступило. Доводы истца о том, что он не знал о данном объявлении, поскольку не выписывает указанное печатное издание, суд считает необоснованным. Данное обстоятельство не является основанием, для признания результатов межевания, постановлений о согласовании границ земельного участка и передаче земельного участка Шайдуллиной А.И. в аренду, недействительными.
Что касается требований истца о признании договора аренды земельного участка недействительным, то суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В силу положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Суд вправе не применять последствия недействительности сделки (пункт 2 настоящей статьи), если их применение будет противоречить основам правопорядка или нравственности.
Статьёй 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, что договор аренды земельного участка, заключенный между администрацией МО «Завьяловский сельский совет» и Шайдуллиной А.И. от ДД.ММ.ГГГГг. № заключением с нарушением норм ранее действовавшего законодательства.
Истец, не оспаривая установление границ земельного участка и не требуя установить границы земельного участка, не представил доказательств нарушения его прав произведенным межеванием. Кроме того, оспариваемые результаты межевания земельных участков сами по себе не создают для истца каких-либо прав и обязанностей, а соответственно, не нарушают его права и законные интересы. Исходя из системного толкования положений ст. ст. 16, 23 Закона о кадастре, недействительность землеустроительных дел, межевых или кадастровых планов, изменение сведений о земельных участках из Единого государственного реестра земель не приведет к восстановлению нарушенных прав истца, а в силу ст. ст. 2, 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Доказательств, что границы спорного земельного участка установлены неправильно, доказательств, свидетельствующих о формировании участка, переданного в аренду, за счет участка, принадлежащего Вострикову Г.Н. на праве собственности, о нарушении прав истца межеванием спорного участка, истцом также не представлено. Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что ему принадлежит на праве собственности 600 000 кв.м.
Требования к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиками права Вострикова Г.Н. не нарушены.
Учитывая в совокупности все обстоятельства дела, суд считает требования Вострикова Г.Н. не подлежащими удовлетворению в полном объёме.
руководствуясь ст. ст.194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
Исковое заявление Вострикова Г.Н. к администрации муниципального образования «Завьяловский сельский совет» Бугурусланского района Оренбургской области, Шайдуллиной А.И., Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата» о признании незаконным распоряжения об утверждении границ земельного участка и предоставлении земельного участка в аренду, о признании незаконным межевания земельного участка, признании недействительным договора аренды, исключении сведений о земельном участке из единого государственного реестра недвижимости и погашении записи о регистрации договора аренды оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Рябчикова
Решение изготовлено в окончательной форме18 сентября 2017 года.