№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года ...
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Терешко В.Я., при секретаре Коневой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» к ОАО «Российские железные дороги» об обязании выполнить противопожарные мероприятия по очистке полосы отвода железных дорог Поросозеро-Гимолы Клюшиногорского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество»,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии ... в лице ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» обратилось в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») по тем основаниям, что хх.хх.хх г. было проведено плановое патрулирование территории лесного фонда полосы отвода железной дороги на участке перегона Поросозеро-Гимолы перегон 98-102 км. и прилегающей к ней территории лесного фонда Мегринского лесничества по лесоустройству Клюшиногорского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество». В ходе патрулирования были выявлены нарушения лесного законодательства, в том числе: нарушения требований противопожарного законодательства. Полоса отвода железной дороги Поросозеро-Гимолы (перегон 98-102 км.) прилегающая к кварталам 61 (выдела 18,15), 104 (выдела 8,9), 105 (выдела 4,16,14), 106 (выдела 16), квартал 150 (выдел 7,8,9,10,5,3,1) Клюшиногорского участкового лесничества захламлена. Захламление представляет собой вырубленные деревья и порубочные остатки, оставленные при разрубке полосы отвода на данном участке линейного объекта. В связи с чем, истец просит обязать ОАО «РЖД» выполнить противопожарные мероприятия, очистить от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов на полосе отвода железной дороги Поросозеро-Гимолы (перегон 98-102 км.) прилегающая к кварталам 61 (выдела 18,15), 104 (выдела 8,9), 105 (выдела 4,16,14), 106 (выдела 16), квартал 150 (выдел 7,8,9,10,5,3,1) Клюшиногорского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество». Установить срок исполнения данных работ до хх.хх.хх г..
В судебном заседании представитель истца Павлова А.В., по доверенности, поддержала заявленные требования по изложенным в иске основанием, уточнив требования, об обязании ОАО «РЖД» выполнить противопожарные мероприятия по очистке шириной не менее 10 метров от леса полосы отводы железной дороги Поросозеро – Гимолы (перегон 98-102 км) в местах прилегания к лесному массиву от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов в Клюшиногорском участковом лесничестве: квартал 61 выдел 18,15, квартал 104 выдел 8,9, квартал 105 выдел 4,16,14, квартал 106 выдел 16, квартал 150 выдел 7,8,9,10,5,3,1.
В части срока исполнения, ходатайствовала обратить решение суда к немедленному исполнению, а также обязать ответчика выполнить противопожарные мероприятия по очистке полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам не менее 10 метров от леса.
Кроме того пояснила, что 02.06.2020 было проведено дополнительное патрулирование лесного фонда, на спорных участках, в ходе которого было установлено, что полоса отвода железной дороги на участке перегона Поросозеро-Гимолы также захламлена вырубленными, распиленными деревьями, остатки которых находятся непосредственно у стены леса.
В судебном заседании представитель ответчика Белоусова Ю.В., по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила дополнительные возражения. Пояснила, что согласно Правил пожарной безопасности в лесах полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, при этом указанные Правила не содержат сведения о порядке определения части полосы отвода, которую надлежит считать прилегающей к лесному массиву. Полагают, что местом прилегания полосы отвода к лесному массиву является часть полосы отвода шириной 10 метров от границ лесного массива.
Пояснила, что на спорном участке железной дороги, из представленных фотоматериалов следует, что порубочные остатки складированы в непосредственной близости от железной дороги и занимают примерно 5-7 метров. Т.е. на части полосы отвода прилегающей к лесному массиву, в том числе в десятиметровой зоне, порубочные остатки и иные горючие материалы отсутствуют. Также, представитель ответчика возражал против немедленного исполнения судебного решения, так как для его исполнения необходимо привлечение подрядчиков, кроме того указали на отсутствие автомобильных дорог на спорных участках, по которым можно было вывезти порубочные остатки.
Иные участвующие в деле лица не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены.
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения патрулирования территории лесного фонда (акт осмотра от хх.хх.хх г. и от хх.хх.хх г. № б/н) в целях выявления нарушений лесного законодательства и предотвращения нарушений пожарной безопасности в лесах хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. должностными лицами ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» в квартале 61 (выдела 18,15), 104 (выдела 8,9), 105 (выдела 4,16,14), 106 (выдела 16), квартал 150 (выдел 7,8,9,10,5,3,1) Клюшиногорского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» было выявлено, что границы полосы отвода железной дороги Поросозеро-Гимолы (перегон 98-102) захламлены. По данному факту составлен акты осмотра от хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. №б/н
На основании ст.9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от хх.хх.хх г. № 17-ФЗ - земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 Приказа МПФ РФ от хх.хх.хх г. №Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 34, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» №- ФЗ от хх.хх.хх г. граждане и руководители организаций должны соблюдать правила в области пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх г. № утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Данные правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществления иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 27 Правил установлено, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой не менее 3 метров.
Лица, виновные в нарушении требований настоящих правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
В соответствии с ч.2 ст. 17 ФЗ № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностное лицо органа государственного контроля, проводившее проверку, обязано выдать предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
На основании акта осмотра от хх.хх.хх г. № б/н по результатам мероприятия по контролю в лесах, руководствуясь ст.ст.96,97 Лесного кодекса РФ должностным лицом ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» ОАО «РЖД» выдано требование от хх.хх.хх г. №, в котором предписано устранить захламление полосы отвода железной дороги на участке перегона Поросозеро-Гимолы на 98-102 км. и прилегающей к ней в кварталах 61 (выдела 18,15), 104 (выдела 8,9), 105 (выдела 4,16,14), 106 (выдела 16), квартал 150 (выдел 7,8,9,10,5,3,1) Клюшиногорского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» территории лесного фонда. До настоящего времени данное предписание не исполнено.
В адрес ответчика направлено требование об устранении нарушений лесного законодательства от хх.хх.хх г.. Требование было получено хх.хх.хх г.. Установлен срок исполнения требования до хх.хх.хх г.. Извещением от хх.хх.хх г. № ответчик был извещён о проверке исполнения требования хх.хх.хх г.. По результатам проверки хх.хх.хх г. установлено, что оно не исполнено, о чем был составлен акт. В адрес ответчика было направлено претензионное письмо хх.хх.хх г. № об устранении нарушений лесного законодательства в срок до хх.хх.хх г.. В целях проверки был произведен осмотр хх.хх.хх г., согласно которого установлено, что требование не исполнено.
Согласно акта патрулирования лесов от хх.хх.хх г. № б/н установлено захламление полосы отвода железной дороги на участке Поросозеро – Гимолы с 98 по 102 км, примыкающей к территории лесного фонда в квартале 61,104,105,1906,150 Клюшиногорского участкового лесничества. Захламление представляет собой вырубленные деревья и порубочные остатками, оставленные при разрубке полосы отвода, что является нарушением п. 27 части VI «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением правительства РФ от хх.хх.хх г. №.
Согласно актов от хх.хх.хх г., хх.хх.хх г. № б/н следует, что на момент осмотра линейного объекта (полоса отвода железной дороги) на участке Поросозеро – Гимолы перегон 98-102 км. прилегающая к кварталам 61 (выдела 18,15), 104 (выдела 8,9), 105 (выдела 4,16,14), 106 (выдела 16), квартал 150 (выдел 7,8,9,10,5,3,1) Клюшиногорского участкового лесничества ГКУ РК, имеется захламление полосы отвода железной дороги вырубленными деревьями и порубочными остатками.
В соответствии с п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства РФ от хх.хх.хх г. № следует, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Наличие вышеуказанного факта нарушения ОАО «РЖД» Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх г. №) влечет за собой создание угрозы возникновения тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации один из основных принципов лесного законодательства - использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом положений ст.206 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РК от хх.хх.хх г. № установлено начало пожароопасного сезона с хх.хх.хх г..
На территории Республики Карелия согласно Распоряжения Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. №р-П установлен особый противопожарный режим.
Из пунктов 3,4 статьи 1 ГК РФ следует, что участники гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав обязаны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
С настоящим исковым заявлением Министерство обратилось в суд хх.хх.хх г. и просило обязать ответчика устранить нарушение лесного законодательства в срок до хх.хх.хх г. (с учетом уточнения), то есть до наступления пожароопасного периода на территории Республики Карелия. Впоследствии ходатайствовали об обращении решения суда к немедленному исполнению в связи с началом пожароопасного периода. Ранее истец в требованиях просил установить срок исполнения решения суда до хх.хх.хх г.. Бездействие ответчика по устранению нарушений лесного законодательства, в частности положений Правил пожарной безопасности в лесах, приказ «О начале пожароопасного сезона 2020 года», свидетельствует о том, что ответчик своими действиями в течение значительного периода времени нарушает нормы лесного законодательства, что может привести к непоправимым последствиям и значительному ущербу в случае возникновения лесного пожара. Кроме того суд учитывает, что в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. произошло более двадцати пожаров, в том числе на полосе отвода железной дороги.
С учетом положений ст.ст. 211, 212 ГПК РФ, позиции стороны истца, характера спорных правоотношений и проведения ряда мероприятий, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
Доводы ответчика о том, что не на всей территории, указанной в иске, имеются порубочные остатки, представленные фотографии, а также видеозапись не отражают весь отвод железной дороги, согласно иска, в кварталах 61 выдела 18,15, квартала 104 выдела 8,9, квартала 105 выдела 4,16,14, квартал 106 выдел 16, квартал 150 выдел 7,8,9,10,5,3,1, что порубочные остатки складированы в непосредственной близости от железной дороги, занимают 5-7 метров ширины полосы отвода, на части полосы отвода, прилегающей к лесному массиву, в том числе в 10 метровой зоне, прилегающей к лесному массиву, сухостой, валежник, порубочные остатки отсутствуют, суд отвергает по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истцом представлен акт патрулирования и осмотра от хх.хх.хх г. б/н и акт патрулирования и осмотра от хх.хх.хх г. б/н, из которых следует, что порубочные остатки непосредственно примыкают к лесному массиву, что следует и из представленных фотографий и видеозаписи. Доказательств, о том, что в каком-либо выделе порубочные остатки отсутствуют, либо находятся за 10 метровой зоной стороной ответчика, суду не представлено.
Ссылка ответчика на Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от хх.хх.хх г. № «О введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств» в период с 12 июня по хх.хх.хх г., которым регламентирован заперт пребывания в лесах, и соответственно разжигания костров, что также препятствует исполнению решения, суд находит не убедительным. Поскольку вышеназванный приказ относится к физическим лицам, кроме того, имеются и иные технические средства для очистки от захламления полосы отвода железной дороги на спорном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
Согласно части 2.1 статьи 96 ЛК РФ, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх г. N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 указанного Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ. В соответствии с п. 64.1 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Указом Главы Республики Карелия от хх.хх.хх г. № (в редакции Указа Главы Республики Карелия от хх.хх.хх г. №) в случае выявления нарушений лесного законодательства Российской Федерации при осуществлении государственной функции посредством проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах уполномоченные должностные лица предъявляют требования к установленным виновным лицам.
В части удовлетворения требований очистки полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам не менее 10 метров от леса от сухостоя, валежника, других горючих материалов, надлежит отказать, так как в представленных актах патрулирования и осмотра, указано лишь на наличие вырубленных деревьев, порубочных остатков, что в судебном заседании подтвердил представитель истца.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» к ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить частично.
Обязать ОАО «РЖД» выполнить противопожарные мероприятия по очистке полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам не менее 10 метров от леса от порубочных остатков в квартале 61 выдел 18,15, квартал 104 выдел 8,9, квартал 105 выдел 4,16,14, квартал 106 выдел 16, квартал 150 выдел 7,8,9,10,5,3,1 Клюшиногорского участкового лесничества по лесоустройству ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» в полосе отвода железной дороги на участке Поросозеро-Гимолы перегон 98 - 102 км.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия.
Судья В.Я. Терешко
Мотивированное решение изготовлено 14.08.2020
Последний день подачи апелляционной жалобы 14.09.2020