Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2766/2019 ~ М-2572/2019 от 06.11.2019

дело № 2-2766/2019

УИД 26RS0035-01-2019-004156-15

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 декабря 2019 года г. Михайловск

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Толстикова А.Е., при секретаре Буниной И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по иску администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края к Шпаковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительного сбора,

УСТАНОВИЛ:

заместитель главы администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края обратился в суд с иском к Шпаковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительного сбора в размере 50 000 рублей согласно вынесенного постановления судебного пристава - исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Шпаковского районного отдела судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ. К.Г.Алихановым.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. судебный пристав-исполнитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Шпаковского районного отдела судебных приставов Алиханов К.Г. вынес постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ. , возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Шпаковским районным судом, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество - автомобильную дорогу общего пользования по <адрес>, протяженностью 2300 м., расположенную в границах муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в управлении Шпаковского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в рамках бюджетного финансирования, в отношении должника: Администрация МО Татарского сельсовета, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Прокуратура Шпаковского района, адрес взыскателя: <адрес>, Россия, 356245.

Администрация муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского выполняет решение Шпаковского районного суда, ведет работу по оформлению недвижимого имущества автомобильная дорога в <адрес> с 2017 г., позднее Шпаковским районным судом было вынесено решение по делу от ДД.ММ.ГГГГ. об обязании администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского зарегистрировать право собственности на данную автодорогу в пределах бюджетного финансирования.

Оформление автодороги по <адрес> было начато с 2017 г., согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. от специализированной организации был получен межевой план земельного участка под автомобильной дорогой расположенной по <адрес>.

В ноябре 2017 года для постановки на кадастровый учет, был отправлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о постановке на кадастровый учет, по которому ДД.ММ.ГГГГ. пришло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета.

В марте 2018 г. был повторно направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о постановке на кадастровый учет земельного участка под автодорогой по <адрес>, но ДД.ММ.ГГГГ. также получено уведомление о приостановлении, государственного кадастрового учета.

В сентябре 2018 г. третий раз направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о постановке на кадастровый учет земельного участка под автодорогой по <адрес>, но ДД.ММ.ГГГГ. также получено уведомление о приостановлении, государственного кадастрового учета.

В июне 2019 г. четвертый раз был направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о постановке на кадастровый учет данного земельного участка и 18.06.2019г. произведен кадастровый учет с присвоением кадастрового номера земельному участку под автодорогой по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, заключен контракт по выполнению геодезических работ и формированию технических планов на сооружения - автомобильные дороги, в том числе и по <адрес>, после изготовления технического плана было установлено, что фактически данная автодорога имеет протяженность 2616 м.

ДД.ММ.ГГГГ. от ООО «Геодезист» получен технический план сооружения автомобильная дорога по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ. получено распоряжение комитета земельных и имущественных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края о предоставлении земельного участка под дорогой по <адрес> в постоянное бессрочное пользование.

ДД.ММ.ГГГГ.. администрацией направлены заявки в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на регистрацию права постоянного бессрочного пользования и права собственности на земельный участок под дорогой по <адрес>, решение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по заявкам принимается в течении 10 дней.

Также ДД.ММ.ГГГГ. администрацией направлены заявки в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности сооружения автомобильная дорога по <адрес>, решение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по заявкам принимается в течение 10 дней.

В судебное заседание представитель истца и ответчика не явились, представитель истца представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании установлено следующее.

Решением Шпаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о понуждении обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество удовлетворено. Данное решение обязало администрацию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество - автомобильную дорогу общего пользования по <адрес>, протяженностью 2300 м., расположенную в границах муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в управлении Шпаковского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в рамках бюджетного финансирования. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>.

Согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Геодезист» принял на себя обязательства по выполнению геодезических работ и формированию технических планов на сооружения, формирование межевых планов на земельные участки для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по <адрес>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Шпаковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. с должника администрации муниципального образования Татарского сельского совета, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Данным постановлением установлено, что исполнительный документ должником администрации МО Татарского сельского совета в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Исполнительский сбор установлен в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации – 50 000 рублей.

Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. право собственности на автомобильную дорогу, расположенную по <адрес>, зарегистрировано за МО Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ., номер государственной регистрации

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. N 13-П указано, что должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Доказательств наличия чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, повлиявших на неисполнение решения суда в установленный срок, заявителем не представлено.

Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в п. 3 ст. 401 ГК РФ, регламентирующего основания ответственности за нарушение обязательства. Причем, пунктом 3 статьи 401 ГК РФ предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Действия должника, направленные на исполнение исполнительного документа, совершенные по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, а именно, заключение сторонами мирового соглашения, утвержденного в установленном порядке, не являются основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно материалам дела для регистрации права собственности на недвижимое имущество - автомобильную дорогу общего пользования по <адрес>, протяженностью 2300 м., расположенную в границах муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края администрация муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края начиная с 2017 г. неоднократно обращалась в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, однако, регистрация права была произведена только ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из имеющихся в материалах уведомлений регистрирующего органа, регистрация права не производилась в связи с недостатками в оформлении представленных для регистрации документов.

Указанное свидетельствует, что должником всех мер для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования не принималось.

Таким образом, доводы заявления о том, что со стороны должника, осуществлялись действия направленные на исполнение исполнительного документа, однако, в установленный срок требуемый результат достигнут не был - государственная регистрация права произведена не была, основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора не являются.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождении администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от уплаты исполнительного сбора.

Вместе с тем, в силу п.п. 74, 75, 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч.ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 62 КАС РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд полагает, что действия должника, направленные на исполнение исполнительного документа, совершенные как до, так и по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, а именно, выполнение работ по оформлению недвижимого имущества автомобильная дорога в <адрес>, направление запросов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о постановке на кадастровый учет земельного участка под автодорогой по улице Руставели, заключен контракт по выполнению геодезических работ и формированию технических планов на сооружения - автомобильные дороги, могут рассматриваться в качестве основания для уменьшения размера исполнительского сбора во взаимосвязи с представленными должником доказательствами, обосновывающими предпринятые мер по исполнению решения Шпаковского районного суда.

Таким образом, суд считает возможным размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, снизить до 37500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края к Шпаковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительного сбора – отказать.

Снизить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, по постановлению судебного пристава-исполнителя Шпаковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. определив его в 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Е. Толстиков

2-2766/2019 ~ М-2572/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация МО Татарского сельсовета
Ответчики
Шпаковский районный отдел службы судебный приставов
Суд
Шпаковский районный суд Ставропольского края
Судья
Толстиков А.Е.
Дело на сайте суда
shpakovsky--stv.sudrf.ru
06.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2019Передача материалов судье
08.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2019Подготовка дела (собеседование)
21.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2020Дело оформлено
09.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее