Судья: Иванова Е.А. Дело <данные изъяты>а-19944/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Варламовой Е.А., Нарыжной Е.В.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Баженова С. М. на решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Баженова С. М. к Участковой избирательной комиссии <данные изъяты> <данные изъяты> о признании нарушений порядка голосования, возложении обязанности по пересчету голосов, признании действий незаконными,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя УИК <данные изъяты> <данные изъяты> и ТИК <данные изъяты> Зверева О.М., заключение прокурора Корнилова П.С.,
УСТАНОВИЛА:
Баженов С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать нарушением порядок голосования и установление итогов голосования, аннулировать Протокол итогов голосования на избирательном участке <данные изъяты>, осуществить пересчет голосов избирателей, а также признать действия УИК <данные изъяты>, нарушающие порядок голосования по выдаче избирательного бюллетеня неустановленной формы, нарушением его избирательных прав.
В обоснование указал, что выданный ему бюллетень в день голосования на выборах Президента Российской Федерации не соответствует форме бюллетеня, утвержденного Постановлением ЦИК РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О формах избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации». При получении бюллетеня он усомнился в законности действий УИК <данные изъяты> по подготовке и проведению голосования, поскольку марка была наклеена не в правом верхнем углу. В связи с тем, что ему в день голосования не был выдан бюллетень установленной формы, а подобные бюллетени выдавались в массовом порядке, протокол итогов голосования не отражает истинный результат волеизъявления граждан России.
В судебном заседании Баженов С.М. и его представитель настаивали на административном иске.
Председатель ТИК <данные изъяты> <данные изъяты> Зверев О.М., представляя интересы ТИК <данные изъяты> <данные изъяты> и УИК <данные изъяты>, возражал против удовлетворения иска. Указал, что бюллетени являлись бюллетенями установленной формы, потому как содержали все необходимые реквизиты, определенные ст. 67 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Считал представленные Баженовым С.М. копии бюллетеня недопустимыми доказательствами, поскольку непонятно, где, кем и при каких обстоятельствах они были сделаны. Также указал, что Баженов С.М. ошибочно ссылается на инструкцию, регламентирующую работу с использованием КОИБ 2010, поскольку при проведении выборов Президента Российской Федерации применялись КОИБ 2017. Специальный знак (марка) наклеена на бюллетени в полном соответствии с положениями Инструкции, утвержденной Постановлением ЦИК РФ от <данные изъяты>. Поскольку возврат бюллетеня Баженова С.М. сканирующим устройством КОИБ-2017 не произошел, что предусмотрено при вводе бюллетеня неустановленной формы, права избирателя не нарушены.
Избирательная комиссия <данные изъяты> и ЦИК РФ извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились. Представитель ИКМО в письменном заявлении просил о рассмотрение иска в отсутствие представителя, считал иск не подлежащим удовлетворению.
Решением Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Баженов С.М. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения лица, принимавшего участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, заключение прокурора Корнилова П.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 12 ФЗ от <данные изъяты> N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам Президента РФ устанавливаются ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
В соответствии с п. 8 ст. 20 Федерального закона от <данные изъяты> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Полномочия территориальных и участковых избирательных комиссий определены статьями 21, 22 ФЗ от <данные изъяты> № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», а также статьями 26, 27 Федерального закона от <данные изъяты> N 67-ФЗ.
В силу ст. 67 ФЗ от <данные изъяты> № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей.
Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, когда по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в этих целях используются конверты.
В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Судом установлено, что согласно Акту передачи избирательных бюллетеней для голосования от <данные изъяты>, ТИК <данные изъяты> <данные изъяты> передала УИК <данные изъяты> избирательные бюллетени в количестве 2000 штук (л.д.24)
В соответствии с Актом передачи специальных знаков (марок) для избирательных бюллетеней от <данные изъяты>, ТИК <данные изъяты> <данные изъяты> передала УИК <данные изъяты> специальных знаков (марок) (л.д.23).
<данные изъяты> Баженов С.М. участвовал в выборах Президента Российской Федерации. Получив бюллетень на избирательном участке <данные изъяты> <данные изъяты>, Баженов С.М. проголосовал.
Согласно итогам голосования на выборах Президента Российской Федерации по УИК <данные изъяты>, число избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования – 3, в стационарных ящиках – 1462, число недействительных избирательных бюллетеней – 5, число действительных избирательных бюллетеней – 1460 шт. (л.д.12).
Исходя из требований Постановления ЦИК РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О формах избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации» на оборотной стороне избирательного бюллетеня строго в правом верхнем углу не ближе 30 мм от краев листа предусматривается место для наклеивания специального знака (марки).
Судом отвергнут доводы Баженова С.М. о нарушении порядка голосования, поскольку специальный знак (марка) не была наклеена в верхнем правом углу, а размещалась в центре оборотной стороны избирательного бюллетеня.
Согласно Инструкции «О порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в РФ», утвержденной Постановлением ЦИК РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> специальный знак (марка) размещается только на оборотной стороне бюллетеня не ближе 3 см краям бюллетеня. Специальный знак (марка) не должен размещаться в проекции зоны печати комиссии и в проекции зоны расположения квадратов.
Как установлено судом, административным ответчиком истцу был выдан бюллетень для голосования. Данный бюллетень соответствовал требованиям, утвержденным Инструкцией <данные изъяты>, содержащей, в том числе, графическое изображение расположения марки, а также требованиям, установленным Постановлением ЦИК РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О формах избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации».
Довод Баженова С.М. в судебном заседании о наклеенной марке в середине оборотной стороны бюллетеня, также подтверждает правильное расположение специального знака, и точное его соответствие Инструкции «О порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в РФ», обязательной для применения УИК <данные изъяты>.
Учитывая, что требования Инструкции, утвержденной Постановлением ЦИК РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, а также требования Постановления ЦИК РФ от <данные изъяты> административным ответчиком не нарушены, суд не находит оснований для удовлетворения иска в данной части.
Одновременно с этим суд не усмотрел оснований для аннулирования Протокола итогов голосования на избирательном участке <данные изъяты> и осуществлении пересчета голосов избирателей, поскольку доказательств суду о наличии для этого законных оснований не представлено, довод Баженова С.М. о выдаче всем избирателям УИК <данные изъяты> незаконных бюллетеней носит предположительный характер.
Принимая во внимание, что нарушений избирательного законодательства в действиях административного ответчика не установлено, суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения УИК <данные изъяты> обязанности по пересчету бюллетеней.
Поскольку доводы Баженова С.М. о нарушении действующего избирательного законодательства участковой избирательной комиссией основаны на предположениях, каких-либо убедительных доказательств в подтверждение этих доводов не представлено, суд правомерно отказа в требовании о признании действий УИК <данные изъяты> нарушающими порядок голосования по выдаче избирательного бюллетеня неустановленной формы, нарушением избирательных прав административного истца.
Таким образом, правильно установив обстоятельства по делу и дав представленным доказательствам правовую оценку в их совокупности, верно применив нормы материального закона, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска Баженова С.М о признании нарушением порядка голосования и установление итогов голосования по основанию выдачи избирателям для голосования избирательных бюллетеней неустановленной формы.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи