Дело № 2 – 34/2015 13 января 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Российской Федерации
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи Холодковой Т.В.,
при секретаре Хузиной Я.М.,
с участием прокурора Аксеновой Н.А.
представителя ответчика администрации г. Березники – Кокоулина ВА, действующего на основании доверенности № от <дата>,
представителя ответчика МКУ «Служба благоустройства г. Березники» - Вагановой ЕВ, действующей на основании доверенности от <дата>,
представителя ответчика МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники» - Симаковой ИС, действующей на основании доверенности № от <дата>
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники гражданское дело по иску прокурора г. Березники в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Березники, муниципальному казенному учреждению «Служба благоустройства г. Березники», муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтохозяйство г. Березники» о возложении обязанности по выполнению мероприятий в сфере безопасности дорожного движения,
У с т а н о в и л:
Прокурор г. Березники в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к администрации г. Березники, МКУ «Служба благоустройства г. Березники» о возложении обязанности организовать освещение пешеходных переходов в соответствии с требованиями ГОСТа ..... «.....», СНиП ..... «.....». Исковые требования обосновываются тем, что прокуратурой г. Березники совместно с представителем ОГИБДД МО МВД России "Березниковский" проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что освещение ряда пешеходных переходов, расположенных на автодорогах и улицах в МО «Город Березники», не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ. Просит обязать МКУ «Служба благоустройства г. Березники» в срок до <дата> организовать освещение в соответствии с требованиями п. ......, п. ....., п. ......, п. ...... ГОСТ Р ..... «.....», СНиП ..... «.....» пешеходных переходов, расположенных по адресам: <адрес> от <адрес> до автодороги <адрес>; <адрес> – <адрес>, со стороны <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес> со стороны <адрес>); <адрес> – <адрес> (со стороны дома № по <адрес>); <адрес> – <адрес> (со стороны дома № верхний пешеходный переход); <адрес> – <адрес>; <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес>); <адрес> (.....); <адрес> – <адрес>; <адрес> (АЗС «.....); <адрес> – <адрес> (через <адрес> со стороны дома №); <адрес>; <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес> со стороны дома №); <адрес> – <адрес> (со стороны дома № по <адрес> через <адрес>); <адрес> – <адрес>; <адрес> – <адрес>; <адрес> – <адрес>; <адрес> – <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны <адрес>); <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны <адрес>); <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны дома № по ул. Суворова); <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны дома №). Обязать администрацию МО «Город Березники» осуществить финансирование проведения вышеуказанных работ.
В ходе судебного заседания прокурор г. Березники исковые требования уточнил, просит возложить обязанность организовать освещение пешеходных переходов, расположенных на указанных улицах МО «Город Березники», на МКУ «Служба благоустройства», МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники». Обязать администрацию МО «Город Березники» осуществить финансирование проведения вышеуказанных работ.
Прокурор Аксенова НА на уточненном исковом заявлении настаивала, в ходе судебного заседания обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Березники – Кокоулин ВА, исковые требования не поддержал, в ходе судебного заседания пояснил, что денежные средства на выполнение мероприятий по реконструкции, восстановлению и содержанию сетей наружного освещения предусмотрены в бюджете города на ..... год и будут выделены при проведении соответствующих работ, в связи с чем, необходимости в возложении на администрацию г. Березники обязанности по финансированию проведения данных мероприятий нет.
Представитель ответчика МКУ «Служба благоустройства г. Березники» - Ваганова ЕВ, исковые требования не поддержала в части, в ходе судебного заседания пояснила, что не оспаривает исковые требования в части возложения на МКУ «Служба благоустройства г. Березники» обязанности по организации освещения пешеходных переходов, расположенных по <адрес> от <адрес> до автодороги ...... В данном случае необходимы работы, которые относятся к реконструкции и восстановлению, для их проведения требуется значительный период времени с учетом разработки технической документации и проведении торгов. Для освещения остальных пешеходных переходов требуется проведение работ по содержанию сетей наружного освещения в надлежащем состоянии. С <дата> функции по содержанию сетей наружного освещения в <адрес> осуществляет МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники» в рамках муниципального задания. Из бюджета города выделены денежные средства и заключен контракт на поставку автогидроподъемника.
Представитель соответчика МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники» - Симакова ИС, исковые требования не поддержала в части, в ходе судебного заседания пояснила, что МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники» осуществляет функции только по содержанию сетей наружного освещения, но для освещения пешеходных переходов на участке дороги, расположенного по <адрес> от <адрес> до автодороги ..... необходимо производить работы по реконструкции и восстановлению, которые осуществляет МКУ «Служба благоустройства г. Березники».
Третье лицо – ОГИБДД МО МВД России «Березниковский», о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Ранее в ходе судебного заседания представитель Кузнецов СВ, исковые требования поддержал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. ст. 1, 4 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В силу ст. 12 данного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контролирующих осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. (ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу п. 6, 10 ст.13, ч. 3 ст.15, ст. 34 Федерального закона от 08. 11. 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (ч. 3 данного закона).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06. 10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц).
В соответствии с ч. З ст. 2 Закона Пермской области «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования «Город Березники» Пермской области» от 27 декабря 2004 года № 1983-434, в состав территории Березниковского городского округа входит населенный пункт - г. Березники.
На основании п. 19, п. 47 Устава МО «Город Березники», к компетенции администрации города Березники относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 27).
Таким образом, администрация г. Березники является исполнительно - распорядительным органом, в рамках предоставленных полномочий при решении вопросов местного значения, финансируемых из местного бюджета, осуществляет обязанность по выделению бюджетных средств на эти цели и контролю за их расходованием.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой г. Березники совместно с государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Березниковский» <дата> проведена проверка, по результатам которой установлено, что освещенность ряда пешеходных переходов, расположенных на автодорогах и улицах в МО «Город Березники», не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ не соответствуют требованиям п. ......, п. ....., п. ......, п. ..... ГОСТ Р ..... «.....», СНиП ..... «.....»: <адрес> от <адрес> до автодороги .....; <адрес> – <адрес>, со стороны д. № по <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес> со стороны <адрес>); <адрес> – <адрес> (со стороны дома № по <адрес>); <адрес> – <адрес> (со стороны дома № верхний пешеходный переход); <адрес> – <адрес>; <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес>); <адрес> (.....); <адрес> – <адрес>; <адрес> (АЗС «.....); <адрес> – <адрес> (через <адрес> со стороны дома №); <адрес>; <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес> со стороны дома №); <адрес> – <адрес> (со стороны дома <дата> по ул. Юбилейная через <адрес>); <адрес> – <адрес>; <адрес> – <адрес>; <адрес> – <адрес>; <адрес> – <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны <адрес>); <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны <адрес>); <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны дома № по .....); <адрес>; <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны дома №). Кроме того, на <адрес> от <дата> до автодороги ..... в нарушение указанных требований пунктов ГОСТ Р ....., СНиП ....., отсутствует наружное освещение нерегулируемых пешеходных переходах. (л.д. 9 – 10, 13 – 14, 15 – 16, 17 – 18, 19, 20 – 21, 22).
МКУ «Служба благоустройства г. Березники» осуществляет основные виды деятельности, в том числе, организацию содержания, технического обслуживания, ремонта и капитального ремонта сетей наружного освещения улиц, оплата расходов на электрическую энергию на сетях наружного освещения (п. 2.2.1), организацию содержания, ремонта и капитального ремонта городских проездов, улиц, автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них (п. 2.2.3), за счет бюджета города и на основании бюджетной сметы (п. 3.3.2).
Согласно постановления Администрации города Березники Пермского края № 1692 от 20.10.2014 года ответственным исполнителем за реконструкцию и восстановление сетей наружного освещения, содержание сетей наружного освещения в рамках реализации муниципальной программы «Комплексное благоустройство территории города Березники» является Управление благоустройства администрации города (л.д. 33, 34).
Согласно Устава МБУ «Спецавтохозяйство», задачей данного учреждения является содержание автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства на территории г. Березники в соответствии с муниципальным заданием (п. 2.1 Устава); основным видом деятельности учреждения является содержание автомобильных дорог местного значения (п. 2.3 Устава).
В рамках Муниципального задания на ..... год и на плановый период ..... и ..... г.г. уполномоченным и обязанным лицом по содержанию сетей наружного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения города Березники является МБУ «Спецавтохозяйство», (лд 32, 42).
Таким образом, обязанность организовать освещение пешеходных переходов, расположенных на улицах <адрес>, в соответствие с требованиями нормативных актов, следует возложить на МБУ «Спецавтохозяйство».
С учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить разумный срок для выполнения данной обязанности – до <дата>.
В связи с тем, что на участке дороги по <адрес> от <адрес> до автодороги ..... уличное освещение отсутствует, необходимо производить работы по реконструкции и восстановлению уличного освещения, которые, согласно Муниципальному заданию, не входят перечень обязанностей МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники». Полномочия по осуществлению работ по реконструкции и восстановлению сетей наружного освещения возложены на МКУ «Служба благоустройства г. Березники».
Таким образом, обязанность по организации освещения данного участка дороги подлежит возложению на МКУ «Служба благоустройства г. Березники».
С учетом необходимости проведения большего объема работ, на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить разумный срок для выполнения данной обязанности – до <дата>.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора г. Березники в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Служба благоустройства г. Березники», МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники» о возложении обязанности организовать освещение пешеходных переходов, расположенных на улицах города Березники подлежат частичному удовлетворению.
Принимая во внимание, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Город Березники» обязанность по финансированию проведения вышеуказанных работ.
Наличие выделенных денежных средств в рамках действующей программы не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию МО «Город Березники» обязанности по финансированию проведения конкретных работ по освещению пешеходных переходов.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчиков МКУ «Служба благоустройства г. Березники», МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина ..... руб., от уплаты которой истец был освобожден, т. е. по ..... руб. ..... коп. с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора г. Березники Пермского края удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Служба благоустройства г. Березники» в срок до <дата> организовать освещение в соответствии с требованиями п. ..... ГОСТ Р ..... «.....», СНиП ..... «.....» пешеходных переходов, расположенных по адресу: <адрес> от <адрес> до автодороги ......
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Спецавтохозяйство г. Березники» в срок до <дата> организовать освещение в соответствии с требованиями п. ..... ГОСТ Р ..... «.....», СНиП ..... «.....» пешеходных переходов, расположенных в г. Березники Пермского края по адресам:
- <адрес> – <адрес>, со стороны д. № по <адрес>;
- <адрес> – <адрес> (через <адрес> со стороны <адрес>);
- <адрес> – <адрес> (со стороны дома № по <адрес>);
- <адрес> – <адрес> (со стороны дома № верхний пешеходный переход);
- <адрес> – <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес> – <адрес> (через <адрес>);
- <адрес> (.....);
- <адрес> – <адрес>;
- <адрес> (АЗС «.....);
- <адрес> – <адрес> (через <адрес> со стороны дома №
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес> – <адрес> (через <адрес> со стороны дома №);
- <адрес> – <адрес> (со стороны дома № по <адрес> через <адрес>);
- <адрес> – <адрес>;
- <адрес> – <адрес>;
- <адрес> – <адрес>;
- <адрес> – <адрес>;
- <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны <адрес>);
- <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны <адрес>);
- <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны дома № по <адрес>);
- <адрес>;
- <адрес> – <адрес> (через <адрес>, со стороны дома №).
Обязать администрацию МО «Город Березники» осуществить финансирование проведения вышеуказанных работ.
В остальной части исковые требования прокурора г. Березники – оставить без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Служба благоустройства г. Березники», муниципального бюджетного учреждения «Спецавтохозяйство г. Березники» госпошлину в доход местного бюджета по ..... руб. ..... коп. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – (подпись). Копия верна, судья - Холодкова ТВ