Дело № 2-68/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2013 года Королевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Е.В.,
при секретаре Минуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Королева Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Юбилейного Московской области об обязании совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Королева Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Юбилейного Московской области об обязании совершения определенных действий, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении обязательных требований в области защиты населении и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер органами местного самоуправления г.Юбилейного Московской области.
Далее прокурор ссылается на то, что в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Статьей 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещений информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. На органы местного самоуправления законом также возложены обязанность о создании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, а также поддержание данных средств в готовности к использованию; разработка совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурно-диспечерской службы г.Юбилейного Московской области при передаче сигналов оповещения и речевой информации; осуществление оснащение техническими средствами оповещения единой дежурно-диспечерской службы муниципального образования.
Далее истец указывает, что в ходе проверки, осуществленной ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности по г.Королев УНД Главного управления МЧС России по Московской области выявлены факты ненадлежащей организации работы при исполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Администрацией г.Юбилейного Московской области.
В целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прокурор просит суд в течение двух недель со дня вынесения решения суда:
- создать и обеспечить состояние готовности к использованию системы оповещения населения города Юбилейный Московской области об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- разработать совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурно-диспечерской службы г.Юбилейного Московской области при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
- создать на муниципальном уровне запасы мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения для применения в целях защиты населения и территории г.Юбилейного Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- оснастить техническими средствами оповещения единую дежурно-диспечерскую службу муниципального образования «Город Юбилейный». (л.д. 2-6).
Представитель истца – старший помощник прокурора г.Королева Московской области Лукьянова М.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации г.Королева Московской области – Межуева Н.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать, представила суду письменные возражения. (л.д. 51-53).
Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности по городу Королеву УНД ГУ МЧС России по Московской области Маншев Г.С. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, просил суд их удовлетворить. пояснив, что им ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка Администрации г.Юбилейного Московской области в целях соблюдения требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, в ходе которой выявлены ряд нарушений, допущенных Администрацией г.Юбилейного Московской области, за которые Администрация г.Юбилейного Московской области была привлечена к административной ответственности по ст.20.6 ч.1 КоАП РФ.
Суд, рассмотрев дело, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования конкретизированы, в частности, в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно пунктам "а", "в" части 2 статьи 11 которого, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно пункту 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006, на муниципальном уровне (на территории муниципального образования) создается местная система оповещения.
В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;
установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
Финансовое обеспечение вышеуказанных мероприятий, в том числе и мероприятий на установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, вменено на законодательном уровне в компетенцию органов местного самоуправления, что следует из положений пункта "г" ч. 2 ст. 11, а также части 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и части 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне",
В частности, согласно пункту "г" ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В силу части 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
На основании пункта 2.1 ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещений информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.1 ст.25 указанного Федерального закона, резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
На основании пункта 23 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 года № 422/90/376, запасы мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» МЧС России, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, соответственно.
МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, контроль за накоплением, хранением техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.
Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что на законодательном уровне определена и конкретизирована компетенция органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и установлены субъекты финансирования данных мероприятий.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица
Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи 93 судебного участка Королевского судебного района Московской области РФ Морозовой И.В., вступившим в законную силу 19.02.2013 года, Администрация г.о.Юбилейный Московской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.6 ч.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. (л.д. 117-121).
Постановлением мирового судьи Администрация г.Юбилейный Московской области была привлечена к административной ответственности за невыполнением предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Мировой судья установил, что ДД.ММ.ГГГГ отделом Государственного пожарного надзора по г.о.Королев УГПН ГУ МЧС России по Московской области в отношении администрации г.о.Юбилейный МО, была проведена проверка соблюдения требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверкой было установлено, что Администрация г.Юбилейного МО на территории г.Юбилейного МО нарушила обязательные требования в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- не разработан совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурно-диспечерской службы при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
- на муниципальном уровне не созданы запасы мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения в соответствии с положениями ст.25 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Судом установлено, что прокурором в настоящее время иск предъявлен, в том числе, на основании материалов проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в силу ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные мировым судьей в постановлении от 31.10.2012 года, имеют для суда преюдициальную силу.
Из представленных суду доказательств усматривается, что до настоящего времени Администрацией г.Юбилейный Московской области порядок взаимодействия службы при передаче сигналов оповещения не разработан.
Варианты текстовых сообщений, утвержденный в г.Юбилейный Московской области (л.д. 56-58), не свидетельствуют о наличии на территории данного муниципального образования утвержденного надлежащим образом порядка передачи данных текстовых сообщений.
Разработка порядка передачи сообщений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций законом возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора в части обязания Администрацию г.Юбилейного Московской области разработать совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурно-диспечерской службы г.Юбилейного Московской области при передаче сигналов оповещения и речевой информации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в части обязания ответчика создать запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств.
В обоснование своих возражений ответчиком суду представлены документы, подтверждающие наличие в Администрации г.Юбилейный Московской области 4 мегафонов и одного радиомикрофона. (л.д. 86-94)
Муниципальное образование г.Юбилейный Московской области имеет площадь 263000 кв.м. и численность населения 35000 человек.
В силу Административного регламента МЧС России по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (Приложение к приказу МЧС России от 29.06.2006 года № 386), максимальный срок выполнения действия по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах устанавливается до 20 минут после введения чрезвычайной ситуации. (п.4.3 Регламента). (л.д. 130).
Согласно Порядка проведения проверок органов местного самоуправления по вопросам выполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам оповещения населения, действующего на территории Московской области, необходимое количество громкоговорителей, радиотрансляционных узлов и точек радиовещания, определяется исходя из площади муниципального образования и радиуса сирены. ( л.д. 139).
Из представленных документов следует, что радиус мегафонов и сирены, имеющейся у ответчика, составляет 150-200 метров.
Таким образом, учитывая площадь муниципального образования г.Юбилейный МО, радиус действия имеющихся у ответчика переносимых средств оповещения, а также принимая во внимание время оповещения, установленное Административным регламентом, суд считает, что количество переносимых средств оповещения у ответчика явно недостаточно для своевременно оповещения населения города в случае возникновения чрезвычайно ситуации.
Достаточность специальных средств должна был рассчитана муниципальным образованием, исходя из вышеуказанных нормативных документов, а определение видов данных средств законодательством оставлено на усмотрение муниципального образования.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию г.Юбилейный Московской области создать на муниципальном уровне достаточные запасы мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения для применения в целях защиты населения и территории г.Юбилейного Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.12 Согласно подпунктам "г" и "з" пункта 2 статьи 11 и пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к обязанностям органов местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено: финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органы управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пунктом 11 которого установлено, что органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
В силу положений указанных норм создание единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п.12 вышеназванного Положения, размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного отделом надзорной деятельности по городу Королеву УНД ГУ МЧС России по Московской, единая дежурно-диспечерская служба муниципального образования г.Юбилейный Московской области не оснащена техническими средствами оповещения. (л.д. 7-8).
Указанные обстоятельства также подтверждаются, представленным ответчиком актом проверки организации работы по развитию и совершенствованию деятельности единой дежурно-диспечерской службы г.о.Юбилейный Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ЕДДС г.о. Юбилейный МО не приведена в соответствие с требованиями Положения ЕДДС, отсутствуют КВ/УКВ радиостанции, телефон с автоматическим определителем номера, возможность регистрации входящих/исходящих переговоров, система оповещения отсутствует. План по выполнению мероприятий об оснощении ЕДДС специальными средствами не выполнен. (л.д. 53-55).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в части обязания Администрацию г.Юбилейного Московской области оснастить техническими средствами оповещения единую дежурно-диспечерскую службу муниципального образования «Город Юбилейный» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Прокурор просит обязать Администрацию г.Юбилейный Московской области выполнить действия, направленные на создание безопасности населения от чрезвычайных ситуаций в течение 2 недель со дня вынесения решения по делу.
Учитывая объем необходимых работ, суд считает, разумным установить срок для выполнения указанных работы – месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ч.1 ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Таким образом, поскольку, законодательством меры по созданию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые до настоящего времени такую систему на территории г.о. Юбилейный МО не создали, то в данной части в удовлетворения исковых требований об обязании Администрацию г.Юбилейный Московской области создать и обеспечить состоянии готовности к использованию системы оповещения населения г.Юбилейного Московской области об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прокурору суд считает необходимым отказать.
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора г.Королева Московской области подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г.Королева Московской области удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Юбилейного Московской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурно-диспечерской службы г.Юбилейного Московской области при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
- создать на муниципальном уровне достаточные запасы мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения для применения в целях защиты населения и территории г.Юбилейного Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- оснастить техническими средствами оповещения единую дежурно-диспечерскую службу муниципального образования «Город Юбилейный».
В удовлетворении исковых требований об обязании Администрацию г.Юбилейный Московской области создать и обеспечить состоянии готовности к использованию системы оповещения населения г.Юбилейного Московской области об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прокурору г.Королева Московской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королевский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В.Васильева
Мотивированное решение составлено 29 апреля 2013 года.
Судья: Е.В.Васильева