Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2331/2015 ~ М-2251/2015 от 14.07.2015

Гражданское дело --г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2015 г     г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе; председательствующего судьи Крошка С.И.,

при секретаре Назаренко Н. С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

В к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Свободному и Свободненскому району и ЗАТО Углегорск о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,        

У С Т А Н О В И Л :

В предъявила иск к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Свободному и Свободненскому району и ЗАТО Углегорск о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.             

        Свое требование мотивирует следующим. На основании свидетельства о государственной регистрации права -- от -- истец является собственником жилого помещения -- по --.

Согласно регистрации по месту жительства, а также фактически истец проживает в данном помещении.

В соответствии со ст. 159 ЖК РФ, норм Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 года №731 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истец обладает правом оформить субсидию оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЖКУ).

Исходя из обозначенного, выше -- истцом было направлено заявление в адрес государственного казенного учреждения Амурской области Управления социальной зашиты населения по г. Свободный, Свободненскому району и ЗАТО Углегорск (далее - УСЗН) на оформление субсидии на оплату ЖКУ. В силу пункта 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 года №731 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» к заявлению истцом были приложены все необходимые документы для оформления субсидии на оплату ЖКУ.

Согласно пункта 10 названного постановления требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, не допускается.

Однако распоряжением УСЗН от -- -- истцу было отказано в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ по жилому помещению --. расположенному в --.

В соответствии с доводами указанного распоряжения, причиной отказа в предоставлении субсидии стали нормы п. 14 Постановления Правительства РФ от -- -- «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» - неполные и недостоверные сведения о доходах предоставленные заявителем.

Однако доводы ответчика указанные в распоряжении являются безосновательными, согласно п. 8, 10 постановления.

Кроме того, применяя п. 14 ответчик не учел те обстоятельства что, приобретение указанного помещения является не доходом, а расходом истца в указанный период. Доход же, для приобретения квартиры по -- был получен истцом в мае 2014 года от продажи квартиры расположенной по адресу --.

Недостающую часть денежных средств на покупаемое жилое помещение, истец занял у третьего лица в декабре 2014 года. Указанный доход истца не попадает в заявленный период при оформлении субсидии и не может являться основанием для отказа в предоставлении субсидии т.к. был получен в мае 2014 года, а займ, оформленный истцом в декабре 2014 года вообще не может быть отнесен к доходам истца.

В силу постановления Правительства от -- -- «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» сотрудники УСЗН, в случае возникновения спорных ситуаций по вопросам предоставления гражданам субсидий на оплату ЖКУ имеют возможность, запрашивать дополнительные документы в иных учреждениях в целях разрешения таких спорных ситуаций. Тем не менее, истец считает что, УСЗН таких документов не запрашивало.

Более того, изначально, сотрудники УСЗН в лице начальника М по непонятным для истца причинам проявили неразумную, необоснованную законом инициативу по исследованию направленных истцом для оформления субсидии на оплату ЖКУ документов. Так. -- истцу было отправлено извещение о направлении запроса в Министерство социальной защиты населения Амурской области для принятия решения о предоставлении/отказе в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ, хотя в силу закона обязанность для принятия решений по предоставлению субсидий на оплату ЖКУ лежит на УСЗН. Так, УСЗН по непонятным для истца причинам, незаконно затягивало с принятием решения по заявлению истца, в результате чего УСЗН был пропущен срок, установленный в п. 42 постановления Правительства РФ от 14.12.2005 года №731 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Поэтому, истец был вынужден обратиться с заявлением и жалобами в вышестоящую инстанцию и надзорные органы, и только после данных обращений истца, УСЗН в оперативном порядке было вынесено указанное необоснованное распоряжение.

Исходя из содержания пункта 43 постановления Правительства РФ от 14.12.2005 года №731 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.

Так как истец является пожилым человеком, пенсионером, ветераном труда Амурской области, указанные обстоятельства, выразившиеся в лишении права истца на получение субсидии на оплату ЖКУ принесли ей моральные вред и отрицательно повлияли на состояние ее здоровья, причинили нравственные страдания, а также вынудили истца нести дополнительные финансовые расходы по оплате ЖКУ.

    Ввиду отсутствия у истца юридического образования, а также физических и моральных сил для ведения переписки и оспаривания действий УСЗН между истцом и Б был заключен договор на оказание юридических услуг б\н от --, согласно которому, истцом понесены дополнительные судебные расходы.

    На основании изложенного истец просит признать незаконным и отменить распоряжение УСЗН от -- -- об отказе в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ вынесенного в отношении В, проживающей по адресу: --; обязать УСЗН предоставить В субсидию на оплату ЖКУ с -- по --, сроком на 6 месяцев; взыскать с УСЗН в пользу истца моральный вред в сумме 10000 рублей ; взыскать с УСЗН судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение судом настоящего заявления в размере 300 рублей, судебные расходы по оплате услуг нотариуса при оформлении доверенности в размере 1000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рубле..

    Истец В в судебное заседание не явилась. О дате судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

    Представитель истца Б, действующий на основании доверенности поддержал требования в полном объеме по тем же основаниям и мотивам, что изложены в иске.

    Представитель ответчика Г, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала заявленные требования по следующим основаниям.

    В, проживающая по адресу: --, для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия) обратилась в управление социальной защиты населения по -- и ЗАТО Углегорск (далее -управление) в мае 2015 года.

Согласно п.п. «д» п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761 (далее - Правила), в качестве документа, подтверждающего доход заявителя, В была представлена справка о размере её пенсии за шесть последних календарных месяцев предшествующих месяцу обращения (далее - расчетный период).

В качестве документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования жилым помещением В по собственной инициативе согласно п.п. «а» п. 8.1 и п. 8.2 Правил было представлено свидетельство о государственной регистрации права от --, в котором основанием регистрации указан «договор купли-продажи» от --.

Согласно п. 4.3 Приказа Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от -- -- «Об утверждении методических рекомендаций по применению правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» к функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий относится определение полноты и достоверности, представленных гражданами сведений и документов.

Управление, определяя полноту и достоверность представленных В сведений о доходах, установило, что заявителем в феврале 2015 года (т.е. в первом месяце, приходящемся на расчетный период) была приобретена квартира. Стоимость квартиры в любом случае значительно превышает размер получаемой В пенсии. Данное обстоятельство свидетельствует о несопоставимости заявленных сведений о доходах с расходами, понесенными заявителем в расчетном периоде.

В при представлении в управление заявления и пакета документов не была представлена какая-либо информация, свидетельствующие о том, что денежные средства, имевшиеся в её распоряжении в феврале 2015 года (превышающие документально подтвержденный размер пенсии), были получены ею не в расчетном периоде, либо информация, позволяющая не учитывать данные денежные средства при сопоставлении доходов с расходами заявителя в расчетном периоде.

Пункт 36 Правил позволяет заявителю самостоятельно продекларировать в заявлении какие-либо виды доходов, подтвердить которые документально гражданин не имеет возможности. Дополнительные доходы В при подаче заявления не декларировались. При этом управление не препятствовало заявителю в представлении какой-либо информации о доходах и сроках их получения.

Сведения о доходах, в т.ч. о подаренных денежных средствах, равно как и договоры купли-продажи и беспроцентного займа, носят личный характер, в связи с чем, не могут быть получены управлением самостоятельно.

Таким образом, несоответствие представленных В сведений о доходах и понесенных ею расходов свидетельствует о неполноте (либо недостоверности) представленных ею сведений. На основании этого, руководствуясь п. 14 Правил управлением было вынесено решение от -- -- об отказе в предоставлении субсидии.

Считает, что ущемление прав и законных интересов В допущено не было. Управлением не были нарушены нормы федерального законодательства, в том числе пункта 10 Правил, не допускающего истребование от заявителя документов, не предусмотренных п. 8, 9, 27 и 48 Правил, а также п. 42 настоящих Правил о сроках принятия решения о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении.

Рассмотрев требование истца о взыскании с ГКУ АО УСЗН по г.Свободный, Свободненскому району и ЗАТО Углегорск компенсации причиненного морального вреда в сумме 10 000 руб.00 коп., полагает, что они не подлежит удовлетворению.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Ст. 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты права, наряду с другим, является компенсации морального вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная -- и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно ст. 1099 ГК РФ: Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом. Согласно ст. 151 ГК РФ: Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда также принимается во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что статьей 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик установлена ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации. С введением в действие с 1 января 1995 г. ГК РФ указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

В рассматриваемом случае нарушены имущественные права истца, связанные с правом на получение субсидии в денежном выражении, в связи с чем моральный вред подлежит компенсации в случаях, прямо предусмотренных законом.

Законодательство не предусматривает компенсацию морального вреда применительно к рассматриваемому случаю нарушения имущественных прав.

Кроме того, не указано, какие именно нравственные страдания причинены истцу.

На основании вышеизложенного, ГКУ АО УСЗН по г. Свободный, Свободненскому району и ЗАТО Углегорск просит суд отказать В в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Выслушав доводы представителя истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с п. п. "г" п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

На основании п. 4 вышеуказанных Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Согласно п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с п. п. 20, 32, 33, 34 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Согласно п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 512 от -- (в ред. от --) при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; наследуемые и подаренные денежные средства, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину.

Перечень учитываемых видов доходов не является исчерпывающим. Согласно пункту 36 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.

Из материалов дела следует, что -- В обратилась в Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Свободному и Свободненскому району и ЗАТО Углегорск с заявлением о предоставлении субсидии, представив справку о принадлежности к членам семьи; документы в обоснование пользования жилым помещением; справку о доходах членов семьи, справку о начисленных платежах за жилое помещение и коммунальные услуги и наличии (отсутствии) задолженности по платежам; справку регистрации по месту жительства; справку о гражданстве.

Решением Государственного казенного учреждения Амурской области - Управления социальной защиты населения по г. Свободному и Свободненскому району и ЗАТО Углегорск -- от -- В отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи предоставлением недостоверных сведений о доходах в расчетный период с -- по --.

В соответствии с представленной В в УСЗН справкой, её совокупный доход за указанный период составил 67063,71 рубля, среднемесячный доход составил 11177,28 рублей.

Как следует из договора купли-продажи от --, В продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: -- по цене 1500000 руб.

Согласно договору купли продажи от --, В купила квартиру, расположенную по адресу: --, по цене 1950000 рублей.

Как следует из пояснений представителя истца, указанная квартира была приобретена на средства, полученные В от продажи принадлежащей ей квартиры по адресу: --, в сумме 1500000 рублей, с привлечением заемных средств.

Таким образом, судом установлено, что в период с -- по --, в собственности В находились денежные средства в сумме 1500000 рублей, полученные ею по сделке купли-продажи квартиры по адресу: --. Данный период времени совпадает с расчетным периодом времени с -- по --, за который В должна была предоставить сведения о своих доходах. Однако представленная В справка о доходах не содержит сведений о наличии у неё в указанный период денежной суммы 1500000 рублей. Тем самым при подаче заявления о назначении субсидии, истцом не представлено достоверных сведений о своих реальных доходах.

Учитывая, что Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 761 от 14 декабря 2005 г., предоставляют органу, принимающему решение о предоставлении субсидии, возможность оценивать полноту и достоверность представленных заявителем сведений, истец В представила неполные сведения о своих доходах, что подтверждается исследованными судом доказательствами, суд считает решение Государственного казенного учреждения Амурской области - Управления социальной защиты населения по г. Свободному и Свободненскому району и ЗАТО Углегорск об отказе в предоставлении истцу субсидии соответствует положениям Жилищного кодекса РФ, Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что оспариваемое решение принято ГКУ Амурской области - Управлением социальной защиты населения по г. Свободному и Свободненскому району и ЗАТО Углегорск в пределах предоставленных ему полномочий.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать В удовлетворении заявленных ею к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Свободному и Свободненскому району и ЗАТО Углегорск исковых требований о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Поскольку судом отказано в удовлетворении заявленных требований, производные требования о взыскании компенсации морального вреда и взыскание расходов на оплату услуг представителя также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска В к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Свободному и Свободненскому району и ЗАТО Углегорск о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено --.

Председательствующий                              С.И. Крошка

2-2331/2015 ~ М-2251/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бобоедова Валентина Николаевна
Ответчики
ГКУ-Управление социальной защиты населения по г. Свободному, Свободненскому району и ЗАТО Углегорск
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Крошка С.И.
Дело на сайте суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
14.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2015Передача материалов судье
15.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2015Подготовка дела (собеседование)
06.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2015Судебное заседание
19.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее