Судья: Елизарова М.Ю. 33а-12514/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 21 мая 2018 года апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений <данные изъяты> на решение Московского областного суда от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Агаронов Тамали об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с его рыночной стоимостью,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения Агаронов Т. – Кострикова А.А, представителя Управления Росреестра по <данные изъяты> – Франке О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Агаронов Тамали обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости - двух земельных участков, категория земель земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, с кадастровыми номерами 50:10:0080101:795 и 50:10:0080101:796, расположенных в <данные изъяты>, мкр. Новогорск.
В обоснование требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права на уплату справедливо установленных налогов.
В качестве доказательства размера рыночной стоимости представила отчеты <данные изъяты>, <данные изъяты> об оценке подготовленный оценщиком АНО «Центр независимой оценки» по состоянию на <данные изъяты>.
Представитель административного истца в ходе рассмотрения дела требования уточнил в части размера установления кадастровой стоимости на основании результатов проведенной по делу экспертизы ООО «Независимый Консалтинговый Центр «Эталонъ». Просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости участка с кадастровым номером 50:10:0080101:795 - 27 648 880,00 рублей и 50:10:0080101:796 - 11 854 200,00 рублей.
Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> Парамзин А.В. не возражал против права административного истца на установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере равном рыночной стоимости, однако полагал, что заключение судебной оценочной экспертизы выполнено с нарушениями, изложенными в письменных объяснениях, которые, по его мнению, возможно, повлияли на определенную экспертом итоговую величину стоимости. Оставил разрешение данного спора на усмотрение суда.
Решением Московского областного суда от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений <данные изъяты> ставит вопрос об отмене решения суда ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат два земельных участка категория земель земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, с кадастровыми номерами 50:10:0080101:795 и 50:10:0080101:796, расположенные в <данные изъяты>, мкр. Новогорск.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ от <данные изъяты> утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории <данные изъяты>, проведенной по состоянию на <данные изъяты>. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель формировался по состоянию на <данные изъяты>.
Из справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 50:10:0080101:795 определена в размере 47 436 214,28 рублей, участка с кадастровым номером 50:10:0080101:796 в размере 17 154 522,06 рублей. Кадастровая стоимость объектов определена по состоянию на <данные изъяты>.
Административный истец в силу требований налогового законодательства и земельного Кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияют на права и обязанности Агаронов Тамали как плательщика налога.
Истец воспользовалась предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> N 105-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и <данные изъяты> обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административный истец в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости представил отчеты <данные изъяты>,<данные изъяты> об оценке подготовленный оценщиком АНО «Центр независимой оценки», согласно которого, по состоянию на <данные изъяты>, рыночная стоимость участка кадастровым номером 50:10:0080101:795 составляет 24 022 000,00 рублей, участка с кадастровым номером 50:10:0080101:796 в размере 10 669 000,00 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от <данные изъяты> N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Независимый Консалтинговый Центр «Эталонъ» Скатову М.А.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Экспертом определено, что по состоянию на <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:795 составляет 27 648 880,00 рублей и участка с кадастровым номером 50:10:0080101:796 - 11 854 200,00 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости объектов, суд полагал, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного АНО «Центр независимой оценки», и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки.
Суд пришел к выводу о том, что эксперт, предупрежденный об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, ответил на поставленные вопросы, подробно мотивировал свои выводы, заключение сделано на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Возражения представителя Министерства имущественных отношений <данные изъяты> против выводов эксперта суд посчитал субъективными. Доказательств влияния указанных представителем недостатков на изменение определенной экспертом рыночной стоимости объектов недвижимости не представлено. Суд также не усмотрел оснований для назначения по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных на предмет достаточности и допустимости, вывод суда об установлении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, на дату установления его кадастровой стоимости, исходя из размера, установленного экспертным заключением, является правильным.
Судом верно установлены обстоятельства по делу, всем представленным доказательствам по делу дана правовая оценка в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, положения материального закона и процессуальных норм применены судом правильно. Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского областного суда от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи