Дело №...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2018 года город Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Балашова Д.А.,
при секретаре Якушевой А.М.,
с участием представителя истца Шибковой Н.В.,
представителя ответчика Березиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холтобина Юрия Павловича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №1» УФСИН России по РК о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что с 10 января 1990 года по 24 апреля 2017 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе. 24 апреля 2017 года уволен со службы по собственному желанию. В период прохождения службы истцу производились следующие выплаты: доплата за работу в ночное время, доплата за работу в выходные и праздничные дни, компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач, единовременное пособие при увольнении. Однако на данные выплаты работодатель не начислял районный коэффициент и северную надбавку. В связи с этим истец просил взыскать с ответчика доплата за работу в ночное время в размере 10 721 рубль 07 копеек, доплату за работу в выходные и праздничные дни в размере 8460,88 рубля, компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов в сумме 1304,74 рублей, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 109440 рублей, разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач в размере 138480 рублей, единовременное пособие при увольнении в размере 106400 рублей. Также истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца Шибкова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к исковому заявлению. Шибкова Н.В. пояснила, что срок на обращение в суд истцом не пропущен, поскольку о составляющих своего денежного довольствия он узнал только 07 декабря 2017 года.
Представитель ответчика Березина О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что с 10 января 1990 года по 24 апреля 2017 года истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», что подтверждается контрактами о службе в уголовно-исполнительной системе от 2013 года и от 01 марта 2015 года. 24 апреля 2017 года уволен со службы по собственному желанию, что подтверждается приказом об увольнении №...-лс от 19 апреля 2017 года.
В период с 01 декабря 2014 по 28 апреля 2017 года истцу к денежному довольствию были произведены следующие выплаты: доплата за работу в выходные и праздничные дни, компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов, доплата за работу в ночное время, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач, единовременное пособие при увольнении.
За выполнение особо важных и сложных задач, достижение высоких результатов в служебной деятельности по итогам 2014, 2015, 2016 годов были произведены выплаты премий, что подтверждается приказами ответчика.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. К указанным выплатам отнесены также премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, за выполнение особо сложных задач, надбавка за особые условия службы.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 18).
Согласно пункту 2 приложения 2 приказа ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы, порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» премия выплачивается ежемесячно, за текущий месяц, одновременно с выплатой денежного довольствия, из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания.
В силу части 15 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: должностной оклад; оклад по специальному званию; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» для сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в Сегежском районе установлен районный коэффициент – 1,3, процентная надбавка к денежному довольствию в размере 50%.
Таким образом, доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач, входят в состав денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы.
При этом в состав денежного довольствия сотрудника не входит единовременное пособие при увольнении, которое возникает только вследствие увольнения сотрудника со службы. Данное пособие рассчитывается в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона № 283-ФЗ, исходя из оклада денежного содержания без применения районного коэффициента и северной надбавки.
Согласно статье 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
Сотрудники уголовно-исполнительной системе, проходящие службу в этих местностях, в указанном Законе не указаны. Правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы определены законом РФ от 21 июля 1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Согласно части 5 статьи 24 Закона определено, что организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Таким образом, нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами, а, поскольку специальными нормами не определено начисление районного коэффициента и северной надбавки на сумму доплат за работу в выходные и праздничные дни, доплату за работу в ночное время, компенсацию за работу сверх нормального количества рабочих часов, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач, оснований для начисления на данные суммы указанных надбавок не имеется. Не имеется и оснований для начисления районного коэффициента и северной надбавки на единовременное пособие при увольнении, поскольку данное пособие выплачивается однократно и рассчитывается исходя из оклада денежного содержания.
Более того, согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Поскольку истец обратился в суд 18 декабря 2017 года оснований для взыскания денежных средств за период с 01 октября 2014 по 18 декабря 2016 года не имеется.
При этом судом не могут быть учтены доводы представителя истца о том, что расчетные листки истцу не выдавались, о составных частях заработной платы ему стало известно только 07 декабря 2017 года, поскольку о размере заработной платы истцу было известно до увольнения, каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности получения расчетных листков в материалах дела не имеется. Из справки о зачислении денежного довольствия за исковой период следует, что денежное довольстве истцу было выплачено и зачислено на его лицевой счет.
Не могут быть приняты во внимание и ссылки истца и его представителя на пункт 23 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом ФСИН России 27 мая 2013 года № 269, допускающий перерасчет денежного довольствия за срок не более чем за три года, предшествующих дню установления недоплаты или предъявления претензии (гражданского иска), поскольку данный пункт не содержит указания на сроки обращения в суд, а, соответственно, не имеет отношения к срокам обращения в суд.
Таким образом, поскольку денежное довольствие и пособие при увольнении истцу были выплачены в соответствии с установленными требованиями, оснований для доначисления и выплате истцу денежного довольствия за исковой период не имеется.
Так как нарушений трудовых прав истца не допущено, не имеется оснований и для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
По изложенным основаниям в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Холтобина Юрия Павловича отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через Сегежский городской суд.
Судья Д.А. Балашов
В окончательной форме решение изготовлено 27.02.2018.