Решение по делу № 2-112/2014 ~ М-79/2014 от 04.03.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«10» апреля 2014 года                      с. Сергокала

Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> РД ФИО3,

ответчика - МКОУ «Кадиркентская СОШ» <адрес> в лице директора ФИО4,

ответчика - Администрации МР «<адрес>» в лице ведущего специалиста юридического отдела ФИО5,

при секретаре Магомедовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «,,, СОШ» <адрес> РД и администрации муниципального района «<адрес>» РД о понуждении разместить у входа в здание образовательного учреждения знаки установленного образца о запрете курения,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО2 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению (далее – МКОУ) «,,, СОШ» <адрес> РД и администрации муниципального района (далее – МР) «<адрес>» РД о понуждении разместить у входа в здание образовательного учреждения знаки установленного образца о запрете курения, а при недостаточности денежных средств возложить обязанности по финансированию расходов, связанных с изготовлением указанных знаков, на администрацию МР «<адрес>» РД.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака. В деятельности МКОУ «,,, СОШ» <адрес> выявлены нарушения в части не установления у входа в здание образовательного учреждения знаков установленного образца о запрете курения, что противоречит требованиям Федеральных законов от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака», Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Федеральный закон № 15-ФЗ) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодёжи, услуг в области физической культуры и спорта. В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку, размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В целях реализации вышеназванных положений издан приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2013 года № 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» (далее - Требования). Согласно п. 3 вышеназванных Требований знак о запрете, курения должен быть размером не менее 200 x 200 мм., изображение знака, устанавливаемого в соответствующих местах, содержится в Приложении к Требованиям. Согласно данному Приложению знак изображается следующим образом: черная сигарета должна содержать две белые полоски на горящем конце, а также испускать дым определенной формы. Она должна располагаться в красном круге и перечеркиваться красной чертой. Пунктом 4 Требований установлено, что цветографическое изображение знака о запрете, курения наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеющейся полимерной пленки, самоклеющейся бумаги и других материалов. Требования в п. 5 указывают, что знак о запрете, курения может сопровождаться надписями «Не курить», «Курить запрещено», «No smoking» и (или) информацией о размере штрафов за курение. В силу п. 6 Требований знак о запрете, курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено, а также в местах общего пользования (туалетах). Учредителем вышеназванного образовательного учреждения является администрация муниципального района «<адрес>», в связи, с чем в случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения для изготовления и установки знаков о запрете курения, учредитель обязан профинансировать указанные мероприятия, так как в соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего среднего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, МКОУ «,,, СОШ» <адрес> не выполнено требование законодательства об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, что влечет за собой нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд с защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан. На основании изложенного просит суд понудить МКОУ «,,, СОШ» <адрес> разместить у входа в здание образовательного учреждения знаки установленного образца о запрете курения, а при недостаточности денежных средств возложить обязанность по финансированию расходов, связанных с изготовлением указанных знаков, на администрацию МР «<адрес>» в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> РД ФИО3 – поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика ФИО4, директор МКОУ «,,, СОШ» <адрес> РД, в судебном заседании исковые требования прокурора признала, против их удовлетворения не возражает и пояснила, что, действительно, в МКОУ «,,, СОШ» <адрес> РД на момент проверки, проведенной прокуратурой района, у входа в здание образовательного учреждения знаки о запрете, курения установленного образца не были размещены. Отсутствуют финансовые средства на эти цели. В настоящее время проводится работа совместно с администрацией района по устранению выявленных прокуратурой недостатков.

Представитель ответчика ФИО5, ведущий специалист юридического отдела администрации МР «<адрес>» РД, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признал, против их удовлетворения не возражает и пояснил, что, действительно, в образовательных учреждениях района, в том числе и в МКОУ «,,, СОШ» <адрес> РД, на момент проверки, проведенной прокуратурой района, у входа в здание образовательного учреждения знаки о запрете, курения установленного образца не были размещены. В настоящее время администрацией МР «<адрес>» РД проводится работа по изготовлению указанных знаков и устранению выявленных прокуратурой недостатков.

Суд, заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора <адрес> РД подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание иска прокурора представителями ответчиков ФИО4 и ФИО5 в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи, с чем суд принимает данные признания иска.

Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ст. 198 ГПК РФ в случае принятия судом признания иска в мотивировочной части решения достаточно указания на данные обстоятельства.

Кроме того, из исследованной в судебном заседании справки помощника прокурора <адрес> РД ФИО3 следует, что по результатам проведенной им проверки исполнения требований законодательства об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака в деятельности муниципальных казенных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений <адрес> выявлены нарушения в части не установления у входа в здания образовательных учреждений знаков установленного образца о запрете курения.

Согласно сведениям начальника муниципального казенного учреждения «Управления образования» <адрес> РД ФИО7, исследованным в судебном заседании, знаки о запрете, курения имеются в образовательных учреждениях не везде, а где есть - не соответствуют требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Федеральный закон № 15-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Согласно ст. 12 названного закона для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодёжи, услуг в области физической культуры и спорта. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку, размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно «Требованиям к знаку о запрете, курения и к порядку его размещения», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2013 года № 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете, курения и к порядку его размещения» (далее - Требования), знак о +запрете, курения выполняется в цветографическом изображении. Знак должен быть размером не менее 200 x 200 мм.. Цветографическое изображение знака наносится с использованием различных технологий на поверхность материала - носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеющейся полимерной пленки, самоклеющейся бумаги и других материалов. Знак может сопровождаться надписями «Не курить», «Курить запрещено», «No smoking» и (или) информацией о размере штрафов за курение. Знак размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено, а также в местах общего пользования (туалетах). Изображение знака, устанавливаемого в соответствующих местах, содержится в Приложении к Требованиям. Согласно данному Приложению знак изображается следующим образом: черная сигарета должна содержать две белые полоски на горящем конце, а также испускать дым определенной формы. Она должна располагаться в красном круге и перечеркиваться красной чертой.

В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 названного закона организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего среднего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Учредителем МКОУ «,,, СОШ» <адрес> РД является администрация муниципального района «<адрес>», в связи, с чем в случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения для изготовления и установки знаков о запрете, курения учредитель обязан профинансировать указанные мероприятия.

Представителями ответчиков, какие – либо доказательства, опровергающие доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении, в судебное заседание не представлены.

Таким образом, суд находит требования и.о. прокурора о понуждении муниципального казенного образовательного учреждения разместить у входа в здание образовательного учреждения знаки установленного образца о запрете курения, а при недостаточности денежных средств возложить обязанности по финансированию расходов, связанных с изготовлением указанных знаков, на администрацию МР «<адрес>» РД законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 9 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан к муниципальному казенному образовательному учреждению «,,, СОШ» <адрес> Республики Дагестан и администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о понуждении муниципального казенного образовательного учреждения разместить у входа в здание образовательного учреждения знаки установленного образца о запрете курения, а при недостаточности денежных средств возложить обязанность по финансированию расходов, связанных с изготовлением указанных знаков, на администрацию МР «<адрес>» Республики Дагестан, удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «,,, СОШ» <адрес> Республики Дагестан разместить у входа в здание образовательного учреждения знаки установленного образца о запрете курения, а при недостаточности денежных средств возложить обязанность по финансированию расходов, связанных с изготовлением указанных знаков, на администрацию МР «<адрес>» Республики Дагестан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения через Сергокалинский районный суд.

Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.

Судья             Ю.А. Магомедов

        

2-112/2014 ~ М-79/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
зам. прокурора Гамидов И.М.
Ответчики
МКОУ "Кадиркентская СОШ"
Администрация МР "Сергокалинский район"
Суд
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан
Судья
Магомедов Юсуп Абдулкадырович
Дело на странице суда
sergokalinskiy--dag.sudrf.ru
04.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2014Передача материалов судье
06.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2014Судебное заседание
10.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2014Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее