КОПИЯ
Дело № 2а-22/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 апреля 2019 года город Петрозаводск
Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Краснослова В.А., при секретаре Кваша О.А., с участием административного истца Ильичева В.С., представителей административного ответчика жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия (далее – жилищная комиссия), второго административного ответчика Пограничного управление ФСБ России по Республике Карелия (далее - ПУ ФСБ России по РК) Проскурина А.Е. и Алимова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего Службы в г. Сортавала Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия майора Ильичева В. С. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части № от 2008 года о выдачи Ильичеву С.Н. ГЖС и решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия от 24 января 2019 года (протокол № 2) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении его и членов его семьи и возложении обязанности на жилищную комиссию принять его на такой учет, -
УСТАНОВИЛ:
Ильичев В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать решение жилищной комиссии войсковой части № от 6 июня 2008 года о выдаче его доли ГЖС Ильичеву С.Н. (отцу Ильичева В.С.) незаконным. Также просит признать незаконным решение жилищной комиссии ПУ ФСБ России по РК от 24 января 2019 года (протокол № 2) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении его и его сына и возложить обязанность на жилищную комиссию принять его на такой учет, без учета его сына.
В обосновании своих требований Ильичев В.С. указывает, что выдача Ильичеву С.Н. (отец Ильичева В.С.) в 2008 году его доли ГЖС проведена незаконно, своего согласия на данные действия он не давал, ввиду чего отказ жилищной комиссии ПУ ФСБ России по РК в признании его нуждающимся в получении жилого помещения является необоснованным и подлежит отмене.
Представители жилищной комиссии Проскурин А.Е. и Алимов М.Н. требования административного истца не признали, указав на законность и обоснованность оспариваемого решение жилищной комиссии от 24 января 2019 года, поскольку Ильичев В.С. ранее уже был обеспечен жилым помещением путем участия в получении ГЖС его отцом. Что же касается оспаривания решения жилищной комиссии войсковой части № от 6 июня 2008 года, о выдаче доли Ильичева В.С. ГЖС его отцу - Ильичеву С.Н., то административным истцом пропущен установленный законом срок на его обжалование, а, следовательно, в данной части требований необходимо отказать.
Заслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск указанного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со справкой отдела кадров Службы в г. Сортавала, майор Ильичев В.С. заключил первый контракт о прохождении военной службы 1 сентября 1998 г. (на период обучения 5 лет в Голицинском пограничном институте и 5 лет после ого окончания). Действующий контракт о прохождении военной службы истекает 29 июня 2019 г.
Из материалов жилищных дел Ильичева В.С. и его отца Ильичева С.Н. усматривается следующее:
21 марта 2006 г. Ильичев В.С. сделал генеральную доверенность на своего отца Ильичева С.Н. для решения вопроса реализации ГЖС при покупке квартиры или жилого дома в <адрес> и <адрес>;
11 октября 2006 г. Ильичевым С.Н. подано заявление о выдаче ГЖС. В качестве членов семьи указаны супруга - Ильичева Н.Б., сын - Ильичев В.С.;
6 июня 2008 г. ГЖС (№) на сумму 1 516 320 руб. получен Ильичевым С.Н.;
8 сентября 2008 г. данный сертификат реализован путем приобретения квартиры (договор купли - продажи квартиры) по адресу: <адрес>.;
17 ноября 2008 г. данное жилое помещение продано по договору купли – продажи;
16 февраля 2018 г. при рассмотрении жилищной комиссией ПУ ФСБ России по РК (протокол № 2) рапорта Ильичева В.С. от 28 ноября 2017 г. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении принято отрицательное решение, поскольку он уже ранее обеспечивался жилым помещением как член семьи военнослужащего путем получения ГЖС и последующей его реализации.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что 16 февраля 2018 г. Ильичеву В.С. достоверно стало известно о возможном нарушении его прав при получении в 2008 г. ГЖС и дальнейшей реализации его отцом Ильичевым С.Н.
Таким образом, крайней датой, когда Ильичев В.С. мог обратиться в суд с заявлением об обжаловании решения о выдачи его доли ГЖС Ильичеву С.Н., его отцу, являлся март 2018 г.
Вместе с тем, из оттиска печати на поданном через приемную суда административном исковом заявлении Ильичева В.С. усматривается, что административное исковое заявление было подано им в суд 18 марта 2019 г., то есть спустя один год с того момента, когда он мог обратиться в суд за защитой своих прав.
Каких-либо уважительных причин пропуска установленного законом срока судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Ильичевым В.С. пропущен установленный ст. 219 КАС РФ срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части № от 6 июня 2008 г. о выдаче его доли ГЖС Ильичеву С.Н. (отцу Ильичева В.С.).
Поскольку уважительных причин пропуска указанного срока не установлено, то в удовлетворении данного требования Ильичева В.С. суд отказывает.
Что же касается требований Ильичева В.С. о признании незаконным решения жилищной комиссии ПУ ФСБ России по РК от 24 января 2019 г. (протокол № 2) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении его и его сына и возложении обязанности на жилищную комиссию принять его на такой учет, без учета его сына, то суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержащееся в названной норме Закона требование о представлении документов об освобождении (сдаче) жилого помещения основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных данным Федеральным законом, на что неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Следовательно, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ возлагает на государство, в данном случае ФСБ России, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному военнослужащим месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
С учетом обстоятельств данного конкретного дела, суд приходит к выводу, что поскольку Ильичев В.С., в период прохождения военной службы реализовал своё право на жилище, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", путем участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и реализации государственного жилищного сертификата, выданного его отцу - Ильичеву С.Н., следовательно, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Учитывает суд и то обстоятельство, что право собственности на жилое помещение, приобретенное по ГЖС, прекращено на основании договора купли - продажи, и у Ильичева В.С. отсутствует реальная возможность его сдать.
Таким образом, отсутствуют основания для принятия Ильичева В.С. на учёт нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с чем, оспариваемое решение жилищной комиссии ПУ ФСБ России по РК, связанное отказом в принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений, является законным и обоснованным.
Поскольку решение жилищной комиссии ПУ ФСБ России по РК признано законным и обоснованным, то и оснований для обвязывания жилищной комиссии поставить Ильичева В.С. на учет нуждающихся не имеется.
Поскольку в удовлетворении требований Ильичева В.С. суд отказывает, то, согласно ст. 111 КАС РФ, оснований для возмещения понесенных им судебных расходов не имеется.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177, 180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Службы в г. Сортавала Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия майора Ильичева В. С. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части № от 2008 года о выдачи Ильичеву С.Н. ГЖС и решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия от 24 января 2019 года (протокол № 2) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении его и членов его семьи и возложении обязанности на жилищную комиссию принять его на такой учет - отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в соответствии правилами, установленными главой 34 КАС РФ, в Ленинградский окружной военный суд через Петрозаводский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А. Краснослов