№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2022 года г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Ивановой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Самарской области к Кондрашкину АА о взыскании недоимки по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № по Самарской области обратилась в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском к Кондрашкину А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам.
В обоснование требований истец указал, что административный ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщица. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, по настоящее время не исполнил свою обязанность по уплате страховых взносов, в связи с чем образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В адрес налогоплательщика направлены требования об уплате задолженности по налогу и начисленным на сумму недоимки пеней, которые в установленный срок не исполнены. Выданный судебный приказ о взыскании задолженности отменен по заявлению должника. В добровольном порядке задолженность не погашена, в связи с чем административный истец просит взыскать её в судебном порядке.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит взыскать с Кондрашкина А.А. недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления в размере <данные изъяты> рублей и прочие начисления 4 квартал 2016 г. в размере <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> рублей, а всего на общую сумму <данные изъяты> рублей, уплату государственной пошлины возложить на ответчика и восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Представитель административного истца в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что Кондрашкин А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком, в том числе взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
За неисполнение обязанности по уплате страховых взносов Кондрашкину А.А. выставлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки, начисленной по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления в размере <данные изъяты> и прочие начисления 4 квартал 2016 г. в размере <данные изъяты> рублей, а также пени в сумме <данные изъяты>, сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
По данным требованиям вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, который отменен по возражениям должника определением мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района г. Самары Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился с настоящим административным иском.
Положения части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривают, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из смысла приведенных положений списанию подлежат все не уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
При этом нормы статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ не содержат ограничений по сфере применения положений о списании недоимки в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, а касаются лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период.
Соответствующее решение о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей). При этом решение принимается на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов пенсионного фонда, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Установлено, что начисленная Кондрашкину А.А. недоимка по взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, образовалась за периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
В соответствии с положениями статей 46, 70 Налогового кодекса РФ с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.03.2008 №13746/07, срок на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу и начисленных на сумму неуплаченного налога пеней является пресекательным и составляет совокупность сроков, установленных статьями 46, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, отсчет которых начинается с даты уплаты налога установленной налоговым законодательством, далее три месяца - на направление требования об уплате налога, десять дней - на добровольную уплату налога по требованию, два месяца (шестьдесят дней) - на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках, шесть месяцев - на взыскание налога в судебном порядке.
Исходя из положений статей 18, 19, 20, 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов была установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов. Страховые взносы за расчетный период должны были быть уплачены плательщиком страховых взносов не позднее 31 декабря текущего года, либо не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Доказательств того, что спорная недоимка по указанному виду взносов, уплачена налогоплательщиком, взыскана, списана налоговым органом либо Фондом обязательного медицинского страхования до передачи таких полномочий в налоговые органы, в материалы дела не представлено.
Как не представлено доказательств принятия в установленные статьями 46, 70 Налогового кодекса РФ сроки мер по взысканию этих сумм с ответчика в установленном судебном порядке, что свидетельствует об утрате налоговым органом возможности к взысканию недоимки по взносам.
При таких обстоятельствах, данная недоимка и начисленные на нее пени являются безнадежными к взысканию, в связи с чем требования административного истца в полном объеме удовлетворению не подлежат.
Кроме того, представителем административного истца при подаче административного искового заявления заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, без указания уважительности причин пропуска указанного срока.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, что является основанием для отказа налоговому органу в восстановлении пропущенного срока.
Таким образом, установив, что на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и санкций, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы недоимки в связи с пропуском установленного законом срока в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу о том, что данное обстоятельство также является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Самарской области к Кондрашкину АА о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.С. Пудовкина