Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-316/2015 ~ М-322/2015 от 04.09.2015

Дело №2-316/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

поселок Пряжа 02 октября 2015 года

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

при секретаре Моисеевой В.Ю.,

с участием представителя административного истца Соколова Ю.В. - Филатова К.С.,

заинтересованного лица - Яковлевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соколова Ю. В. о признании незаконным решения Администрации Эссойльского сельского поселения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и об обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду,

у с т а н о в и л:

Филатов К.С., действующий на основании доверенности в интересах Соколова Ю.В., обратился в суд с данным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ. Соколов Ю.В. в соответствии со ст.ст. 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ подал в Администрацию Эссойльского сельского поселения заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (вх. № 10.30.3/949 от 29.06.2015г.) на праве аренды для сенокошения, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастром плане территории, площадью 1120 кв.м., расположенного в <адрес>. Решением Администрации Эссойльского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Соколову Ю.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что месторасположение испрашиваемого истцом земельного участка совпадает с месторасположением земельного участка площадью 900 кв.м., разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Истец считает указанное решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, противоречащим Земельному кодексу РФ, создающим истцу препятствия к реализации права на приобретение земельного участка на праве арены для сенокошения. На основании изложенных в заявлении обстоятельств, истец просит признать незаконным решение Администрации Эссойльского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению Соколова Ю.В., обязать администрацию Эссойльского сельского поселения принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению Соколова Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п.п.9, 11 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.

Административный истец Соколов Ю.В. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик – Администрация Эссойльского сельского поселения в суд своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве по делу от 16.09.2015г. заместитель Главы Администрации Эссойльского сельского поселения <данные изъяты>. просила отказать Соколову Ю.В. в удовлетворении заявления, рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации поселения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию обратился Соколов Ю.В. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес>). Схема, приложенная к заявлению, позволила сделать однозначный вывод о том, что месторасположение испрашиваемого земельного участка совпадает с расположением земельного участка площадью 900 кв.м., на который ранее другому физическому лицу была выдана выписка из похозяйственной книги (на основании заявления и архивной справки, приложенной к нему). Выписка была выдана в соответствии с ФЗ № 93-ФЗ от 30.06.2006г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Руководствуясь ФЗ № 152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных», в соответствии с которым операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, Администрация не имела права предоставить Соколову Ю.В. выписку, выданную ранее другому лицу. Администрация Эссойльского сельского поселения, обладая необходимой информацией, вынуждена была отказать Соколову Ю.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, чтобы избежать наложения земельных участков (л.д. 68-69).

Заинтересованные лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия в суд своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В отзыве от 29.09.2015г. руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия указала, что 14.08.2015г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ., выданной администрацией Эссойльского сельского поселения, зарегистрировано право собственности <данные изъяты>.на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца Соколова Ю.В.Филатов К.С. поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Заинтересованное лицо - Я.Н.А.. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Соколова Ю.В., пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ., выданной администрацией Эссойльского сельского поселения, зарегистрировала за собой (Я.Н.А. право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Также Я.Н.А. указала, что указанный земельный участок ранее был выделен ей для огорода, участок в настоящее время ею обрабатывается, она выращивает там картофель, участок огорожен забором.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

На основании пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия) и об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года №22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ» дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Учитывая изложенные законоположения, с учетом содержания исковых требований Соколова Ю.В., такие требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч.ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1, 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

При рассмотрении данной категории дел по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ФЗ РФ от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ" полномочия по управлению и распоряжению земельными участками с 01 марта 2015 года перешли к городскому и сельскому поселениям.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

На основании п. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе земельного участка гражданину для сенокошения.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.

В соответствии пп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления ( п. 4 ст. 39.15 ЗК РФ).

Согласно ст. 39.15 п. п. 7, 8 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.п.2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. Соколов Ю.В. обратился в Администрацию Эссойльского сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (вх. № 10.30.3/949 от 29.06.2015г.) на праве аренды, для сенокошения, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастром плане территории, площадью 1120 кв.м., расположенного в <адрес>.

Решением Администрации Эссойльского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. Соколову Ю.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что месторасположение испрашиваемого истцом земельного участка совпадает с месторасположением земельного участка площадью 900 кв.м., разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ. выдана выписка из похозяйственной книги.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, является, в том числе выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Эссойльского сельского поселения Я.Н.А. выдана Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, согласно которой Я.Н.А.. принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, о чем сделана запись в похозяйственной книге Лахтинской сельской А. за ДД.ММ.ГГГГ -31.12.2001г.г., лицевой счет № 139. Одновременно с Выпиской из похозяйственной книги ДД.ММ.ГГГГ. Я.Н.А. выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 52-54).

ДД.ММ.ГГГГ. на основании Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ., выданной А. Э. сельского поселения, за Я.Н.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Сопоставляя имеющуюся в кадастровом деле схему расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастром плане территории от ДД.ММ.ГГГГ. со схемой расположения испрашиваемого Соколовым Ю.В. земельного участка на кадастровом плане территории (схема приложена Соколовым Ю.В. к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка), суд приходит к выводу, что месторасположение испрашиваемого Соколовым Ю.В. земельного участка совпадает с расположением земельного участка, принадлежащего в настоящее время на праве собственности Я.Н.А. в отношении которого Администрацией Эссойльского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка (схема расположения земельного участка была выдана Я.Н.А.. вместе с Выпиской из похозяйственной книги).

В силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственном кадастре недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца о признании незаконным решения Администрации Эссойльского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению Соколова Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ. и обязания устранить допущенные нарушения прав Соколова Ю.В., поскольку решение Администрации Эссойльского сельского поселения от 20.07.2015г. соответствует требованиям п.п. 4,7,8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, принято в пределах предоставленных администрации полномочий, с соблюдением порядка и оснований принятия решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Соколова Ю. В. о признании незаконным решения Администрации Эссойльского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению Соколова Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья         И.С. Кемпинен

В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 05 октября 2015 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 05 ноября 2015 года.

2а-316/2015 ~ М-322/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соколов Юрий Васильевич
Ответчики
Администрация Эссойльского сельского поселения
Другие
Яковлева Наталья Армасовна
ФГБУ "ФКП Управления Росреестра по РК"
Управление Росреестра по РК
Филатов Константин Сергеевич
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпинен И.С.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
04.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2015Передача материалов судье
04.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2015(Вид производства изменен на "административное")
22.09.2015Предварительное судебное заседание
01.10.2015Судебное заседание
02.10.2015Судебное заседание
05.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2015Дело оформлено
09.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее