Дело № 2а-613/2021 13RS0011-01-2021-001067-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 25 июня 2021 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:председательствующего судьи Пивкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Ворфоломееве А.Н.,
с участием в деле:
административного истца Чистовой Ю.В.,
административного ответчика исполняющего обязанности Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия Исайкина В.Н.,
административного ответчика Дубравной прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия, его представителя Исайкина В.Н.,
административного ответчика Прокуратуры Республики Мордовия, его представителя Сарыгина И.А.,
заинтересованного лица Чистова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чистовой Ю.В. об оспаривании бездействий исполняющего обязанности Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия Исайкина В.Н.,
установил:
Ю.В.Чистова обратилась в суд с административным иском об оспаривании бездействий исполняющего обязанности Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия Исайкина В.Н..
Заявленные требования мотивированы тем, что ему 19.04.2021 г. Ю.В.Чистова обратилась к Дубравному прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия с письменным заявлением о проведении проверки по факту нарушения прав заявителя и её супруга на переписку, предвзятое отношение к её супругу Чистову Е.А. со стороны администрации исправительного учреждения, незаконного применения к супругу заявителя физической силы и его принудительного бритья. На данное обращение заявителем был получен ответ исполняющего обязанности Дубравного прокурора В.Н.Исайкина №52ж-21/1646 от 19.05.2021 г., не содержащий сведений о проведении проверки по доводам заявителя о предвзятом отношении к супругу и незаконном применении к нему физической силы и его принудительном бритье. Считает, что предоставление ей немотивированного ответа нарушает её права.
Просит суд признать незаконным бездействие и.о. Дубравного прокурора и Дубравной прокуратуры в части не проверки доводов её обращения в полном объеме и обязать административных ответчиков устранить допущенное нарушение.
В судебное заседание административный истец Ю.В.Чистова не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена судом своевременно и надлежаще; просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Административный ответчик и.о. Дубравного прокурора В.Н.Исайкин в судебном заседании исковые требования не признал, представлены возражения на административный иск.
Представитель административного ответчика Дубравной прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия В.Н.Исайкин в судебном заседании административные исковые требования не признал.
Представитель административного ответчика Прокуратуры Республики Мордовия И.А.Сарыгин в судебном заседании исковые требования не признал, представлены возражения на административный иск.
Заинтересованное лицо Чистов Е.А. в судебное заседание не явился, отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежаще.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со статьёй 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержание сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Вопросы реализации гражданином права обращаться лично в государственные органы регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту также Федеральный закон №59-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
В соответствии со статьёй 5 обозначенного Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Из содержания статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ следует, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ч. 1). Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч. 2).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее - Инструкция) обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
В соответствии с пунктом 5.1 указанной Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
В пунктах 6.1, 6.5 Инструкции указано, что обращения считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям. При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В ходе рассмотрения дела административными ответчиками был представлен оригинал надзорного производства № «Чистов Е.А.», копии которого приобщены к материалам данного дела.
Из материалов надзорного производства судом установлено, что 19 апреля 2021 г. в 14 часов 21 минуту на адрес электронной почты Дубравной прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия ... поступило обращение Чистовой Ю. направленное с электронного адреса ..., содержащее вложение – документ «заявление в прокуратуру, нарушение переписки и угрозы.docx».
Согласно справке помощника Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях И.А.Сарыгина от 20.04.2021 г., обозначенное ранее заявление Ю.В.Чистовой было принято прокуратурой 20.04.2021 г. В ходе приема обращения было установлено, что во вложении содержится 1 лист обращения, начинающийся со слов «Дубравному прокурору» и заканчивающийся словами «статьи 15 настоящего». Какие-либо иные вложения, продолжение, подпись автора отсутствуют. В обращении содержатся сведения о нарушении администрацией ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия права Чистова Е.А. на переписку.
Данное обращение Ю.В.Чистовой было зарегистрировано за входящим номером №283 от 20.04.2021 г., на сопроводительном письме к обращению имеется резолюция и.о.Дубравного прокурора В.Н.Исайкина «вернуть мне для рассмотрения. 20.04.21. подпись».
В ходе проведенной проверки были истребованы, в том числе характеристика на осужденного Чистова Е.А., справка о поощрениях и взысканиях, справка об отправленной корреспонденции осужденного Е.А.Чистова за 2021 г., иные материалы, отражающие условия содержания осужденного в период отбывания наказания.
Из справки об отправленной корреспонденции осужденного ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Чистова Е.А., составленной начальником канцелярии ФИО6 19.05.2021 г., установлено, что в 2021 г. осужденным Е.А.Чистовым было направлено 36 почтовых отправлений в суды различных субъектов Российской Федерации (закрытые пакеты), а также в прокуратуру; в 2020 году – 52 почтовых отправления.
По результатам проведенной проверки 19 мая 2021 г. за исходящим номером 52ж-21/1646 Ю.В.Чистовой был направлен ответ на её обращение от 19 апреля 2021 г., в котором подробно изложен порядок получения и отправления осужденными почтовой корреспонденции (писем). Указано, что все письма, поступившие от заявителя, вручены Е.А.Чистову. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.
Таким образом, административными ответчиками выполнены требования закона о рассмотрении обращения гражданина, ответ мотивирован, дан по существу поставленных в заявлении вопросов и в установленный законом срок. Права заявителя действиями административных ответчиков не нарушены.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец обосновывает свои требования тем, что ему не был предоставлен ответ по доводам обращения о предвзятом отношении к её супругу Чистову Е.А. со стороны администрации исправительного учреждения, незаконном применения к супругу заявителя физической силы и его принудительном бритье, что нарушает её права, свободы и законные интересы.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, обращение Ю.В.Чистовой поступило в Дубравную прокуратуру не в полном объеме; доводов о предвзятом отношении к её супругу Чистову Е.А. со стороны администрации исправительного учреждения, незаконном применения к супругу заявителя физической силы и его принудительном бритье не содержало. Соответственно проверка по доводам обращения в указанной части административным ответчиком не могла быть проведена.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что для удовлетворения требований необходимо одновременное наличие двух условий: оспариваемое решение или действие не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушены права либо свободы лица, обратившегося в суд.
Однако на основании вышеприведенных нормативных положений и установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела не установлена совокупность условий, установленных статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административных исковых требований.
Принимая во внимание изложенное, в удовлетворении административных исковых требований Ю.В.Чистовой к и.о. Дубравного прокурора В.Н. Исайкину, Дубравной прокуратуре о признании незаконными бездействий в части не проведения проверки по доводам обращения о предвзятом отношение к супругу Чистову Е.А. со стороны администрации исправительного учреждения, незаконном применении к супругу заявителя физической силы и его принудительном бритье и обязании устранить допущенные нарушения следует отказать.
Учитывая, что в удовлетворении заявленных административным истцом требований судом отказано, оснований для взыскания с административных ответчиков в пользу Ю.В.Чистовой расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Чистовой Ю.В. об оспаривании бездействий исполняющего обязанности Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия Исайкина В.Н. оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Зубово-Полянского районного суда
Республики Мордовия ) Е.А.Пивкина
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2021 г.
Председательствующий ) Е.А.Пивкина