Дело № 2-383/2017
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Кемь, РК 21 декабря 2017 года
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ревяко В.А. к администрации Кемского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Ревяко В.А. обратился в Кемский городской суд с иском к администрации Кемского муниципального района с названными требованиями по тем основаниям, что он зарегистрирован в жилом помещении по адресу <адрес>. Постановлением администрации Кемского городского поселения от 02.06.2016 г. № 99 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. Решением администрации Кемского муниципального района от 30.01.2017 года № 55 с ним заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда № 1. В соответствии скоторым ему предоставили за плату во временное пользование комнату общей площадью 13,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, на срок один год, т.е. до 29.01.2018 года. Продлевать который он не намерен, т.к. проживать в нем не представляется возможным. Предоставленное жилое помещение не может использоваться им для постоянного проживания, т.к. в нем критичное санитарное состояние, не работают приборы освещения. При этом он несет бремя по содержанию этого помещения, но проживает на съемной квартире, является инвалидом третьей группы по общему заболеванию. Он обратился с просьбой к ответчику о предоставлении ему иного жилого помещения для проживания в нем, но ему было отказано, по причине отсутствия жилищного фонда и денежных средств на строительство.
В силу ст. 85, ст. 87, ст. 89 ЖК РФ он имеет право на предоставление иного жилого помещения на условиях соцнайма. Исходя из содержания указанных выше требований ЖК РФ, предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия лиц, обладающих аналогичным правом, от включения в списки внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.Положения перечисленных норм не содержит указания и на срок предоставления даннойкатегории граждан жилого помещения по договору социального найма, чтопредполагает возможность осуществление такого права незамедлительно после еговозникновения.
Просил обязать администрацию Кемского муниципального района предоставить ему благоустроенное применительно к условиям г. Кемь жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истец Ревяко В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что постановление о признании <адрес> аварийным и подлежащим расселению и сносу не издавалось. Ранее в администрацию с заявлениями о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании малоимущим он не обращался. Квартиру в доме на <адрес> ему предоставили в 1982 году от Сплавной конторы, с тех пор он в ней и проживал. Жилья в собственности не имеет, проживает на съемной квартире. В предоставленном ему жилом помещении маневренного фонда проживать не может, так как там ему не дают спокойно жить, нет порядка, грязно, общие туалеты, постоянно стучат в двери, шумят, а ему нужен покой.
Представитель истца – Слеменёва Н.О., привлеченная для участия в деле по устному ходатайству истца в соответствии с положениями статей 48,49,53 ГПК РФ в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации Кемского муниципального района Тюленев А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, в поступивших в суд возражениях просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации и принять решение об отказе в иске по тем основаниям, что договор социального найма жилого помещения по адресу: РК, <адрес> истцом не заключался, сведений о наличии у истца ордера на указанное жилое помещение, в администрации Кемского муниципального района не имеется.
13.07.2016 г. в администрацию Кемского муниципального района поступило заявление истца о предоставлении жилого помещения согласно ст. 85 ЖК РФ. Истцу был дан ответ об отсутствии на территории Кемского городского поселения свободного жилья.
Заявление в установленной форме, а также необходимые документы, предусмотренные ст. 52 Жилищного кодекса РФ истцом в администрацию Кемского муниципального района представлены не были, в связи с чем вопрос о признании истца малоимущим, постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении истцу жилого помещения, не рассматривался, на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма жилого помещения истец поставлен не был и жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.03.2017 г. по делу № 74 КГ17-2 наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке. Установление объективной нуждаемости Истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ является юридически значимым обстоятельством.
30 января 2017 г. администрацией Кемского муниципального района с истцом заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: <адрес> сроком на 1 год. Предоставленное жилое помещение отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для проживания не признано, заявлений, сообщений о неудовлетворительных условиях проживания, от истца не поступало.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав истца, его представителя, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истец Ревяко В.А. постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес> 31 августа 1982 года, и является нанимателем данного жилого помещения, которое находится в муниципальной собственности в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.06.2011 № 153-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кемского муниципального района». Указанная квартира была предоставлена матери истца – Ревяко К.Я. на состав семьи из 3-х человек на основании ордера № 166, выданного Исполкомом Кемского городского Совета народных депутатов 26.08.1982 года. Истец недвижимого имущества в собственности не имеет, что подтверждается показаниями истца и Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.11.2017 года об отсутствии у Ревяко В.А. объектов недвижимости в собственности.
В соответствии с актом обследования жилого помещения № 18 от 01.04.2016 года и заключением № 18 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы администрации Кемского городского поселения № 123 от 10.06.2015 года, <адрес> жилого <адрес> признана непригодной для проживания.
Постановлением администрации Кемского городского поселения от 2 июня 2016 г. № 99 «О признании помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции», жилое помещение по адресу: РК, <адрес> признано непригодным для проживания со сроком расселения - 2024 год.
30 января 2017 г. истцом с администрацией Кемского муниципального района заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: <адрес>, сроком на 1 год. С заявлениями, жалобами на неудовлетворительные условия проживания истец в администрацию не обращался, что подтверждается показаниями истца, а также сведениями, изложенным представителем ответчика в представленных суду возражениях на иск.
13.07.2016 г. истец обратился в администрацию Кемского муниципального района с заявлением о предоставлении жилого помещения согласно ст. 85 ЖК РФ (вход. № 718-п), на которое истцу 13.08.2017 г. был дан ответ об отсутствии на территории Кемского городского поселения свободных жилых помещений (исх. № 1235/1.14).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2 ст. 49)..
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53, 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
Из приведенных норм права следует, что правовое значение для разрешения возникшего спора имеет установление того обстоятельства, что признан ли истец в установленном порядке малоимущим или нет.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания), не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке. Указанная правовая позиция нашла свое подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от 14.03.2017 г. № 74 КГ17-2.
Поскольку истец: до введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 января 2005 г.) истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий; в установленном порядке органом местного самоуправления не признан малоимущим, что подтверждается истцом и представителем ответчика в поступивших в суд возражениях, а также обеспечен жильем в маневренном фонде, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении о невозможности проживания в жилье маневренного фонда не могут быть приняты во внимание, так как в судебном заседании истец пояснил, что с жалобами по поводу состояния жилого помещения он в администрацию не обращался, а проживать в предоставленном жилом помещении он не может в связи с бытовыми неудобствами и шумным поведением соседей. Доказательств несоответствия жилого помещения маневренного фонда требованиям жилищного законодательства истцом суду не представлено.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ревяко В.А. к администрации Кемского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 26 декабря 2017 года.