№2-3609/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о. Химки Московской области «03» декабря 2010 года
Химкинский городской федеральный суд Московской области в составе председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре Николаевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Семеновой И. В. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка дочери ФИО1 к Администрации городского округа Химки о признании права пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещении в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Семенова И. В. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка дочери ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Химки Московской области, о признании права пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещении в порядке приватизации, ссылаясь на то, что с 2002 года она вселена и проживает в изолированной комнате площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> по адресу: <адрес>, представленной ей как работнику отдела паспортно-визовой службы Химкинского УВД. /дата/ между истицей и ОАО «НПО Энергомаш» заключен договор найма жилого помещения в общежитие. По мнению истца, в связи с принятием жилого <адрес> в муниципальную собственность, заключенный с ними договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения. Однако, при обращении в Администрацию г.о.Химки с просьбой передачи в собственность занимаемого ими жилого помещения в порядке приватизации, ею был получен отказ, в связи с наличием у дома статуса общежития. Истец, просит удовлетворить ее требования.
В судебном заседании истица Семенова И.В. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации г.о. Химки Московской области возражая по иску, указала на то, что в соответствии с п. 1 решения Химкинского городского Совета народных депутатов от /дата/ № «О присвоении статуса общежития для молодых семей и одиноких специалистов стр. корпусу № в г Химки, возведенному КБ Энергомаш»: «введенному КБ Энергомаш строительному объекту № по адресу: <адрес> присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест». В соответствии с действующим до 2005 г. жилищным законодательством, а именно со ст. 109 ЖК РСФСР порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Основанием для вселения в общежитие по действующему до /дата/ жилищному законодательству, являлся ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии. Вышеуказанная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного суда от /дата/,. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ». Согласно ч.11 ст.154 Федерального закона от /дата/ №122-ФЗ право собственности муниципального образования на общежитие, расположенное по адресу: <адрес> возникло с момента утверждения Акта приема-передачи от /дата/ Однако, общежитие по адресу: <адрес> принадлежит муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, а именно с /дата/, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Данная позиция подтверждена Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от /дата/ Согласно технического паспорта здания (строения), выданного БТИ, жилые помещения по вышеуказанному адресу не являются квартирами. Жилое помещение № является структурно обособленным помещением, состоящее из двух комнат, в котором отсутствуют помещения вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении отсутствует кухня. Более того, ванная и туалет отнесены к подсобным помещениям. Из приведенного выше следует, что жилые помещения данного общежития не соответствуют приведенным требованиям, установленные действующим законодательством, относящимся как к комнате, так и к квартире. Здание общежития находится в значительном отдалении (через магистраль <данные изъяты>) от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ. Из вышеизложенного следует сделать вывод, что положения ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" распространяются лишь на жилые помещения в общежитиях, которые были переданы в муниципальную собственность до /дата/ (т.е до вступления в силу ЖК РФ). Если же они были переданы после этой даты, как в данной ситуации, к ним положения указанной статьи применяться не могут. С гражданами, которые не обеспечены жильем в соответствующем населенном пункте, на период их работы или учебы заключается договор найма жилого помещения в общежитии. Таким образом, все договоры между истцами и ОАО «НПО Энергомаш» являются ничтожными, поскольку трудовых отношений у истцов с органами местного самоуправления (собственником) не имеется. Согласно представленных договоров, проживание истцов в спорном жилом помещении носило временный характер, так как были заключены сроком на 1 год. Следует отметить, что указанные договоры по своей сущности являются договорами найма специализированного жилого помещения, которые отвечают требованиям ряда статей ЖК РФ. Истцы имеют право пользования жилым помещением по месту своей постоянной регистрации и это право сохраняют до настоящего времени. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно на каких-либо иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе в общежитие. Регистрация по месту жительства является одним из доказательств наличия права пользования жилым помещением на законных основаниях. Таким образом, право пользования спорным жилым помещение истцы не приобрели, заключение временных договоров найма жилого помещения между истцами и ОАО «НПО Энергомаш» не означает; что истцы приобрели право нанимателя по договору социального найма спорного жилого помещения и впоследствии могут приобрести право собственности на спорное жилое помещение.
Представитель 3-его лица ОАО «НПО Энергомаш», надлежащим образом извещенные о дне времени и месте судебного разбирательства не явились, суду направили отзыв, в котором исковые требования считает подлежащими удовлетворению, так как истцы правомерно проживают по адресу: <адрес>.
Представитель 3-его лица МП «ДЕЗ ЖКУ», надлежащим образом извещенные о дне времени и месте судебного разбирательства не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель 3-его лица Управление опеки и попечительства, в судебное заседание явилась, исковые требования считает подлежащими удовлетворению, так как истцы правомерно проживают по адресу: <адрес>.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитии, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как усматривается из материалов дела, решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области № от /дата/ построенному по типовому проекту 16-ти этажному блочному зданию на 960 койко-мест, расположенному по адресу: <адрес>, принятому в эксплуатацию государственной комиссией /дата/, введенному КБ Энергомаш присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест.
Согласно распоряжению Мингосимущества России от /дата/ №-р, общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от /дата/ №-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности.
/дата/ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от /дата/ № «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>- было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от /дата/
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от /дата/ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, распложенные по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко».
Постановлением Главы г.о. <адрес> № от /дата/ в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от /дата/ № внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, с /дата/
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области /дата/ подтверждается, что 16-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью 12071,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от /дата/ № и акта приема-передачи от /дата/, о чем в ЕГРП /дата/ сделана запись регистрации за №.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
/дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и Семеновой И.В. (наниматель) был заключен договор № найма жилого помещения в общежитии ОАО «НПО Энергомаш», предметом которого являлось предоставление наймодателем нанимателю жилой площади в размере 6 кв.м. (1 койко-место) для проживания в общежитие коечного типа по адресу: <адрес>. Срок действия данного договора был установлен со дня подписания договора и действовал до /дата/
/дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и Семеновой И.В. (наниматель) был заключен договор № найма жилого помещения в общежитии ОАО «НПО Энергомаш», предметом которого являлось предоставление наймодателем нанимателю жилой площади в размере 12 кв.м. (2 койко-места) для проживания в общежитие коечного типа по адресу: <адрес>. Срок действия данного договора был установлен со дня подписания договора и действовал до /дата/
/дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и Семеновой И.В. (наниматель) был заключен договор № найма жилого помещения в общежитии ОАО «НПО Энергомаш», предметом которого являлось предоставление наймодателем нанимателю жилой площади в размере 12 кв.м. (2 койко-места) для проживания в общежитие коечного типа по адресу: <адрес>. Срок действия данного договора был установлен со дня подписания договора и действовал до /дата/
Судом установлено, что Семенова И.В., несовершеннолетняя ФИО1 постоянно проживают по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельство подтверждается, следующими доводами суда.
Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1, статьей 3 (абзац 1) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства.
В судебном заседании достоверно и объективно установлено, что истица Семенова И.В., несовершеннолетняя ФИО1 проживают по адресу: <адрес>, оплачивают проживание, что подтверждается справкой об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, из чего вытекает, что они осуществляют пользование данным жилым помещением.
Факт проживания истцом Семеновой И.В., несовершеннолетней ФИО1, в вышеуказанной квартире подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания № в период с /дата/ по /дата/, свидетельством о регистрации по месту пребывания № в период с /дата/ по /дата/, по адресу: <адрес>, в которых указаны Семенова И.В., и впоследствии ФИО1, заявлением об обращении Семеновой И.В. в Администрацию г.о. Химки с просьбой передать в собственность, в порядке приватизации, при этом фактическое проживание истца и членов ее семьи по адресу: <адрес> не оспаривается ответчиком.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
В виду того, что истцом заключался договор социального найма, она вселена в спорное жилое помещение на законных основаниях, фактически проживает там, суд признает за Семеновой И.В. и несовершеннолетней ФИО1 право пользования спорным жилым помещением.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 2 ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такою жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилою помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Как следуем из представленных суду материалов, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. Академика В.П.Глушко, расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитет Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области № от /дата/ построенному по типовому проекту 16 этажному блочному зданию на 960 койко-мест, расположенному по адресу: <адрес>, принятому в эксплуатацию государственной комиссией /дата/ присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест.
Согласно распоряжению Мингосимущества России от /дата/ №-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.
/дата/ во исполнение распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от /дата/ № «О безвозмездной передаче имущества, составляющею государственную казну РФ», в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от /дата/
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от /дата/ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес> приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. академика В.П. Глушко».
Постановлением Главы г.о. <адрес> № от /дата/ в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от /дата/ № внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.II. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные но адресу: <адрес>, г.о. Химки, <адрес>. с /дата/
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области /дата/ подтверждается, что 16-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью 12071,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от /дата/ № и акта приема-передачи от /дата/. о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /дата/ сделана запись регистрации за №.
Указом Президента РФ от 10.01.93 г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено при приватизации предприятии, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищною фонда.
Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. Академика В.П.Глушко», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.98г. №132-р объяты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в сослан приватизируемого имущества предприятий, согласно п.1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от 23.12.02 г. № 4411-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> пошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от /дата/ №-р общежитие было оставлено на балансе ОАО НПО «Энергомаш» для совместною использования с местной администрацией.
Передача общежитии, как объектов федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ от 22.08.2004г.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-0-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Абзацем 31 ч.11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности па имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным: имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
Распоряжением Росимушестна РФ № 473 от 14 мая 2007 года указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.
Из п.п. 3. 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (ею уполномоченными территориальными управлениями).
Как установлено в ходе судебного разбирательства Семенова И.В. обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Химки с просьбой передать ей и собственность в порядке приватизации жилое помещение по адресу: <адрес>, однако письмом истцу отказано в удовлетворении ее просьбы, указав, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», что она может приватизировать жилое помещение без условия заключения договора социального найма.
Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитии в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленным для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления укачанных документов.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется и соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (с 1. 61 ЖК РФ).
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает Истец, представляет собой отдельную комнату в квартире № общей площадью жилых помещений <данные изъяты> кв.м. (по данным техпаспорта БТИ), что полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.
Довод Ответчика о том, что в квартире отсутствует кухня, и здание находится в значительном отдалении (через магистраль <данные изъяты>) от жилой зоны, расположено па территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ, в связи с чем, следует отказать в удовлетворении иска, суд отклоняет как необоснованный, поскольку не имеет правового значения для разрешения данного конкретного спора.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт; что жилое помещение, занимаемое Истцом, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московском области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона. Истец был вселен в спорное жилое помещение на основании договоров найма жилого помещения в общежитии, фактически проживал в нем. что подтверждается представленными Истцом доказательствами, оплачивал указанное жилое помещение.
Спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования.
Удовлетворяя требования истца, суд исходит из того, что у Истца возникли правоотношения с Администрацией г.о. Химки, которая является собственником жилого здания №33 регулируемые нормами о договоре социального найма.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений к государственном и муниципальном жилищном фонде.
Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть откачано в приватизации занимаемых ими жилых помещений па предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Статья 2 упомянутого выше Закона предусматривает, что граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечет, оснований, по которым может быть откачано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в ст. 4 раздела 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищною фонда в Российской Федерации», а именно не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда иди уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передай жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
При этом Конституционный суд РФ Постановлением от 15.06.2006г. № 6-П признал не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 19 (часть 2), положение части первой ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции ст. 12 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищною фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Согласно ст. 8 упомянутого Закона, решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
Как было установлено судом в приватизации спорного жилого помещения истцу Семеновой И.В., ранее не участвующей в приватизации и не имеющей в собственности иного жилого помещения, было отказано.
Как установлено, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006г запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социально) о найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.
Между тем, единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после той даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемою по договору социальною найма, и потому не предопределяет каких-либо особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.
Судом установлено, что правом па приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования истец Семенова И.В. не пользовалась.
Оценивая представленные по делу доказательства каждое в отдельности и в совокупности, принимая во внимание, что спор возник по поводу квартиры, переданной Истцу в соответствии с договором найма, несмотря на то, что договор социального найма заключен не был, однако правоотношения возникли из договора социального найма, суд считает, что отказ Ответчика в передаче помещения истцу в собственность, не может служить основанием к ограничению жилищных прав Истца, в том числе и права последней на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», (п.5) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требовании и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» предусмотрено, что гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия им на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Согласно Постановлению Конституционного Суда от /дата/ №-П органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования Семеновой И.В. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Семеновой И. В. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка дочери ФИО1 к Администрации городского округа Химки о признании права пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещении в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Семеновой И. В., ФИО1 право пользования жилым помещением комнатой, площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире № по адресу: <адрес>.
Признать за Семеновой И. В., ФИО1 право общей долевой собственности на жилое помещение, комнату, площадью 12 кв.м. в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> порядке приватизации (бесплатно).
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2010 г.
Судья: В.А. Татаров