Дело №12-858/2018
РЕШЕНИЕ
19 октября 2018 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области (Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15) Корчева А.С., с участием Иванова С.В., представителя Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ Полещиковой И.Г.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Иванова С.В. на постановление №18-13464/3110 от 10 сентября 2018 года, вынесенное заместителем управляющего Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ Балуевой Е.П.
в отношении должностного лица <данные изъяты> <данные изъяты>»
Иванова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
установил:
21 августа 2018 года консультантом отдела надзора за СРО Управления надзора за микрофинансовым рынком Департамента микрофинансового рынка ФИО1 в отношении должностного лица <данные изъяты>» Иванова С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7.3 КоАП РФ, за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В поданной в порядке пересмотра жалобе Иванов С.В., не соглашаясь с постановлением, просит его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, по тем основаниям, что был пропущен срок предоставления информации о составе Дисциплинарного комитета на 2 рабочих дня.
Истребованные подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 02 октября 2018 года.
Срок обжалования постановления не пропущен.
В судебном заседании Иванов С.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнив, что имелся незначительный срок предоставления необходимой информации, правонарушение совершено впервые, Дисциплинарный комитет не является органом управления саморегулируемой организации, их функция сводится к применению мер дисциплинарного к членам СРО.
Представитель Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ полагала постановление законным и обоснованным, указав, что вопрос о малозначительности решался при вынесении постановления, и не было оснований для его применения.
Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав, лиц участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1, 9 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется Банком России в установленном им порядке.
Саморегулируемая организация представляет отчетность в Банк России. Содержание отчетности, форма, порядок и сроки ее представления устанавливаются Банком России.
Указанием Банка России от 13.01.2017 N 4262-У были утверждены содержание, форма, порядок и сроки представления в Банк России отчетности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка".
Отчетность по форме 0420851 "Отчет о персональном составе органов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка" представляется в Банк России не позднее пяти рабочих дней со дня назначения (избрания) руководителя (члена) постоянно действующего коллегиального органа управления, специализированного органа, иного органа (при наличии) саморегулируемой организации и (или) изменения иных сведений, содержащихся в разделе II Отчета.
Как следует из материалов дела, 31 июля 2018 года <данные изъяты>» было принято решение об исключении из числа членов <данные изъяты>» ФИО2 и об избрании в состав <данные изъяты>», что повлекло изменение иных сведений, содержащихся в отчете, потому не позднее 07 августа 2018 года <данные изъяты>» обязан был представить соответствующие сведения, однако Отчет был представлен 09 августа 2018 года, то есть с нарушением на два дня.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, отчетом, скириншотами с сайта, программы, иными письменными доказательствами.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ, положения об организации Иванов С.В. является исполнительным директором, и является единоличным исполнительным органом Союза, осуществляет руководство текущей деятельностью.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судом установлено ненадлежащее исполнения своих служебных обязанностей Ивановым С.В., выразившееся в несоблюдении требований законодательства Российской Федерации о микрофинансовых организациях при направлении информации об изменении в структуре <данные изъяты>».
Таким образом, административным органом доказаны событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, судья считает установленной и доказанной вину Иванова С.Вю в совершении указанного правонарушения.
Вместе с тем, судья находит заслуживающими внимание доводы жалобы о наличии правовых оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ по следующим основаниям.
Поскольку в силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на конституционных принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административное правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П).
При отсутствии у судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, полномочий по наложению административного наказания ниже низшего предела, определенного соответствующей административной санкцией, по существу, единственным известным действующему административно-деликтному законодательству вариантом, позволяющим избежать чрезмерного (избыточного) ограничения имущественных прав должностного лиц при применении административных штрафов, является предусмотренная статьей 2.9 КоАП Российской Федерации возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства. Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
В рассматриваемом случае срок предоставлении Отчета об изменении состава Дисциплинарного комитета в Банк России пропущен незначительно и составил лишь 2 дня, Дисциплинарный комитет не входит в орган управления Союза, его основной задачей является рассмотрение применения мер в отношении членов Союза при несоблюдении требований стандартов, документов.
С учетом конкретных обстоятельств дела, судья считает, что правонарушение со стороны Иванова С.В. не обусловлено пренебрежительным отношением к исполнению служебных обязанностей и не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Доказательств, свидетельствующих о причинении какого-либо вреда действиями (бездействием) Иванова С.В., как и доказательств пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей не представлено.
Помимо изложенного, исходя из принципов соразмерности и справедливости наказания, невозможности назначения наказания ниже пределов установленных санкцией статьи, а также разумного баланса публичного и частного интересов, судья приходит к выводу о возможности освободить Иванова С.В. от административной ответственности, поскольку наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, даже с учетом характера правонарушения будет являться чрезмерно суровым.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление №18-13465/3110 от 10 сентября 2018 года, вынесенное заместителем управляющего Отделением по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ Балуевой Е.П. в отношении должностного лица <данные изъяты>» Иванова С.В. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 19.7.3 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, отменить.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить Иванова С.В. от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и объявить устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Иванова С.В. прекратить.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, прокурором принесен протест в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.С. Корчева