Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1601/2021 ~ М-1382/2021 от 24.06.2021

Дело № 2а-1601/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ульяновск                                                                                04 августа 2021 года

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тарановой А.О.,

при секретаре Токуновой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сычева М.А. обратился к                           ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области о признании акта об изъятии корреспонденции незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Сычев М.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области (далее по тексту ФКУ СИЗО-1),                  УФСИН России по Ульяновской области о признании акта об изъятии корреспонденции незаконным.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ФКУ СИЗО-1 был составлен акт об изъятии корреспонденции в связи с выявлением в данном письме сведений, которые могут повлиять установлению истины по делу. Письмо написано в адрес «<данные изъяты>». В письме приведены сведения о заседаниях с его участием.

Указывает, что письмо было проверено цензором и в связи с отсутствием нарушений направлено адресату. Со слов сотрудников ФКУ СИЗО-1 ему стало известно о том, что письмо привезли сотрудники ФСБ после его изъятия из редакции.

Сотрудниками ФКУ СИЗО-1 был составлен акт об изъятии данного письма, со ссылкой на то, что сведения, содержащиеся в письме, могут воспрепятствовать установлению истины по делу, который, по мнению административного истца, является незаконным и необоснованным.

На основании изложенного просит отменить акт об изъятии от ДД.ММ.ГГГГ как незаконный и обязать ФКУ СИЗО-1 направить письмо адресату.

Административный истец Сычев М.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска. Указал на нарушение 3-хдневного срока для составления акта об изъятии его письма.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Ульяновской области Рабани Д.Г. административные исковые требования не признал в полном объеме, представив возражения, в которых подробно изложена позиция.

Представители заинтересованного лица ФСИН России, административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области Гасанов М.С., Мошков А.Ю. просил отказать в удовлетворении административного иска.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, Сычев М.А. содержится в ФКУ СИЗО-1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Административный истец был ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями при содержании ФКУ СИЗО-1, о чем имеется его подпись.

Как указывает Сычев М.А., им было написано письмо в адрес «<данные изъяты>», в котором приведены сведения о заседаниях с его участием, и после проверки цензором в связи с отсутствием нарушений направлено адресату. Однако впоследствии ему стало известно со слов сотрудников ФКУ СИЗО-1 о том, что письмо привезли сотрудники ФСБ после изъятия последнего из редакции, и сотрудниками ФКУ СИЗО-1 был составлен акт об изъятии данного письма, со ссылкой на то, что сведения, содержащиеся в письме, могут воспрепятствовать установлению истины по делу.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 был составлен и подписан акт изъятия корреспонденции в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

ДД.ММ.ГГГГ акт был утвержден начальником ФКУ СИЗО-1, в тот же день            Сычев М.А. был ознакомлен с актом под роспись, копия ему вручена.

В тот же день копия акта изъятия корреспонденции и письмо были направлены следователю Первого следственного отдела третьего следственного управления (с дислокацией в г. Нижний Новгород) ГСУ СК РФ для дальнейшего рассмотрения и принятия решения.

Считая акт об изъятии данного письма незаконным и необоснованным, обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту Закон) подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых.

Переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело (часть 2 статьи 20 Закона).

В силу ч. 3 ст. 20 Закона письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело.

Вручение писем, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производятся администрацией места содержания под стражей не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым или обвиняемым, за исключением праздничных и выходных дней. При необходимости перевода письма на государственный язык Российской Федерации или государственный язык субъекта Российской Федерации срок передачи письма может быть увеличен на время, необходимое для перевода.

Приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года №189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее по тексту Правила).

Пунктом 80 Правил предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым разрешается отправлять и получать телеграммы и письма без ограничения их количества.

Отправление и получение подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм и писем осуществляется за их счет через администрацию СИЗО (пункт 81 Правил).

В соответствии с п. 83 Правил письма и заполненные бланки телеграмм от подозреваемых и обвиняемых принимаются представителем администрации ежедневно. Письма принимаются только в незапечатанных конвертах с указанием на них фамилии, имени, отчества отправителя и почтового адреса СИЗО.

Согласно п. 88 Правил, письма и телеграммы, адресованные находящимся на свободе подозреваемым и обвиняемым, потерпевшим, свидетелям преступления, содержащие какие-либо сведения по уголовному делу, оскорбления, угрозы, призывы к расправе, совершению преступления или иного правонарушения, информацию об охране СИЗО, его сотрудниках, способах передачи запрещенных предметов и другие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело.

В соответствии с пунктом 87 Правил вручение писем и телеграмм, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производятся администрацией СИЗО не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым или обвиняемым, за исключением праздничных и выходных дней.

Приказом Министерства юстиции РФ от 16 августа 2006 года №264-дсп в учреждениях уголовно-исполнительной системы вводятся должности инспекторов по проверке корреспонденции (цензоров), которыми осуществляется цензура. Они входят в состав оперативных отделов учреждений. Иными подразделениями цензура не осуществляется.

Так, как установлено судом, акт об изъятии почтовой корреспонденции подписан старшим оперуполномоченным ОО ФКУ СИЗО-1 В.А. Царевым, оперуполномоченным ОО ФКУ СИЗО-1 М.С. Новиковым, младшим инспектором по проверке и доставке корреспонденции оперативного отдела ФКУ СИЗО-1                С.Н. Дарьиной, то есть лицами, являющимися сотрудниками ФКУ СИЗО-1.

Из представленной выписки из Приказа МЮ РФ от 16.08.2006 №264-ДСП (пункт 19) следует, что об изъятии корреспонденции составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается цензором, оперативным сотрудником и утверждается начальником учреждения УИС или лицом, его замещающим, с уведомлением осужденного или лица, содержащегося под стражей.

В материалы административного дела представлены должностные инструкции на каждого из сотрудников.

В частности, в соответствии с п. 26 Должностной инструкции в обязанности младшего инспектора по проверке и доставке писем оперативного отдела              ФКУ СИЗО-1 входит: письма, содержащие сведения, не подлежащие разглашению, передавать в оперативный отдел, корреспонденцию, содержащую сведения по уголовному делу пересылать в следственные органы.

ДД.ММ.ГГГГ копия акта изъятия корреспонденции и письмо были направлены следователю Первого следственного отдела третьего следственного управления (с дислокацией в г. Нижний Новгород) ГСУ СК РФ для дальнейшего рассмотрения и принятия решения за номером .

Из ответа следователя усматривается, что из текста письма Сычева М.А. усматриваются ложные сведения негативного характера в отношении представителя потерпевшего, адресованные в СМИ с целью оказать давление на изобличающих его свидетелей обвинения и представителя потерпевшего. Обращает внимание, что ранее в ходе предварительного следствия имели место быть аналогичные действия административного истца. Изъятие данного письма сотрудниками ФКУ СИЗО-1 совершено с целью недопущения незаконных действий Сычева М.А., направленных на оказание давления на свидетелей обвинения, представителя потерпевшего и пресечения незаконных действий Сычева М.А. по воспрепятствованию следствию в установлении истины по делу.

Относительно конверта, в котором содержалось письмо, материалами дела установлено, что конверт следователю не направлялся, согласно ответу ФКУ СИЗО-1 хранение пустых конвертов не предусмотрено.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что положения действующего законодательства стороной административного ответчика соблюдены надлежащим образом.

Доводы административного истца об обратном судом отклоняются.

Доводы Сычева М.А. о том, что нарушен срок составления акта об изъятии от ДД.ММ.ГГГГ, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел.

Из содержания ч. 1 ст. 219 КАС РФ следует, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с этим, учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Сычева М.А. об отмене акта об изъятии его письма от ДД.ММ.ГГГГ как незаконного и обязании ФКУ СИЗО-1 направить письмо адресату.

Таким образом в удовлетворении административного иска Сычева М.А. к           ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,                      ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                       ░░░░░░░                                             ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                                                                                  ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░/░                                                                                      ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-1601/21 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░.

2а-1601/2021 ~ М-1382/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сычев М.А.
Ответчики
ФКУ СИЗО-1УФСИН России по Ульяновской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Таранова А. О.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
24.06.2021Регистрация административного искового заявления
24.06.2021Передача материалов судье
29.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Подготовка дела (собеседование)
08.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.08.2021Судебное заседание
18.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2021Дело оформлено
22.09.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее