Дело № 2а-1534/2018
3.159 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании взносов в ПФ,
Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 19 апреля 2018 года
Ленинский районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Маньковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Володиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Часовских Ирине Юрьевне о взыскании страховых взносов и пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Воронежа обратилась в суд с требованиями к Часовских Ирине Юрьевне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в сумме 28 333 рубля 41 копейка, из которых:
-12 227 рублей 88 копеек - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии;
-2 398 рублей 55 копеек - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
-13 335 рублей 99 копеек - пени на страховую часть трудовой пенсии;
-370 рублей 99 копеек - пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Мотивируя заявленные в иске требования, указывала в иске на то, что ответчик являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования, зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с 08 октября 2004 года, утратила статус индивидуального предпринимателя с 17 августа 2016 года, в связи с принятием ею соответствующего решения.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
В 2016 году плательщик страховых взносов был обязан уплатить:
-страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере:
если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей - МРОТ х 26,0% х 12 (за 2016-19356,48 рублей).
если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей - (МРОТ *26,0 % *12) + 1 % от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., но не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
- (за 2016 г. 19356,48 + 1% от суммы дохода, но не более 154851,84 руб.),
- страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере МРОТ х 5.1 % х 12 (за 2016 - 3796,85 руб.).
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов таким плательщиком страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно. В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным указанным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
По состоянию на 11 августа 2016 года у ответчика имелась неоплаченная недоимка по страховым взносам за 2016 год в сумме: 142 026 рублей 89 копеек.
На неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 14 ноября 2015 года по 11 августа 2016 года в сумме 13 400 рублей 31 копейка.
По состоянию на 01 ноября 2016 года у ответчика имелась недоимка по страховым взносам за 2016 год, с учетом взносов, рассчитанных от дохода, в сумме: 14 626 рублей 43 копейки.
На неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 01 сентября 2016 года по 01 ноября 2016 года в сумме 306 рублей 67 копеек.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 01 ноября 2016 года № 046S01160222660, от 11 августа 2016 года № 4603640019956. До настоящего времени страховые взносы и пени не уплачены.
27 декабря 2016 года в отношении Часовских И.Ю. мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района Воронежской области был вынесен судебный приказ. 05 мая 2017 года в соответствии со ст. 129 ГПК РФ судебный приказ был отменен. Дата поступления определения об отмене судебного приказа в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации 29 мая 2017 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, в связи с чем истец просит восстановить срок подачи административного искового заявления в связи с поступлением определения об отмене судебного приказа в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г.Воронежа 29 мая 2017 года.
Представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании просил пропущенный процессуальный срок восстановить, так как пропущен не по вине инспекции и по уважительной причине, а исковые требования удовлетворить как законные и обоснованные.
Представитель заинтересованного лица - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Воронеже в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Административный ответчик Часовских И.Ю. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежаще в установленном законом порядке, судебная телеграмма не доставлена, адресат по извещениям за телеграммой не является.
Суд в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На момент вынесения решения и до 1 января 2017 года, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года).
Согласно пп."б" ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1, ч. 2 ст. 18 Закона N 212-Ф).
Согласно статье 3 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов). Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией соответственно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.
При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года направляет плательщику страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате недоимки, которое в соответствии с частью 5 указанной статьи должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов не указан в этом требовании.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования на основании пп.2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения взыскиваемой задолженности, и была зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда РФ с 08 октября 2004 года.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2). Пунктами 1, 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года предусмотрены следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Ответчик утратила статус индивидуального предпринимателя с 17 августа 2016 года.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Течение срока согласно части 2 статьи 4 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, в соответствии с частью 4.1 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (часть 8 статьи 16).
Согласно сведениям, имеющимся в иске, у ответчицы по состоянию на 05 июля 2016 года имелась неоплаченная недоимка по страховым взносам за 2016 год в сумме: 142 026 рублей 89 копеек, в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии – 138 627 рублей 84 копейки; страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -3 399 рублей 05 копеек.
На неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 14 ноября 2015 года по 11 августа 2016 года в сумме 13 400 рублей 31 копейка, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии -13 079 рублей 61 копейка; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -320 рублей 70 копеек.
По состоянию на 11 ноября 2016 года ответчику была начислена недоимка по страховым взносам за 2016 год, с учетом взносов, рассчитанных от дохода, в общей сумме 14 626 рублей 43 копейки, в том числе: страховые взносы в Пенсионный фонд – 12 227 рублей 88 копеек, страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2 398 рублей 55 копеек.
На неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 01 сентября 2016 года по 01 ноября 2016 года в сумме 306 рублей 67 копеек, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии- 256 рублей 38 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -50 рублей 30 копеек.
Таким образом, административный истец просил взыскать с административного ответчика 28 333 рубля 41 копейка, из которых:
-12 227 рублей 88 копеек - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии;
-2 398 рублей 55 копеек - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
-13 335 рублей 99 копеек - пени на страховую часть трудовой пенсии;
-370 рублей 99 копеек - пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
При этом пени были исчислены с задолженности по требованиям, не предъявленным ко взысканию.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ в обязанность суда входит проверка соблюдения органом, обратившимся с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно положениям ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Аналогичный срок предъявления требований о взыскании обязательных платежей и санкций установлен в ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.287 НК РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Согласно ч.4 и ч.6 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что 01 ноября 2016 года Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже было вынесено требование № 046S01160222660 об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за налоговый период 2016 года по состоянию на 01 ноября 2016 года на сумму 14 933 рубля 10 копеек, с возложением на Часовских И.Ю. обязанности уплатить в срок до 21 ноября 2016 года (л.д.19).
11августа 2016 года Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже в отношении ответчика было выставлено требование № 04603640019956 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за налоговый период 2016 года по состоянию на 11 августа 2016 года на сумму 13 400 рублей 31 копейка, с возложением обязанности уплатить в срок до 30 августа 2016 года (л.д.18).
По утверждению административного истца требования были направлены ответчику Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже, вместе с тем доказательств в обоснование данных доводов представлено не было.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 апреля 2010 года N 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.
Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеж обратилось к мировому судье судебного участка № 4 в Ленинском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании страховых взносов и пени в общей сумме 28 333 рубля 41 копейка.
В связи с неоплатой задолженности в добровольном порядке 27 декабря 2016 года мировым судьей судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № СП-2-2424/2016 о взыскании с ответчика в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже недоимки по страховым взносов и пени в сумме 28 333 рубля 41 копейка.
05 мая 2017 года мировым судьей судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области было вынесено определение об отмене судебного приказа от 27 декабря 2016 года о взыскании с ответчицы в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже недоимки по страховым взносам и пени.
В соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года, а также п. 3, 5.7 Порядка обмена информацией отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 21 сентября 2016 года №ММВ-23-1/12@ЗИ от 22 июля 2016 года, УПФР в г. Воронеже направило в адрес ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа документы для взыскания задолженности в судебном порядке: письмо от 09 июня 2017 года № 07-30-34/17067, в связи с чем, данные документы поступили в ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа 13 июня 2017 года (л.д.11).
Административный истец, указывая на данное обстоятельство, а также на то, что определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 24 октября 2017 года по административному иску МФНС России по Ленинскому району г.Воронежа к Часовских И.Ю. о взыскании страховых взносов и пени, административное исковое заявление оставлено без рассмотрения и сторонам разъяснено, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным иском в общем порядке, полагает данные обстоятельства уважительными причинами для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В случае отмены судебного приказа, указанный в положениях ч. 2 ст. 21 Закона о страховых взносах, срок подлежит исчислению с даты, следующей за днем отмены судебного приказа.
Таким образом, по смыслу данной статьи право обращения в суд с иском о взыскании недоимки по страховым взносам в течение 6 месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа предусмотрено в случае соблюдения срока обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и его последующей отмены по заявлению должника.
Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч. 1 ст. 94 КАС РФ).
Ч. 1 ст. 95 КАС РФ предусматривает возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока, установленного Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом.
Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
В силу п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства и имеющиеся в материалах дела документы, свидетельствующие о том, что шестимесячный срок на обращение в суд с иском административным истцом был пропущен, поскольку административный иск поступил в суд 30 января 2018 года, суд приходит к выводу, что установленный законом срок для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями был пропущен.
Законных оснований для удовлетворения требований, изложенных в заявлении о восстановления срока, не имеется, объективных причин, препятствующих ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа, являющейся государственным органом (со сформированным согласно штатному расписанию юридическим отделом), на которого возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением налогоплательщиками и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, своевременному обращению в суд в установленные законом сроки с надлежащим образом подготовленными документами, по делу не установлено. При этом суд также учитывает, что в сопроводительном письме, направленном истцу из УПФ (ГУ) РФ, указывалось на срок для принудительного взыскания до 05 ноября 2017 года, однако, данное разъяснение не было принято истцом во внимание.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа утратила право на принудительное взыскание с ответчика спорной задолженности по страховым взносам и пени и полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать именно по данному основанию.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Часовских Ирине Юрьевне о взыскании страховых взносов и пени, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Манькова Е.М.
Дело № 2а-1534/2018
3.159 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании взносов в ПФ,
Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 19 апреля 2018 года
Ленинский районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Маньковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Володиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Часовских Ирине Юрьевне о взыскании страховых взносов и пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Воронежа обратилась в суд с требованиями к Часовских Ирине Юрьевне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в сумме 28 333 рубля 41 копейка, из которых:
-12 227 рублей 88 копеек - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии;
-2 398 рублей 55 копеек - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
-13 335 рублей 99 копеек - пени на страховую часть трудовой пенсии;
-370 рублей 99 копеек - пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Мотивируя заявленные в иске требования, указывала в иске на то, что ответчик являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования, зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с 08 октября 2004 года, утратила статус индивидуального предпринимателя с 17 августа 2016 года, в связи с принятием ею соответствующего решения.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
В 2016 году плательщик страховых взносов был обязан уплатить:
-страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере:
если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей - МРОТ х 26,0% х 12 (за 2016-19356,48 рублей).
если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей - (МРОТ *26,0 % *12) + 1 % от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., но не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
- (за 2016 г. 19356,48 + 1% от суммы дохода, но не более 154851,84 руб.),
- страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере МРОТ х 5.1 % х 12 (за 2016 - 3796,85 руб.).
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов таким плательщиком страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно. В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным указанным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
По состоянию на 11 августа 2016 года у ответчика имелась неоплаченная недоимка по страховым взносам за 2016 год в сумме: 142 026 рублей 89 копеек.
На неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 14 ноября 2015 года по 11 августа 2016 года в сумме 13 400 рублей 31 копейка.
По состоянию на 01 ноября 2016 года у ответчика имелась недоимка по страховым взносам за 2016 год, с учетом взносов, рассчитанных от дохода, в сумме: 14 626 рублей 43 копейки.
На неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 01 сентября 2016 года по 01 ноября 2016 года в сумме 306 рублей 67 копеек.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 01 ноября 2016 года № 046S01160222660, от 11 августа 2016 года № 4603640019956. До настоящего времени страховые взносы и пени не уплачены.
27 декабря 2016 года в отношении Часовских И.Ю. мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района Воронежской области был вынесен судебный приказ. 05 мая 2017 года в соответствии со ст. 129 ГПК РФ судебный приказ был отменен. Дата поступления определения об отмене судебного приказа в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации 29 мая 2017 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, в связи с чем истец просит восстановить срок подачи административного искового заявления в связи с поступлением определения об отмене судебного приказа в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г.Воронежа 29 мая 2017 года.
Представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании просил пропущенный процессуальный срок восстановить, так как пропущен не по вине инспекции и по уважительной причине, а исковые требования удовлетворить как законные и обоснованные.
Представитель заинтересованного лица - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Воронеже в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Административный ответчик Часовских И.Ю. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежаще в установленном законом порядке, судебная телеграмма не доставлена, адресат по извещениям за телеграммой не является.
Суд в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На момент вынесения решения и до 1 января 2017 года, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года).
Согласно пп."б" ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1, ч. 2 ст. 18 Закона N 212-Ф).
Согласно статье 3 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов). Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией соответственно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.
При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года направляет плательщику страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате недоимки, которое в соответствии с частью 5 указанной статьи должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов не указан в этом требовании.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования на основании пп.2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения взыскиваемой задолженности, и была зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда РФ с 08 октября 2004 года.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2). Пунктами 1, 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года предусмотрены следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Ответчик утратила статус индивидуального предпринимателя с 17 августа 2016 года.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Течение срока согласно части 2 статьи 4 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, в соответствии с частью 4.1 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (часть 8 статьи 16).
Согласно сведениям, имеющимся в иске, у ответчицы по состоянию на 05 июля 2016 года имелась неоплаченная недоимка по страховым взносам за 2016 год в сумме: 142 026 рублей 89 копеек, в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии – 138 627 рублей 84 копейки; страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -3 399 рублей 05 копеек.
На неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 14 ноября 2015 года по 11 августа 2016 года в сумме 13 400 рублей 31 копейка, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии -13 079 рублей 61 копейка; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -320 рублей 70 копеек.
По состоянию на 11 ноября 2016 года ответчику была начислена недоимка по страховым взносам за 2016 год, с учетом взносов, рассчитанных от дохода, в общей сумме 14 626 рублей 43 копейки, в том числе: страховые взносы в Пенсионный фонд – 12 227 рублей 88 копеек, страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2 398 рублей 55 копеек.
На неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени за период с 01 сентября 2016 года по 01 ноября 2016 года в сумме 306 рублей 67 копеек, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии- 256 рублей 38 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -50 рублей 30 копеек.
Таким образом, административный истец просил взыскать с административного ответчика 28 333 рубля 41 копейка, из которых:
-12 227 рублей 88 копеек - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии;
-2 398 рублей 55 копеек - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
-13 335 рублей 99 копеек - пени на страховую часть трудовой пенсии;
-370 рублей 99 копеек - пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
При этом пени были исчислены с задолженности по требованиям, не предъявленным ко взысканию.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ в обязанность суда входит проверка соблюдения органом, обратившимся с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно положениям ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Аналогичный срок предъявления требований о взыскании обязательных платежей и санкций установлен в ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.287 НК РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Согласно ч.4 и ч.6 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что 01 ноября 2016 года Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже было вынесено требование № 046S01160222660 об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за налоговый период 2016 года по состоянию на 01 ноября 2016 года на сумму 14 933 рубля 10 копеек, с возложением на Часовских И.Ю. обязанности уплатить в срок до 21 ноября 2016 года (л.д.19).
11августа 2016 года Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже в отношении ответчика было выставлено требование № 04603640019956 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за налоговый период 2016 года по состоянию на 11 августа 2016 года на сумму 13 400 рублей 31 копейка, с возложением обязанности уплатить в срок до 30 августа 2016 года (л.д.18).
По утверждению административного истца требования были направлены ответчику Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже, вместе с тем доказательств в обоснование данных доводов представлено не было.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 апреля 2010 года N 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.
Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеж обратилось к мировому судье судебного участка № 4 в Ленинском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании страховых взносов и пени в общей сумме 28 333 рубля 41 копейка.
В связи с неоплатой задолженности в добровольном порядке 27 декабря 2016 года мировым судьей судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № СП-2-2424/2016 о взыскании с ответчика в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже недоимки по страховым взносов и пени в сумме 28 333 рубля 41 копейка.
05 мая 2017 года мировым судьей судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области было вынесено определение об отмене судебного приказа от 27 декабря 2016 года о взыскании с ответчицы в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже недоимки по страховым взносам и пени.
В соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года, а также п. 3, 5.7 Порядка обмена информацией отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 21 сентября 2016 года №ММВ-23-1/12@ЗИ от 22 июля 2016 года, УПФР в г. Воронеже направило в адрес ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа документы для взыскания задолженности в судебном порядке: письмо от 09 июня 2017 года № 07-30-34/17067, в связи с чем, данные документы поступили в ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа 13 июня 2017 года (л.д.11).
Административный истец, указывая на данное обстоятельство, а также на то, что определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 24 октября 2017 года по административному иску МФНС России по Ленинскому району г.Воронежа к Часовских И.Ю. о взыскании страховых взносов и пени, административное исковое заявление оставлено без рассмотрения и сторонам разъяснено, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным иском в общем порядке, полагает данные обстоятельства уважительными причинами для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В случае отмены судебного приказа, указанный в положениях ч. 2 ст. 21 Закона о страховых взносах, срок подлежит исчислению с даты, следующей за днем отмены судебного приказа.
Таким образом, по смыслу данной статьи право обращения в суд с иском о взыскании недоимки по страховым взносам в течение 6 месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа предусмотрено в случае соблюдения срока обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и его последующей отмены по заявлению должника.
Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч. 1 ст. 94 КАС РФ).
Ч. 1 ст. 95 КАС РФ предусматривает возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока, установленного Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом.
Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
В силу п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства и имеющиеся в материалах дела документы, свидетельствующие о том, что шестимесячный срок на обращение в суд с иском административным истцом был пропущен, поскольку административный иск поступил в суд 30 января 2018 года, суд приходит к выводу, что установленный законом срок для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями был пропущен.
Законных оснований для удовлетворения требований, изложенных в заявлении о восстановления срока, не имеется, объективных причин, препятствующих ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа, являющейся государственным органом (со сформированным согласно штатному расписанию юридическим отделом), на которого возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением налогоплательщиками и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, своевременному обращению в суд в установленные законом сроки с надлежащим образом подготовленными документами, по делу не установлено. При этом суд также учитывает, что в сопроводительном письме, направленном истцу из УПФ (ГУ) РФ, указывалось на срок для принудительного взыскания до 05 ноября 2017 года, однако, данное разъяснение не было принято истцом во внимание.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа утратила право на принудительное взыскание с ответчика спорной задолженности по страховым взносам и пени и полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать именно по данному основанию.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Часовских Ирине Юрьевне о взыскании страховых взносов и пени, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Манькова Е.М.