Дело № 2-16/2021
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2021 г.
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области
в составе:
судьи Пахаревой Н.Ф.
при секретаре Силкиной В.Ю.,
с участием:
истца Керимова С.Д.о.,
представителя ответчика Осиповой Е.В., доверенность <номер> от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по исковому заявлению
Керимова М.Д. к
Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное),
Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Мурманской области
о признании незаконными решений об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в страховой стаж, назначение пенсии,
установил:
Керимов М.Д.о. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ г. Кандалакша), Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее ГУ ОПФ РФ по Мурманской области) о признании незаконными решений об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в страховой стаж, назначение пенсии, мотивируя свои требования следующим. <дата> ему была назначена пенсия по выслуге лет, полагает, что при достижении им в <дата> году возраста 60 лет у него возникло право на получение части страховой пенсии. Также указывает на то, что обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком, следовательно, расчет устанавливаемой пенсии должен производиться с даты возникновения права (<дата> год), а не с даты его обращения (<дата> год) об установлении части страховой пенсии. <дата> он обратился с заявлением о назначении части страховой пенсии, но ему было отказано в её назначении. Полагает, что из его трудового стажа незаконно был исключен период работы на предприятиях СССР с <дата> год, не учтён льготный порядок исчисления трудового стажа в районах Крайнего Севера. Также полагает незаконным то, что не был учтён период его работы в Азербайджане с <дата> по <дата> в связи с отсутствием сведений о периодах, учтенных в стаж компетентным органом Республики Азербайджан, либо о факте отсутствия пенсионного обеспечения на территории указанной республики. Полагает, что достаточным подтверждением является трудовая книжка, в которой зафиксированы сведения о его работе с <дата>. После отказа ГУ УПФ г. Кандалакша в назначении страховой пенсии он обратился с жалобой в ГУ ОПФ РФ по Мурманской области, который также не нашёл оснований для назначения ему страховой пенсии. Полагает данные отказы незаконными. Просит суд признать незаконными решения ГУ УПФ г. Кандалакша <номер> от <дата>, <номер> от <дата> об отказе в назначении пенсии, ответ ГУ ОПФ РФ по Мурманской области № <номер> от <дата>; включить периоды работы с <дата> по <дата> в трудовой стаж, дающий право для назначения части страховой пенсии, а именно: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в <данные изъяты>», с <дата> по<дата> на <данные изъяты>», с <дата> по <дата> на <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в Бакинском управлении, с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в совхозе <данные изъяты> <адрес>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты> <номер>; назначить пенсию с <дата>.
Керимов М.Д.о. в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ГУ УПФ г. Кандалакша Осипова Е.В. в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, указав на то, что на момент подачи заявления о назначении пенсии, требуемый страховой стаж работы составляет <данные изъяты> лет, величина ИПК не менее <данные изъяты>. В трудовой книжке истца имеется запись о периоде работы с <дата> по <дата> на <данные изъяты>, где имеются незаверенные надлежащим образом исправления в дате приказа, с <дата> по <дата>, где штамп предприятия и печать к записи об увольнении не читаются. Вместе с тем, данные периоды работы документально не подтверждены. Кроме того отсутствуют сведения о периодах работы истца, учтённые в стаж компетентным органом Республики Азербайджан, либо о факте отсутствия пенсионного обеспечения Керимова М.Д.о. Согласно представленным документам страховой стаж истца составил <дата>, в связи с чем, <дата> было вынесено решение об отказе в установлении пенсии, а <дата> решение об отказе в установлении пенсии во изменение решения от <дата>. Полагает довод истца о назначении пенсии с <дата> основанным на неправильном толковании норм права.
Представитель ГУ ОПФ РФ по Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, представлен письменный отзыв на иск, в котором с исковыми требованиями Керимова М.Д.о. не согласились.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседании лица, участвующего в деле.
Заслушав Керимова М.Д.о., представителя ответчика Осипову Е.В., изучив материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ N 166 от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначении им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотренных ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 27 июня 2018 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривалось, материалами дела подтверждено, что Керимов М.Д.о. с <дата> является получателем пенсии за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
<дата> истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости.
На момент подачи заявления о назначении пенсии Керимову М.Д.о. исполнился 61 год, требуемый страховой стаж работы для данного возраста с учетом переходных положений, установленных статьёй 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ составлял 11 лет, величина ИПК не менее 18,6.
Решениями от <дата> и <дата> Керимову М.Д.о. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с нормами пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (с учётом пункта 6 части 3 статьи 32 Федерального закона № ФЗ-400) в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа работы <данные изъяты> лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента – не менее <данные изъяты>. Как следует из решения ГУ УПФ г. Кандалакша от <дата>, согласно представленным документам страховой стаж для определения права на пенсию составил <дата>
Как установлено в судебном заседании, при подсчете стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были приняты к зачету периоды работы истца во все виды стажа:
- с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в <данные изъяты>
- с <дата> по <дата> на <данные изъяты>
- с <дата> по <дата> на <данные изъяты>.И. Ленина,
- с <дата> по <дата> в <данные изъяты>
- с <дата> по <дата> в <данные изъяты>
- с <дата> по <дата> в совхозе <данные изъяты> <адрес>,
- с <дата> по <дата> в <данные изъяты> <номер>.
Не принят к зачёту в страховой стаж и в льготный стаж периоды работы истца: с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в совхозе <данные изъяты> <адрес>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты> <номер> в связи с тем, что для подтверждения вышеуказанных периодов необходимо наличие срочных трудовых договоров, которые истцом не представлены.
Период работы истца с <дата> по <дата> в <данные изъяты> не принят к зачету в связи с тем, что штамп предприятия и печать к записи об увольнении не читаются.
В связи с тем, что в распоряжении ГУ УПФ в г. Кандалакша отсутствуют сведения о периодах, учтенных компетентным органом Республики Азербайджан, либо о факте отсутствия пенсионного обеспечения у заявителя на территории указанной республики, ответчиком не включены в стаж периоды работы: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в <данные изъяты>; с <дата> по <дата> на <данные изъяты>»; с <дата> по <дата> на <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в совхозе <данные изъяты> <адрес>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты> <номер>.
Не принят к зачету стаж службы истца в органах МВД РФ, так как истец является получателем пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании установлено, что ГУ УПФ в г. Кандалакша отказано в назначении пенсии истцу в связи с отсутствием необходимого страхового стажа (11 лет).
Полагая отказ ГУ УПФ РФ в назначении пенсии незаконным, Керимов М.Д.о. обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из справки УМВД России по Мурманской области, Керимов М.Д.о. является получателем пенсии за выслугу лет с <дата>. Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтённые при определении размера пенсии за выслугу лет: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
В страховой стаж истца не включен период прохождения службы в органах МВД РФ с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, поскольку эти периоды уже учтены при расчете выслуги лет для оформления ему пенсии за выслугу лет.
Суд считает данные выводы ответчика обоснованными, так как часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим законом.
Рассматривая довод ответчика о том, что поскольку отсутствуют сведения о периодах работы истца, учтённых в стаж компетентным органом Республики Азербайджан, либо о факте отсутствия пенсионного обеспечения Керимова М.Д.о. в Республике Азербайджан, то не подлежат включению в страховой стаж периоды работы истца: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> на <данные изъяты>, с <дата> по <дата> на <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в Бакинском управлении, с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в совхозе «<данные изъяты>» <адрес>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты> <номер>, суд пришёл к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года Республика Азербайджан не подписала, участником Соглашения не является.
В Решении Экономического Суда СНГ от 07 апреля 2005 года N 01-1/6-04 по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.
Такую же правовую позицию высказал в Определении от 15 июля 2010 года N 1011-О-О Конституционный Суд РФ, указавший, что разрешение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики после 1 декабря 1991 года в страховой стаж гражданина, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона.
В настоящее время какие-либо международные Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан в области пенсионного обеспечения отсутствуют.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом 8 данного Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 года N 88-16).
Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Вместе с тем, с 01 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Основания возникновения, приобретения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ, в соответствии с часть 2 статьи 13 которого, в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, а именно информацией, представленной МО МВД России «Полярнозоринский» от <дата>, Керимов М.Д.о., уроженец <адрес> Азербайджанской ССР, является гражданином Российской Федерации на основании статьи 13 части 1 Закона «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года, так как был зарегистрирован по месту жительства на <дата> по адресу: <адрес> <дата> по <дата>.
Вместе с тем, судом достоверно установлено также, что Керимов М.Д.о. документирован паспортом гражданина Республики Азербайджан <дата>, то есть является гражданином Республики Азербайджан.
Как следует из трудовой книжки и нотариально заверенного перевода её записей №№ 11 и 12, в период с <дата> по <дата> истец работал на <данные изъяты> Республики Азербайджан.
По прибытию из Республики Азербайджан, с <дата> истец был зарегистрирован по адресу н.п. Ёнский, <адрес>.
Истцом представлена нотариально заверенная копия его заявления об отказе от гражданства Республики Азербайджан от <дата>. Однако, решение компетентного органа, принятое по заявлению Керимова М.Д.о. о выходе из гражданства Республики Азербайджан, истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению довод ответчика о том, что не подлежат включению в страховой стаж периоды работы истца: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> на <данные изъяты> <данные изъяты>», с <дата> по <дата> на <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в совхозе «<данные изъяты>» <адрес>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты> <номер>, поскольку доказательства, подтверждающие, какие периоды работы учтены при назначении пенсии Керимову М.Д.о. на территории иностранного государства, (в том числе периоды его работы на территории бывшего СССР), либо о факте отсутствия пенсионного обеспечения Керимова М.Д.о. в Азербайджанской Республике истцом суду не представлены.
Рассматривая довод ответчика о том, что не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы истца в районах Крайнего Севера и в связи с отсутствием у истца срочных трудовых договоров, суд установил следующие обстоятельства.
В спорные периоды работы истца с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», которым исчисление льготного стажа за работу в районах Крайнего Севера не было предусмотрено, утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».
В соответствии со статьей 16 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР» лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеют право на пенсию: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Лицам, работавшим, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При определении права на пенсию в соответствии с настоящей статьей применяется действующий ко дню обращения за назначением пенсии перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Советом Министров СССР.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 № 1029, г. Ковдор Мурманской области, отнесен к районам Крайнего Севера. Мурманская область (за исключением г. Кандалакша) относилась к районам Крайнего Севера. С 01 июля 1990 года вся Мурманская область по настоящее время относится к районам Крайнего Севера.
Данный закон в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 года № 341-1 утратил силу в связи с принятием Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20 ноября 1990 года – в последующем Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 340-1).
Согласно статье 130 Закона № 340-1 настоящий Закон в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны (в том числе из числа вольнонаемного состава), семей погибших военнослужащих, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, минимальных размеров трудовых пенсий, пенсий детям-круглым сиротам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, социальных пенсий, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий и порядка исчисления пенсии и заработка (раздел VII Закона) был введен в действие с 1 марта 1991 года; в остальной части - с 01 января 1992 года.
Статья 94 Закона № 340-1 от 20 ноября 1990 года, устанавливающая, что при подсчете трудового стажа при назначении пенсии по старости периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере введена в действие с 01 января 1992 года.
Таким образом, периоды работы истца с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> правомерно исчислены в соответствии с законодательством, действующим до вступления в силу Закона № 340-1 от 20 ноября 1990 года, предусматривающим льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, только при заключении срочных трудовых договоров.
Довод истца о том, что наличие срочных трудовых договоров не требуется, поскольку все сведения о работе зафиксированы в трудовой книжке не подлежит удовлетворению, поскольку основан на ошибочном толковании норм права.
Согласно пункту 5 статьи 251 Кодекса законов о труде РФ, утвержденного Верховным Советом РСФСР 09 декабря 1971 года и действовавшего в спорный период, работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет. Работникам, заключившим срочные трудовые договоры (контракты) о работе на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставляются, кроме того, дополнительные льготы. Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры (контракты) с предоставлением дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.
Согласно пункту 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (действовавшего в период работы истца), работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В соответствии с пунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе: один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года N 530/П-28, которой было предусмотрено, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
Анализируя приведенные правовые нормы, суд полагает, что юридически значимыми обстоятельствами, дающими основания для исчисления работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудового стажа в льготном порядке, являются обстоятельства заключения с такими работниками трудовых договоров в зависимости от того, по какому основанию работник прибыл в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к таким районам.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств того, что в спорный период он работал в районах Крайнего Севера по срочным трудовым договорам, трудовая книжка также не содержит сведений о приёме на работу на основании срочного трудового договора, исковые требования о включении в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в льготном исчислении периодов работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, материалы пенсионного дела содержат копию трудового договора заключённого между Каримовым М.Д.о. и <данные изъяты>, который имеет срочный характер, так как заключён сторонами на определённый срок – с <дата> сроком на <данные изъяты> года по <дата>.
В тексте данного трудового договора имеется указание на то, что на Каримова М.Д.о. распространяются Указы президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и 26 сентября 1967 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных районах Крайнего Севера, том числе: засчитывается один год работы в районах Крайнего Севера за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности (подпункт д) параграфа 5 трудового договора).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что период работы истца в <данные изъяты> с <дата> по <дата> мог бы подлежать зачёту в льготный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости при соблюдении иных вышеперечисленных условий.
Судом установлено, что с учётом включенных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (<дата>), у Каримова М.Д.о. отсутствовал необходимый стаж работы (<дата> лет), дающий право на досрочное назначением пенсии по старости в соответствии со статьёй 35 Закона «О страховых пенсиях», как на дату его обращения с заявлением о назначении пенсии <дата>, так и на дату вынесения решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Керимову М.Д.О. отказать в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное), Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконными решений <номер> от <дата>, <номер> от <дата> об отказе в назначении пенсии, ответа № <номер> от <дата>; о включении периодов работы с <дата> по <дата> в трудовой стаж, дающий право для назначения части страховой пенсии, а именно: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по<дата> на <данные изъяты> с <дата> по <дата> на <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты> с <дата> по <дата> в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в совхозе «<данные изъяты> <адрес>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты> <номер>; назначении пенсии с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.Ф. Пахарева