дело№2-1844/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2017 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Беляевой В.М.,
при секретаре Бондарь И.О.
с участием процессуального истца - помощника прокурора Свердловского района г.Красноярска Елисеев И.О., представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Шалавин И.Г. (доверенность от 24.03.2017г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах Терещенко В.А. к ГУ-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г.Красноярска в интересах Терещенко В.А. обратился в суд с иском к ГУ КРО ФСС РФ, в котором просит суд признать незаконными действия ГУ КРО ФСС РФ по исключению Терещенко В.А. с 01.01.2015г. из очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение; обязать ГУ КРО ФСС РФ включить Терещенко В.А. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение с присвоением номера в очереди согласно ранее поданному заявлению от 13.04.2011г.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки реализации права Терещенко В.А. на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, проведенной прокуратурой Свердловского района г.Красноярска, установлено, что 13.04.2011г. Терещенко В.А. обратился к ответчику с заявлением на обеспечение санаторно-курортным лечением, на основании которого заявитель был поставлен на учет для обеспечения соответствующей путевкой. Вместе с тем, с 01.01.2015г по 31.12.2015г, в связи с поступившим от Терещенко В.А. отказом от предоставления набора социальных услуг в натуральном виде, получение государственной социальной услуги по обеспечению санаторно-курортным лечением было прекращено, была назначена денежная компенсация вместо обеспечения путевкой. При этом, он также был исключен из электронной очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, в том числе за период до 2015г. 14.01.2016г Терещенко В.А. вновь обратился в Филиал с заявлением на обеспечение его санаторно-курортным лечением, которое было рассмотрено филиалом, также зарегистрировано датой его поступления и ему был присвоен соответствующий новый порядковой номер в электронной очереди по состоянию на 16.11.2016г номер очереди составляет 9 371.
Вместе с тем, с учетом не предоставления в 2015г. Терещенко В.А. путевки на санаторно-курортное лечение, в силу действующего законодательства за Терещенко В.А. сохраняется право на ее предоставление на будущий год.
В связи с изложенным, прокурор Свердловского района г.Красноярска просит
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района г.Красноярска Елисеев И.О. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Шалавин И.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснил, что поскольку материальный истец выразил отказ от набора социальных услуг, он был снят с очереди и сейчас получает денежную компенсацию. Считает, что права заявителя не нарушены, ответчик действовал в рамках закона.
Материальный истец Терещенко В.А., представитель третьего лица ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Красноярска в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, учитывая, что все стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения спора, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав процессуального истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Терещенко В.А. является инвали<адрес> группы, согласно справке для получения путевки, выданной Поликлинике МБУЗ Городская больница № 3 от 13.04.2011, Терещенко В.А. рекомендовано санаторно-курортное лечение.
На основании заявления Терещенко В.А. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2011г., Филиал №3 ГУ КРО ФСС РФ выдал уведомление о принятии документов Терещенко В.А. 13.04.2011г., и поставил его на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение 13.04.2011г.
Также в судебном заседании установлено, что в 2015г. Терещенко В.А. обратился с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг: от санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, просил прекратить их оплату за счет суммы (части суммы) ежемесячной денежной выплаты.
При этом заявителю разъяснено о праве на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии со ст.6.3 ФЗ РФ от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также о прекращении предоставления набора социальных услуг с 01.01.2016г.
На основании указанного заявления Терещенко В.А. был исключен из электронной очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, ему была назначена ежемесячная денежная выплата за санаторно-курортное лечение.
Кроме того, 14 января 2016г Терещенко В.А. обратился в филиал № 3 с заявлением которое было принято и рассмотрено, зарегистрировано за номером 64 датой его поступления в филиал № 3. Терещенко В.А. предоставил справку № 149 от 12.01.2016г по форме № 070/у, был включен в электронную очередь начиная с 2016г. Номер электронной очереди, которой автоматически формируется в целом по Красноярскому краю в зависимости от даты и времени подачи заявления, который отражается на официальном сайте Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ : www.r24.fss/ru, в разделе «Электронная очередь на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан», путем ввода номера СНИЛС. Таким образом, судом установлено, что по состоянию на 16.11.2016г номер Терещенко В.А. в очереди был 9371. По состоянию на 06.02.2017 номер в очереди 8559.
Прокурор считает данное исключение из очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и просит обязать ответчика восстановить Терещенко В.А. в указанной очереди согласно его заявлению от 13.04.2011г., поскольку если гражданин, имеющий право на получение путевки на санаторно-курортное лечение не был обеспечен ею в течение календарного года, услуга не считается предоставленной и за ним сохраняется право на ее предоставление за тот период в котором заявитель не был ей обеспечен на будущий год.
Вместе с тем, данные требования прокурора основаны на неверном токовании подлежащего применению положения ФЗ РФ №178-ФЗ от 17.07.1999г.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Согласно п.3 и п.4 ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Таким образом, при расчете объема финансирования для исполнения ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, Терещенко В.А. учтен не был, т.к. отказался от получения государственной социальной услуги на 2015г., следовательно, денежные средства на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение в бюджете на 2015г. предусмотрены не были, в связи с чем он не мог быть оставлен в списке граждан-получателей набора социальных услуг, нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для включения Терещенко В.А. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение с присвоением номера в очереди согласно ранее поданному заявлению от 13.04.2011г. не имеется, в связи с чем требования прокурора о признании незаконными действий по исключению Терещенко В.А. с 01.01.2015г. из очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности включить Терещенко В.А. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
При этом, Терещенко В.А. не лишен права согласно п.4 ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ подать заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах Терещенко В.А. к ГУ-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий по исключению Терещенко В.А. в 2015г. из очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности включить Терещенко В.А. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение с присвоением номера в очереди согласно ранее поданному заявлению от 13.04.2011г., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.М.Беляева